ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.10.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.).

Классический период в ис-ве Древней Греции стал временем экономического, политического и культурного расцвета. В эту эпоху были созданы такие образцы архитектуры и скульптуры, которые в последствии стали эталонами для всей мировой культуры. Эпоху классики делится на 3 периода: ранняя, высокая и поздняя классика. 1. РАННЯЯ КЛАССИКА. Время поиска обобщенных типических образов и приемов правдивого изображения человека, в первую очередь передачи движений, также разрабатываются каноны синтеза архитектуры и скульптуры (комп. фронтонов и др.). 2. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА. Период наивысшего расцвета всех видов ис-в, создание наиболее гармоничных эстетических произведений (афинский акрополь, скульптуры Фидия, Поликлета). 3. ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА. Кризис демократического строя, междоусобные войны, правление Александра Македонского – эти трагические конфликты действительности привели к значительным изменениям в ис-ве, заставили художников по-другому взглянуть на образ человека, усложнив его и впервые обратить внимание на духовную жизнь личности (Скопас, Пракситель). АНСАМБЛЬ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ. ПАРФЕНОН. Ведущее место среди полисов Греции занимали Афины. Этот город в период правления Перикла переживает золотой век экономического и культурного развития. В это время, в связи с повышением политической роли Афин, появляется тенденция к разработке единого архитектурного общегреческого ПАНЭЛЛИНСКОГО стиля – сочетание дорического и ионического. Именно в это время строится Афинский акрополь, в постройках которого часто использовалось это сочетание стилей (акрополь - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, верхний город; крепость). Скалистый холм, на котором был расположен Афинский акрополь, имел около 300 м длины и около 150 м ширины, его превышение над уровнем города - около 60 м. Акрополь имел крутые склоны, дополнительно укрепленные. Планировка и постройка акрополя выполнялись под руководством скульптора Фидия. Основные постройки: 1. СТАТУЯ АФИНЫ ПРОМАХОС (воительница) – первое сооружение акрополя, скульптор Фидий. Статуя Афины Промахос не сохранилась, существуют различные догадки по поводу ее высоты и композиции. Известно лишь, что медное копье богини, поблескивавшее на солнце, было видно с моря, находившегося на расстоянии нескольких километров от города. 2. ПАРФЕНОН. Через год после установки Афины Промахос архитекторы Иктин и Калликрат приступили к строительству храма Афины Девы — Парфенону (447 — 438 гг. до н. э. ). Дорический периптор из мрамора, 8 на 17 колонн, построен с использованием дорического и ионического (колонны внутри храма, облегченный антаблемент, сплошной фриз) ордеров. Целла храма делилась на святилище, в котором хранилась статуя Афины, исполненная Фидием из золота и слоновой кости.Богиня стояла в парадном одеянии, опираясь на щит. У ног ее расположилась змея – символ мудрости, на правой вытянутой руке

– богиня победы, на щите изображена битва греков с амазонками.). И «парфенон» - зал для хранения городской казны. Скульптурное убранство храма также исполнено Фидием. На восточном фронтоне Парфенона изображена композиция, посвященная рождению Афины из головы Зевса; на западном – спор Афины с Посейдоном за обладанием аттической землей.3. ПРОПИЛЛЕИ (437 - 432 г. до н. э), архитектор Мнесикл. Пропилеи – главный вход в акрополь и общественное здание, в правом крыле которого находилась библиотека, а в левом - - пинакотека (место для хранения произведений живописи). Здание построено с использованием дорического (колонны западного 6-ти колонного портика) и ионического (колонны по сторонам центрального входа) ордеров. Композиционная ось Пропилеи стала почти параллельной Парфенону и была ориентирована на Афину Промахос. Сооружение ассиметрично, для равновесия композиции справа возведен небольшой храм Нике Аптерос. 4. ХРАМ НИКЕ АПТЕРОС. Архитектор Калликрат (449 – 421 г. до н. э.), ионический амфипростиль. Фасад храма развернут в сторону подхода к пропилеям – наибольшее раскрытие худ. качеств перед зрителем. 5. ЭРЕХТЕЙОН (421 - 407г. до н. э.) Это асимметричное здание ионического стиля, построенное из мрамора и темного известняка. Храм состоит из 2 находящихся на разных уровнях помещений. Восточная часть посвящена Афине (6-ти колонный портик), западная – Посейдону, с южной стороны находится портик кариатид. Здесь особенно наглядно выступает один из основных принципов др. греч. арх. – принцип постепенного развертывания композиции перед зрителем, обходящим сооружение.

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.План Акрополя. 2. Реконструкция. Общий вид.

3.План Парфенона. 4. План Эрехтейона. 5. Портик кариотид. 6. Эрехтейон. 7. Храм Нике Аптерос.

1


5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.). ХРАМ АПОЛЛОНА В БАСАХ середина V в. архитектор Иктин.

Бассы (др. греч. ущелье) в этой гористой местности, на западном склоне горы Котилион, на высоте 1130 метров над уровнем моря, жители города Фигалия основали святилище, посвященное Аполлону Эпикурейскому. Аполлон Эпикурий - Аполлон-спаситель, считалось, что он избавил город от эпидемии чумы. Храм Аполлона Эпикурейского - дорический гексастиль, 15 x 6 колонн. Он традиционно содержит три помещения: пронаос, наос, опистодом – помещение, расположенное за наосом, отделен отнего глухой стеной, сокровищница. Храм ориентирован с севера на юг. Такое расположение нехарактерно для древнегреческих храмов, его можно объяснить местоположением храма (на крутом склоне горы) или тем, что в храм включен более старый маленький храмик, ориентированный с запада на восток, который имеет особую дверь в длинной стене целлы. Целла разделена на два отделения, между которыми помещена в середине свободно стоящая колонна, увенчанная первой известной коринфской капителью. Внутри целлы к ее стенам приставлены поперечные стенки (архаичная черта), оканчивающиеся сливающимися с ними ионическими колоннами (всего десять колонн) с капителью, имеющими волюты с трех сторон, а над ними идет ионический фриз. Фриз, перемещенный с наружных стен в наос, посвящен темам амазономахии и кентавромахии. Главной особенностью храма является соединение в нем трех ордеров: дорического, ионического (колонны и ионический фриз в целле) и коринфская колонна.

1. разрез.

2 план.

2

5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.).

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР – один из трех основных архитектурных ордеров, в Греции считался разновидностью ионического ордера. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Сложился во 2 пол. V в. до н.э. получил широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима. В период классики применялся архитектором Иктином в целле храма Аполлона в Бассах на Пелопоннесе. Легенда о происхождении коринфского ордера: «изобретение же его капители, согласно преданию, произошло таким образом: одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которые эта девушка берегла при жизни как зеницу ока, уложила их в корзинку, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканта. Акант, придавленный этой тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ назвали Кататехнос, проходя мимо гробницы, обратил внимание на эту корзинкуи на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизною вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера» Витрувий.

3


5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.).

ТЕОРИЯ ИС-ВА: «КАНОН» ПОЛИКЛЕТА, АРХИТЕКТУРНЫЙ ТРАКТАТ ИКТИНА И КАЛЛИКРАТА, ПОНЯТИЕ КАЛОКАГАТИИ. КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalos - прекрасный, agathos - добрый) — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств - совершенство человеческой личности. Калокагатия была одновременно социальнополитическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом. Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить. Первые достоверные письменные свидетельства о Калокагатии связаны с Платоном, который обозначил так идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей.

«КАНОН» ПОЛИКЛЕТА. Поликлет был не только ваятелем, но и теоретиком ис-ва. Он создал трактат о пропорциях человеческого тела, которые находятся друг с другом в цифровом соотношении. Так, например, голова составляла 1/7 человеческого тела, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6 и т.д. Также в этом трактате воплощались идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Например, правая нога и левая рука напряжены, а с левой ноги и правой руки сознательно снята нагрузка, т. е. горизонтальные оси не параллельны, благодаря такому контрасту достигалась гармония и жизненность прямостоящей фигуры. Подобная композиция называлась контрапост. Канон Поликлета был воплощен им в статуе Дорифор ("Копьеносец"), которая стала эталоном. Статуя юноши полна уверенности; уравновешенность частей тела олицетворяет могущество физической силы.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ТРАКТАК ИКТИНА И КАЛЛИКРАТА. После постройки Парфенона архитекторы написали сочинение об этом храме, его пропорциях и стиле как об образце. Огромный и могучий, он возвышался над городом. По торцевым фасадам храм имел по восемь колонн, по боковым — семнадцать. Храм производил впечатление в высшей степени гармоничного сооружения благодаря одновременному использованию двух ордеров — дорического и ионического. Дорическими были наружные колонны храма, а стены храма венчал непрерывный ионический фриз. Если снаружи храм украшали сцены жестоких сражений, исполненные в традициях строгого стиля, то внутренний фриз изображал вполне мирное событие — торжественное шествие афинян на празднике Великих Панафиней (праздник в честь богини Афины, проходивший раз в четыре года). Во время праздника на корабле везли новое одеяние для богини — пеплос. Этот дар был знаком ее воскресения. На фризе все афинское шествие было представлено в мерном, праздничном ритме: знатные старцы с ветвями в руках, девушки в новых хитонах и пеплосах, музыканты, жрецы, всадники на вздыбленных, волнующихся конях. Рельеф имел высоту один метр и был высечен на самом здании. По своей красоте, гармоничности, совершенству форм и единству ритма это произведение не имеет себе равных в мировом искусстве

4


5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.). СКУЛЬПТОРЫ: МИРОН, ПОЛИКЛЕТ, ФИДИЙ, ПРАКСИТЕЛЬ И СКОПАС.

МИРОН греческий скульптор середины V в. до н. э. Величайший реалист и знаток анатомии, мастер круглой скульптуры. Он изображал богов, героев и животных. Скульптор виртуозно воспроизводил трудные, скоропреходящие позы. Произведения Мирона, исполненные главным образом в бронзе, не сохранились и известны лишь по свидетельствам античных авторов и римским мраморным копиям. ПРОИЗВЕДЕНИЯ:1. ДИСКОБОЛ - наиболее знаменитое произведение. Атлет, намеревающийся пустить диск. Тело атлета в движении, мышцы напряжены, но лицо остается спокойным (передача мимики могла бы исказить красоту). Мирон преодолел скованность архаических поз. 2 АФИНА И МАРСИИЙ. 3. КОРОВА. (натуралистичность)

1. 2.

ПОЛИКЛЕТ. Представитель пелопонесской школы, мастер бронзовой скульптуры, не только ваятель, но и теоретик ис-ва (см «Канон»). Герои Поликлета - яркое воплощение идеала греческого свободного гражданина. Они спокойны, уверены в своей силе и красоте. ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1. ДОРИФОР (см. выше). 2.ДИАДУМЕН. Юноша, увенчивающий себя повязкой победителя, отличается от Дорифора более стройными пропорциями и большей одухотворенностью. 3. РАНЕНАЯ АМАЗОНКА. Образ амазонки идеален, она скорее отдыхает, чем страдает от раны. 4. СТАТУЯ ГЕРЫ (утрачена) для храма богини в Аргосе, выполнена в хрисоэлефантской технике (золото + слоновая кость).

5

1.

2.

3.

ФИДИЙ представитель аттической школы, работал в период расцвета классического стиля (V в. до н. э.), воплотил в своих произведениях идеи гражданственности, поэзии, красоты. Он создал образы, прославляющие свободного грека, его духовную культуру. Работал в круглой скульптуре и рельефе. ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1 АФИНА ПРОМАХОС (утрачена, сохранились римские копии) статуя высотой около 9м. была выполнена из бронзы фигура женственна, подвижна. 2. АФИНА ПАРФЕНОС исполнена Фидием из золота и слоновой кости. Богиня стояла в парадном одеянии, опираясь на щит, у ног ее расположилась змея – символ мудрости, на правой вытянутой руке – богиня победы, на щите изображена битва греков с амазонками. Композиция статуи фронтальна. 3.ЗЕВС ОЛИМПИЙСКИЙ(одно из 7 чудес света). Статуя для храма в Олимпии выполнена в хрисоэлефантской технике. Из золота сделаны: накидка, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы – Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. 4. РЕЛЬЕФЫ ПАРФЕНОНА. Скульптурное убранство Парфенона создавалось под руководством и при участии Фидия. Все 92 метопы храма были украшены мраморными горельефами, среди которых лучшими считаются рельефы с изображением лапифов и кентавров (по 2 фигуры вписаны в прямоугольное поле метоп). Фриз храма также украшен рельефом, изображающим праздничное шествие, посвященное Афине. Длина фриза около 200 м., изображения людей и животных индивидуальны, нет повторений в одежде и жестах, движения свободны, естественны, передана глубина пространства. Моделировка фигур живописна, рельеф был раскрашен и дополнен аксессуарами из меди. От скульптурных композиций фронтонов Парфенона осталось лишь несколько поврежденных фигур, нодаже по ним можно представить насколько совершенна была задумка автора и ее исполнение. На восточном фронтоне изображена композиция, посвященная рождению Афины из головы Зевса, на западном – спор Афины с Посейдоном за обладанием аттической землей. Скульптуры объединены в группы, композиции фронтонов не симметричны, как это было принято ранее. Фигуры свободны в своих движениях, впервые на ряду с целыми статуями были поставлены полуфигуры (Гелиос, погруженный в воду по грудь и селена, видимая лишь до пояса).

2. 3 4. 4.

4. 4.

6


ПРАКСИТЕЛЬ. Афинский скульптор. IV в. до н. э. Отличительная особенность его произведений - наделение богов человеческими лирическими чувствами и настроениями. Герои Праксителя всегда спокойно стоящие, отдыхающие, погруженные в собственные мысли и чувства. Все фигуры опираются на подпорку, отчего корпус получает плавный изгиб. Опора всегда является частью скульптурной композиции, а не просто технической деталью. ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1.ГЕРМЕС С МЛАДЕНЦЕМ ДИОНИСОМ. Статуя была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Вероятнее всего подлинник. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. 2. ЭРОТ – бог любви, стройный юноша, с длинными до плеч кудрями, изображен спокойно и прямостоящим с луком в руке. 3 АФРОДИТА КНИДСКАЯ. Первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры. Считалась лучшим творением Праксителя. Статуя была выполнена для святилища на о. Косу, но жители отказались от скульптуры, посчитав ее слишком откровенной. Статую купили горожане Книда. Пракситель выполнил другую скульптуру Афродиты. 5. АФРОДИТА ДЛЯ КОСА (одетая).

1. 3.

СКОПАС - древнегреческий художник и архитектор (4 в. до н.э), работал в Тегее, Галикарнасе, Эфесе, Фивах и др. города. Мастер круглой пластики и рельефов, скульптуры преимущественно из мрамора. Главное свойство его работ — пафос, энергия телесных усилий и страстных душевных переживаний, выраженная в бурной динамике композиций, напряженной ритмике складок одежд и особых телесно-пластических акцентах (глубоко посаженные глаза, выступающие надбровные дуги, складки на лбу, приоткрытый рот). ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1.ЭРОС, ПАТОС, ГИМЕРОС (любовь, страсть, желание). Аллигорическая группа из 3 юношей, находилась а храме Афродиты в Мегариде. 2. МЕНАДА (вакханка) фигура девушки изображена в танце, в сложном повороте. 3. РЕЛЬЕФ ГАЛИКАРНАСКОГО МАВЗОЛЕЯ (3 плиты из сцен с амахономахией)

7

2.

3.

5.ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИС-ВО ЭПОХИ КЛАССИКИ. (V – VI в. до н. э.). МАСТЕРА КРАСНОФИГУРНОЙ ВАЗОВОЙ РОСПИСИ: ДУРИС, БРИГ, ЕФРОНИЙ.

КРАСНОФИГУРНАЯ ВАЗОПИСЬ. Приблизительно в середине VI в.до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне - это дало простор для более тщательной разработки деталей. Первые вазы в краснофигурном стиле появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику изобрёл вазописец Андокид. Первоначально приверженцы нового стиля расписывали вазы в двух стилях одновременно: на одной стороне вазы изображение выполнялось с чёрными фигурами, а на другой — с красными. Такие сосуды называются билингвами. У нового стиля были явные преимущества, и, прежде всего, к ним следует отнести возможность детальной проработки изображения. В технике чернофигурного стиля линии внутри рисунка высекались по нанесённой краске, что не обеспечивало достаточной точности изображения. По сравнению с чернофигурными силуэтами, выглядящими как тени, краснофигурные изображения стали динамичнее и приблизились к жизни. Кроме того, красные фигуры отличались большей контрастностью на чёрном фоне. Появилась возможность изображать людей не только в профиль, но и в анфас, со спины или в три четверти. Краснофигурная техника позволяла лучше передать глубину и пространство. Первое место среди аттических краснофигурных сосудов теперь принадлежит не стройным амфорам, а большим чашам. Форма чаши позволяет развернуть сложные многофигурные композиции. Как на внешних, так и на внутренних стенках чаши, укрепленной на высокой подставке (ножке), можно увидеть мифологические и бытовые сцены. ЕФРОНИЙ — древнегреческий аттический вазописец и гончар конца VI — начала V века до н. э., крупнейший представитель «строгого стиля». В росписях (с мифологическими и жанровыми сюжетами) стремился к передаче сложных движений. «Пелика с ласточкой».

«Строгий стиль» обычно расписывались мелкие сосуды, на которых редко встречается более четырёх фигур. Изображения на вазах охватывают сцены на мифологические сюжеты, женские головы, батальные сцены и сцены прощания, а также фиасы — торжественные шествия в честь Диониса.

ДУРИС — известный древнегреческий вазописец из Афин, творчество которого приходится на середину V в. до н. э. Дурис работал в краснофигурном стиле и расписывал преимущественно сосуды, изготовленные гончаром Пифоном. Дурис славился изображениями батальных сцен и симпосиев. Сохранилось около 280 ваз Дуриса (из них 39 подписных) его росписи изящны и чётки по рисунку, с удлинёнными пропорциями фигур. БРИГ - древнегреческий художник, представитель краснофигурного стиля вазописи.Работал в Афинах в 500-480 до н. э. Сохранилось 13 ваз с подписью Брига.

8