ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Лекция 3. Искусство Востока.
Мусульманский мир.
[x] Дворцовый комплекс Альгамбра
Время основных построек - 13-15 век. “Альхамбра” с арабского - красное. Сроится на возвышенности, в окружении гор. Треугольное плато, хорошо укреплено.
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
Живописное обрамление архитектуры. Образ воды (идёт по акведукам с гор) Апельсиновые деревья, солнце, нарядная архитектура. Стены и башни красного цвета. Когда испанцы захватили Гранаду Карл 5 приказал ничего не перестраивать, восхищался красотой построки.
План: Дворец с круглым внутренним двором в стиле испанского ренессанса. Главный двор - миртовый, для встречи гостей. Вход – портик с поперечно вытянутым нефом. Зал Ла Барка (от «Барака» - приветствие на арабском). Замок - башня. Внутри квадратный зал с троном халифа. В центре квадрата бассейн. Слева и справа бассейна посажены миртовые деревья. Аркады с тонкими колоннами. Вода – сплошная зеркальная гладь, как продолжение мраморного пола. Водоём имеет наклон. Кажется, что колонны вырастают из воды. Вода имела сакральное значение, как и слово. Двойственность образа: вода – неподвижное зеркало, но отражение меняется, оно динамично. Некоторые богатые люди вместо воды заполняли бассейны жидкой ртутью.
В башню Комарес вход поперечный с циллиндрическим сводом из дерева, интарсия - инкрустация дерева деревом. Мелкий геометрический орнамент, нижние панели стен – мозаика. Слева и справа от входа
– ниши с арабесковым декором и эпиграфикой. Орнаментальные надписи органично включены в декор. Почерк разный, в каллиграфии – несколько «архитектурных» стилей. Фон – мозаика. Узор из керамических плиточек. Это лейтмотив всего дворца. Он становится более мелким, изощрённым. Арабесковый декор, мотив сталактитов.
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
Другой двор - Львинный двор. Фонтан - чаша на спинах 12 львов. По 4 осям - желобки, ведущие во все интерьеры. Также по осям двор заканчивается залами.
Зал 2-х сестер. В него ведет трехчастная арка. Форма арки меняется от полуциркульной до подковообразной. Заканчивается фонтаном.
Орнамент арабески измельчен. Это особенность 14 века - апогея развития культуры. Мавританский
стиль.
Купол над залом двух сестер - звезда, украшенная сталактитовыми ячейками. Цвет не используется. Термы включены в ансамбль построек.
[x] Женская половина
Сохранились сады. Дворы - принцип ожерелья. В одном саду может расти только один вид растений. Сады симметричны. В центре - канал или фонтан, кусты аккуратно подстрижены.
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
Иран.
Сохранились традиции Персии. Главная религия - зороастризм. Ариское происхождение, священная книга - авеста, сближена с ведами. Зороастризм дуальная религия, две противоположные силы - свет и тьма. Выражением сященной силы являются стихии. Добро олицетворяет бог Ахурамазда (бог света, солнца, огня). Огонь почитается как стихия, выражающая суть света. Храмы, посвящённые огню, возводятся на местах выхода природного газа. Огонь там поддерживается жрецами постоянно. Чартак [?]: состоит из куба, перекрытого куполом, с четырьмя арками, форма устойчива.
При переходе в мусульманство сохраняются черты зороастризма. В з. нельзя было хоронить и сжигать умерших. Мертвых обычно оставляли на башнях молчания на расклев птиц. Затем кости собирались в сосуд и закапывались. Дворцовая архитектура берёт своё начало из Древней Персии, Ахеменидского Ирана. Отсюда башенная архитектура вошла в мусульманскую архитектуру.
С 10 в начинается строительсвот мечетей. Также началось строительство башен.
[x] Башня Кабуса + план нач. 11 в
Традиционная башня молчания, погребальная башня. Надпись над входом - это единственное украшение. Имеется один оконный проем на уровне 1\4 высоты башни. Нет погребальной камеры. ысота около 50 м и еще около 10 метров под землей. Некоторыми учеными предполагается, что саркофаг с трупом был подвешен на уровне окна на цепях.
В плане башня - круг с десятью выступами
[x] Башня в Газни.
Иногда называют минаретом.
Также кру с треугольными ребрами. Декор.
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
1-е мечети строились по арабскому типу - дворовые. Но постепенно иранская архитектура приобретает свои отличительные черты. Это 4-х айванная мечеть. На самом деле, этот тип удобен для многих построек.
[x] Большая мечеть в Исфахане или Масджид аль Джума или Большая Пятничная мечеть
10-15 век - основные постройки, до 17 в достраивается. В Пятничной мечети жители собирались вместе для общественной молитвы.
Центр - внутрений двор, по осям - 4 айвана с пештаками. Между айванами - пространство, застроенное колоннами. 1-й айван - место для михраба. В Иране перед михрабом ставится чертак [?] - кубический объем. Нет чёткого внешнего контура. Амбивалентная, разрастающаяся конструкция.
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
С 9-11 вв. архитектура монохромна, так как роль декора исполняет кирпичная кладка.
С 14 века украшается изразцовым декором. Изразцы холодной гаммы. Люстровая керамика. Принцип графичности, плоскости, отделения одного пространства от другого. Фасады чётко расчерчены. Каждая плоскость имеет свой орнамент. Но всё в целом очень гармонично. Единая цветовая гамма: голубой, бирюзовый, синий, чёрный, фиолетовый, жёлтый, белый – холодные оттенки. Красного очень мало. Изразцами покрыты даже купола. Сочетание разных мотивов орнамента – растительного, геометрического, эпиграфики на основе арабескового принципа. Принцип укладки изразцов: первоначально вырезали формы и укладывали их на ганчевом растворе; позже стали делать формы и набирать из них ковровую плоскость. Освещение – отверстие в зените купола.
Для Средней Азии и Ирана (Восточной части от Мекки) характерны круглые в плане минареты вытянутой формы, заканчивающиеся фонариками.
Двухъярусная галерея с аркадами соединяет айваны. Для переходов, скруглений углов используются сталактиты (в тромпах, карнизах, сводах). Сталактиты покрывают керамическими плитами.
Пристраиваются капеллы для правителя - ограждаются деревянными решетками.
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
[x] Олджейту Ходабенде - мавзолей
Начало 14 века. Зодчий Али-Шах из Тебриза. Основа – 8-гранник, разделённый на 2 яруса. Нижний
– глухой снаружи, верхний – с тремя арками на каждой грани (ориентирован на экстерьер). Нижний также разделён арками, только изнутри. 8 башен-минаретов. Изразцового декора мало, только отдельные
глазурованные кирпичи и купол. Основной объём символизирует землю, купол – небо. Имеют соответствующие цвета (цвет камня – землистый/голубые изразцы купола). Таким образом основа сливается с местностью, а купол - с небом. (Больше вкраплений голубых изразцов) Иранская архитектура близко связана с архитектурой Средней Азии. Одни и те же принципы декора, материалы.
http://archnet.org/library/images/
http://archnet.org/library/images/thumbnails.jsp?location_id=3782
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p
(c) by Lex w w w . v k . c o m / n a n o h i t l e r 2012 special for 2nd prom w w w . v k . c o m / p r o m d e s i g n . g r o u p