ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремлённостью и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции. В здании воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти; 1421—44) Брунеллески Филиппо вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость. В Старой сакристии (ризнице; окончена в 1428) церкви Сан-Лоренцо Брунеллески Филиппо впервые создал характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах. В капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429), с её элегантным коринфским портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле), особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции; выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки. Брунеллески Филиппо удачно использовал ордер и в базиликальных церквах Сан-Лоренцо (1422—46) и Санто-Спирито (начата в 1444), разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещенными над капителями отрезками антаблемента. Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420—42) и центрическая (8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) церковь Санта-Мария дельи Анджели (начата около 1434). Брунеллески Филиппо приписывается также создание мощного, выложенного из грубо отёсанных блоков дворца Питти (начат в 1440) и более камерного дворца Пацци-Куаратези (до 1445). Брунеллески Филиппо много работал и как строитель укреплений (главным образом в Пизе). Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески Филиппо, соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Брунеллески Филиппо на последующее развитие архитектуры Возрождения.
ПРЯМАЯ ПЕРЕСПЕКТИВА В ТВОРЧЕСТВЕ БРУНЕЛЕСКИ Последовательная, математически обоснованная система Перспектива, рассчитанная на
фиксированную, «антропоцентрическую» точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберта, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло); значительный вклад в эмпирическую и научную разработку.
В начале XV века флорентийский скульптор и архитектор Филиппо Брунеллески обобщает сложившийся к этому времени опыт оптических наблюдений в идеологию метода линейной перспективы. Где-то около 1425 г. Брунеллески, вероятно, экспериментируя с зеркалом, заметил, что феномен пространственного сокращения по мере удаления, который все мы знаем по опыту, глядя на ряд комнат или дорогу, объясняется тем, что удаляющиеся ребра плоскостей как бы сходятся в точке или точках на уровне глаз зрителя. Этот уровень мы называем теперь «линией горизонта». На картине эта линия горизонта указывает, где должны располагаться изображаемые предметы и откуда должен смотреть зритель, чтобы видеть в точности так, как видел художник. Таким образом, линия горизонта устанавливает оптическую связь из реального пространства, в котором находится зритель, «через» поверхность картины, служащей как бы окном, с изобразительным пространством самой картины.
Далее Брунеллески обнаруживает, что если автор (зритель) стоит в центре квадратной комнаты, удаляющиеся линии сойдутся в одной точке, точке схода, прямо против глаз, как если бы умозрительный луч проходил между глазами зрителя и картиной, перпендикулярно плоскости глаз и плоскости картины. Такой центральный зрительный луч, единственный луч в зрительном конусе, перпендикулярный хрусталику глаза и плоскости созерцаемого объекта, античными, арабскими и христианскими учеными-оптиками издавна считался наилучшим в смысле обеспечения предельной ясности и четкости зрительного изображения в человеческом глазу. Все прочие зрительные лучи входят в глаз не под прямым углом и потому доносят не столь четкое изображение. Вот почему, когда Брунеллески открыл, как действует точка схода, он тем самым дал художникам возможность изображать сцену не только реалистически, но и метафорически в том смысле, что на этом месте надлежало изображать важнейший элемент композиции (центр композиции). И действительно, величайший художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи написал голову Христа прямо над точкой схода в своей знаменитой фреске «Тайная вечеря» (1497 г.).
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции
Брунеллески. «Принесение в жертву Исаака». Бронза. 1401. Национальный музей Флоренция.
Ф.Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. Начата в 1429.
Ф.Брунеллески. Капелла Пацци. Интерьер.
Ф.Брунеллески. Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции. 1421—44.
Ф.Брунеллески. Церковь Санто-Спирито во Флоренции. Начата в 1444. Интерьер.
Ф. Брунеллески. Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Окончена в 1428. Интерьер.