Файл: Классификация искусств.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация искусств

Проблемы хронологии.

Архитектура.

Типы конструкций.

3. Готическая конструкция

Скульптура.

2.Рельеф.

Живопись и графика.

6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

2. Свет.

3.Компрозиция.

3) Мозаика.

Искусство передней Азии. Искусство шумеров.

Периодизация шумерской истории:

Раннединастический период. Становление искусства шумеров.

Эпоха Старовавилоноского царсвта.

Искусство III династии Ура.

Искусство государства Мари.

Искусство Хеттской державы.

Искусство Ассирии.

Типы конструкций.

3. Готическая конструкция

Художественные средства.

9. Круглая скульптура и рельеф. Их разновидности.

10. Монументальная и станковая скульптура.

11. Художественные средства в скульптуре.

12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.

13. Образ человека в скульптуре.

16.Живопись как вид искусства.

17. Художественные средства живописи.

18. Композиция в живописи

19. Цвет и колорит в живописи

20. Жанры живописи.

6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

21. Основные виды живописи: станковая и монументальная.

3) Мозаика.

22. Графика, ее основные виды. Художественные средства. Материалы и техники уникальной (рисунок) и печатной графики.

Классификация искусств

Наиболее распространенная классификация на пространственные (пластические) ивременные искусства.

Пространственные:

- архитектура

-скульптура

-живопись

-графика

-декоративно-прикладное иск-во

Их формы существуют в пространстве.

Временныеиск-ва:

-музыка

-кино

-театр

-литература

Эти формы иск-ва развиваются во времени.

Живопись и графика двухмерны, но стремятся создавать трехмерное пространство.

Архитектура – трехмерное искусство, стремящееся перейти в 4 измерение (временное), т. К. воспринять все её объёмы можно только в движении, во времени. Поэтому арх-ру часто называют «застывшей музыкой».

«Архитектура, скульптура – искусство бессознательное, оперирующее чувствами».

Любое архитектурное произведение развивается во времени.

Классификация искусства на изобразительное инеизобразительное.

Изобразительное:

-скульптура

-живопись

-графика

Неизобразительное:

-архитектура

-декоративно-прикладное иск-во

Теория изобразительного иск-ва сложилась в Древней Греции. Греки считали, что оно родилось из подражания природе («мимесис»). Поэтому изобразительные иск-ва называютмиметическими.

Разные виды иск-ва развиваются во времени и пространстве по-разному. Например, скульптура особенно активно развивалась в период античности, живопись – в эпоху Возрождения в Италии, Франции. В 19 веке в Росси и Германии расцвет переживали временные искусства.

Проблемы хронологии.

Иск-во неразрывно связано со временем, оно выражает дух своей эпохи, и жесткие временные рамки в хронологии истории искусств отсутствуют.

Как правило, события, открывающие эпоху, начинаются раньше, чем хронологические рамки этой эпохи. Например, начало искусства 19 века – не 1800 год, а 1780е годы, время революции во Франции.

Архитектура.

Архитектура занимает 1 место в иерархии искусств, т. к. является стилеобразующимвидом искусства, т.е. оказывает подавляющее влияние на другие виды искусства.

Перелом в абсолютном главенстве архитектуры произошёл лишь в 19 веке, когда влияние архитектуры на другие виды искусства начало ослабевать.

Архитектура – самый абстрактный вид искусства, т.к. выражается знаками, числами, абстрактными отношениями.


Она родственна живописи и графике, т.к. оперирует мнениями и плоскостями. Однако если живопись и графика 2-мерны и создают лишь иллюзию пространства, то архитектура осваивает пространство в полной мере, организует его, владеет всей его глубиной.

Это и есть главная задача архитектуры – организация пространства.

С этой точки зрения архитектура родственна скульптуре, также оперирующей массами и объёмами. Однако если скульптура оформляет массу только снаружи, то архитектура – и снаружи, и внутри.

В архитектуре очень важна социальная ответственность, т.к. деятельность архитектора определяетсясоциальным заказомгосударства или церкви.

Архитектура выражает дух эпохи, её стиль, в то время как живопись и графика выражают в основном стильиндивидуальный.

Успенский собор.

Построен в 14 веке итальянским архитектором Аристотелем Фиерованти, обслуживающим практически всю Восточную Европу. Среди его творений – дворец венгерского короля в Будапеште, а также бахчисарайский дворец татарского хана (который представляет собой каре – квадрат с внутренним двориком, мечетью и т.д.)

Авторы программы строительства Успенского собора Кремля – Великий князь и митрополит. Этот собор являлся главным кафедральным собором страны, а прообразом ему послужил старый Успенский собор во Владимире. В данном случае, как и всегда, деятельность архитектора корректировалась заказчиком – православной церковью и государственной властью.

Архитектура тесно связана с идеологией государства или религии. В результате стремления архитекторов к свободе творчества в 18 веке возник феномен так называемой «бумажной» архитектуры,т.е. архитектурных проектов, существующих только на бумаге. Эти проекты были олицетворениемфутурологической утопии,так как они значительно опережали свою эпоху, и их реализация казалась на тот момент просто невозможной.

Архитектуре не свойственно эмоциональное выражение, экспрессия, она отражает состояние общества в целом.

До середины 18 века основными общественными зданиями в городах были дворец исобор. Ситуация изменилась после Французской революции, под её влиянием которой появляетсяновая архитектурная топология.Теперь наиболее важными стали другие типы зданий, осуществляющие объединение людей:вокзалы, стадионы, большие торговыецентры и т.д.

Арх-ра – иск-во символичное, знаковое, ей чуждподражательный подход, она выражает собственный язык –язык символов и ритмических форм. В живописи и скульптуре всегда есть ядро реальности, а арх-ра не заимствует свои образы у натуры, она организует в пространстве массы материала. Свойства архитектурного материала:тяжесть, объём, фактура.


Архитектуру нельзя путать со строительством. Архитектура – вид искусства.

Для архитектуры очень важны ритмические отношения и организация внутреннего пространства. Композиция фасада отражает внутреннюю структуру здания.

Пример: церковь Покрова на Нерли (12век).

Фасадная стена расчленена на 3 прясла– внутренне пространство расчленено на 3нефа.Закармавыражают сводчатую конструкцию здания. Центральную часть венчаеткупол– здание центрическое. Окна на фасаде указывают на положение княжеских хор.

Архитектура стремится дематериализовать массу.

Свод имеет большой боковой распор, поэтому толщина у стен большая.


Типы конструкций.

История европейской архитектуры создала 4 типа конструкций:

  1. Строечно-балочная(элементарное отношение между архитектурными элементами). Она преобразованаордерными элементами.

  2. Монолитно-сводчатая.

Появилась в 5-4 веках до н.э. в Древнем Риме. Римляне изобрели арку (свод)икупол,тем самым преодолевограниченность в пространстве, которая характерна для стоечно-балочных конструкций и от которой зависели древние греки.

Арка – очень прочная конструкция, но она имеет большую силу бокового распора.Чтобы уменьшить её, римляне изобрели ложный свод и клинчатую арку.

3. Готическая конструкция

Изобретена в 12 веке (1137г.) Аббатом Сугерием (Св. Дионисий). Он решил создать новый собор, который повторял бы образ Царства Божия. Для того, чтобы в храме было много света, необходима была конструкция с большим количеством окон. Аббат Сугерий создаёт такую конструкцию - так называемый готический каркас.

Нервюры – каркасные линии в сводах. Основной материал- камень, который выкладывался всухую.

Стрельчатая арка – самая легкая конструкция (имеет маленькую силу бокового распора), заимствована у арабской арх-ры.

Стены расположены под прямым углом к телу храма, что позволяет создать сплошное остекление фасада.

  1. Современный каркас.

Характерен для высотных зданий. Представляет собой жёсткий каркас, обнесённый лёгкой оболочкой.

Тектоника– художественное выражение работы конструкции в арх-ре. (Как правило, конструкция скрыта декоративными элементами).

Триада Ветрувия.

Каждое архитектурное сооружение имеет 3 свойства:

-польза (функциональная сторона)

-прочность (инженерно-конструктивная сторона)

-красота (художественная сторона)

Архитектура – синтез искусств. (по-гречески «синтез» - соединение, сочетание). Например, готика подчиняет себе скульптуру и живопись – появляется новый вид монументальной живописи (витраж), скульптура – пристенное положение.

В эпоху Возрождения изобразительное искусство освобождается от архитектуры, приобретает станковый характер.

Архитекторы создают не только отдельные архитектурные сооружения, но и архитектурные ансамбли(например, Акрополь, Кремль).

Тектоника определяет соотношение тяжёлых и лёгких элементов. Визуально тяжёлые элементы располагают внизу, лёгкие – наверху. Однако встречаются иатектоничные решения, как например в Палаццо Доджи, где более тяжёлые элементы (сплошная стена с окнами) находятся над лёгкими (арками).


Скульптура.

Термин «скульптура» заимствован от латинского глагола «скульптуре» - вырезать, высекать.

Понятие скульптуры охватывает как пластику(лепку из глины, воска, гипса), так иваяние(исполнение скульптурных произведений в твёрдых материалах – камне, дереве).

Пластика и ваяние – это 2 разных подхода к формообразованию: ваяние – убавление материала, пластика – лепка, прибавление, наращивание.

Нередко под пластикой подразумевают скульптуру в целом. Специфика скульптуры - в том, что это объёмно-пространственное искусство. Скульптура оперирует реальными массами (среда и масса существуют реально).

Важную роль в скульптуре играет пьедестал, ограничивающий пространство скульптурной композиции.

В отличие от архитектуры, скульптура подчиняет реальные объёмы художественным целям - она изобразительна. Однако она бедна по изобразительным возможностям (изображает в основном человека и животных).

Типы скульптуры:

1.Круглая.

Круглую скульптуру можно обойти со всех сторон.

Разновидности:

1)статуя(от латинского «старе» - стоять) (включает конный монумент)

2)бюст– подгрудное изображение человека

3)скульптурная группа– сочетание 2 или нескольких скульптур, связанных сюжетно и композиционно.