Файл: Методы управления и руководства в строительстве (Основы теории управления в строительстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рынок – сфера товарооборота, устанавливающая общественно необходимые затраты труда на производство товарной продукции. Рынок является наиболее распространенным и эффективным механизмом общественного разделения труда, обеспечения взаимодействия специализированных хозяйственных единиц, в том числе заказчиков, генподрядных и субподрядных предприятий, а также предприятий – производителей материально – технических ресурсов.

Рынок – такая организация общественного производства, при которой производители продукции (товаров), ориентируясь на спрос покупателей, сами решают:

– когда, в каком количестве и какую продукцию производить;

– как эту продукцию произвести (из каких ресурсов и с помощью какой технологии);

– для какого потребителя производить продукцию.

Нормальное функционирование рынка может быть обеспечено, если:

– Реализация товарно-рыночных отношений осуществляется на основе собственности, когда производитель товарной продукции является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;

– Создана свобода производственной и коммерческой деятельности для всех участников общественного производства;

– Существует четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;

– Производители продукции организованно и психологически верно выстраивают рыночные отношения.

Рынок позволяет осуществить отбор наиболее эффективных технологий производства товаров и организационно-управленческих систем. Такой отбор возможен лишь при существовании различных форм собственности.

В общественном производстве действуют различные виды рынков, которые классифицируются по различным признакам:

– по форме взаимоотношений – рынки продавца, покупателя и промежуточных продаж;

– по виду инвестиций – рынки ссудного капитала и ценных бумаг;

– по виду продаваемых и покупаемых товаров – рынки потребительских товаров, товаров промышленного назначения (инвестиционных), рынки труда (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4.1 - Инфраструктура рынка инвестиционных товаров[9]

Комплексные исследования рынка являются основой управления маркетингом, в том числе и разработки стратегической политики предприятия-продавца.

В состав работы по исследованию рынка входят:

– изучение потребностей рынка.

– определение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции.


– анализ рыночной сегментации.

– изучение предпринимательской структуры рынка (предприятий-конкурентов).

– исследование форм и методов сбыта.

– изучение социально-психологических особенностей покупателей, их мотивации при покупках.

Таким образом, маркетинг является научной и практической деятельностью по управлению одновременно производством и сбытом продукции в зависимости от развития рынка и экономики.

Маркетинг – это система, направленная на производство товара для конкретного покупателя и организацию продаж товара, включая меры по стимулированию и рекламе.

К основным принципам маркетинга относятся:

– глубокое и всестороннее научно-практическое исследование рынка.

– сегментация рынка.

– гибкое реагирование производства и сбыта на требование спроса.

– инновация – постоянное совершенствование технологии производства товара и выбор новых направлений научно-исследовательских и конструкторских работ, формирование более совершенной структуры управления предприятием.[10]

Составляющей основной конкурентоспособности товара является его качество, технико-экономические показатели, эксплуатационные характеристики, надежность и долговечность. В маркетинговой деятельности важное значение имеют виды политики следующие: – товарная политика, включающая изучение мер по повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции, прежде всего ее качества; – ценовая политика.

Для предприятия она жизненно важна, так как обеспечивает прибыль от реализации товаров; – сбытовая политика, предполагающая планирование, организацию и нормирование каналов сбыта продукции предприятия; – коммуникационная политика, состоящая в осуществлении комплекса мероприятий, направленных на продвижение продукции предприятия на рынок; – политика стимулирования, дополняющая деятельность по успешному сбыту продукции.

Маркетинговая служба на основе проведенного анализа разрабатывает стратегическую программу и составляет текущие планы на период 1 – 2 года и оперативные в пределах года.

2.2 Качество строительства, надежность и риск в производственной деятельности


Вопросам качества всегда уделяется большое внимание, а если рассматривается возведение зданий, где от уровня работы строителей зависят безопасность и здоровье людей, без должного контроля не обойтись. Одна из проблем развития стройкомплекса связана с повышением качества стройпродукции. [11]

Как показало изучение мирового опыта, эффективным способом ее решения может стать создание национальной системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве. В этом направлении в РФ реализуется программа поэтапного внедрения предприятиями и организациями стройкомплекса систем качества по стандартам ИСО серии 9000. Международные стандарты устанавливают требования к системе управления качеством, направленные на удовлетворение потребителя посредством предупреждения несоответствия продукции нормативным требованиям на всех стадиях от проектирования до эксплуатации. [12]

Качество строительства – комплексное понятие, составляющими которого являются:

– качество проектно-сметной документации;

– качество материалов, изделий и конструкций, из которых возводятся здания и сооружения;

– качество строймонтажных работ;

– надежность и долговечность зданий и сооружений.[13]

Основной задачей системы управления качеством строительства является установление уровня качества стройпродукции и его последовательное достижение на всех этапах строительства. Для реализации этой задачи на каждом этапе (проектирование, строительство и эксплуатация) создаются соответствующие службы управления качеством.

На этапе проектирования выбираются и обосновываются принятые решения, а также исключаются ошибок в проектно-сметной документации. На этапе стройпроизводства осуществляется достижение проектного уровня качества.

С началом эксплуатации выявляются дефекты, пропущенные при приемке построенного объекта. На этом этапе ведется учет выявленных дефектов и осуществляются мероприятия по снижению их отрицательных последствий. Качество построенных объектов зависит и от качества промежуточной продукции: стройматериалов, конструкций, изделий, оборудования и т. д. поэтому поступающая продукция должна проходить строгий контроль.

Структура системы управления качеством включает общие функции: планирование, организацию, контроль, регулирование, учет и итоговый анализ (рисунок 2.6).

Технический кодекс установившейся практики (ТКП 45-1.03-161- 2009), утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства от 07.12.2009 № 396, устанавливает, что строительная организация обязана обеспечить качество строймонтажных работ.


Рисунок 2.6 - Структура системы управления качеством строительной продукции[14]

Контроль качества строймонтажных работ должен осуществляться линейным персоналом и специальными службами, создаваемыми в стройорганизации, которые оснащены средствами измерения и контроля. Контроль качества строймонтажных работ бывает производственный и инспекционный.

Производственный контроль качества строймонтажных работ включает в себя три основных составляющих:

– входной контроль проектной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

– операционный контроль строймонтажных работ;

– приемочный контроль строймонтажных работ.

Операционный контроль осуществляется как в ходе выполнения производственных операций, так и после их завершения с целью обеспечения своевременного выявления дефектов и принятию мер по их устранению.

При операционном контроле должно проверяться: – соблюдение заданной в проектах производства работ технологии выполнения стройпроцессов; – соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, стройнормам и правилам производства работ, и стандартам. Операционный контроль должен выполняться производителями работ и мастерами, а самоконтроль – исполнителями работ. К операционному контролю следует также привлекать стройлаборатории и геодезические службы.[15]

При приемочном контроле производится проверка качества выполненных строймонтажных работ, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций. Обычно приемочный контроль производится высшим звеном инженерно-технического состава стройорганизации (руководитель стройорганизации, главный инженер и т. п.).

Кроме производственного (входного, операционного, приемочного) контроля в строймонтажных организациях за качеством строительства, осуществляется контроль со стороны государственных и ведомственных органов контроля и надзора, действующих на основании специальных положений о них (пожарный, санитарно-технический, экологический и др.).

С целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля на всех стадиях строительства должен выборочно осуществляться инспекционный контроль, который проводится специальными службами, если они имеются в составе стройорганизации.[16]


По результатам производственного и инспекционного контроля качества строймонтажных работ обязательно должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом необходимо учитывать требования авторского надзора проектных организаций, технического надзора заказчика и органов государственного надзора и контроля.

Методы управления и руководства в строительстве

3.1 Формирование трудовых коллективов

Трудовой коллектив – это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.

Трудовые коллективы могут классифицироваться:

– по сферам деятельности (трудовые коллективы материального производства и трудовые коллективы административной деятельности);

– по месту в системе управления - коллектив объединения (треста), стройпредприятия, участка, бригады;

– по численности работающих в коллективе (большие, средние, малые – первичные).

В трудовом коллективе формируются социально-психологические характеристики коллектива:

– ценностная ориентация рассматривается как социально обусловленная направленность сознания и поведения группы, имеющая общественную и групповую значимость, выражающуюся в отношении к тем или иным объектам;

– социальная установка – это готовность коллектива к определенной оценке ситуации и способу деятельности в ней;

– традиция – это способ реализации устойчивых общественных отношений, поддерживаемых силой общественного мнения, коллективных привычек и убеждений;

– морально-психологический климат – преобладающий в коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в который включаются настроения людей, их эмоциональные переживания и волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.[17]

Задача руководителя – организовать из этих разных людей коллектив единомышленников, способный слаженно, дружно и эффективно решать сложные производственные и социальные проблемы. Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют использование определенных производственных ресурсов, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют свою деятельность и доводят дело до конца.[18]