Файл: история дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Α. Η. Лаврентьев

ИСТОРИЯ

ДИЗАЙНА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Допущено учебно-методическим объединением вузов

Российской Федерации по образованию

вобласти дизайна и изобразительных искусств

вкачестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 052400 Дизайн

Москва

ГАРДАРИКИ

2007

Лаврентьев, Α. Η.

Л13 История дизайна : учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев. — М. : Гардарики, 2007. — 303 с. : ил.

ISBN 5-8297-0262-2 пер.) Агентство CIP РГБ

Курс истории дизайна охватывает период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX—XXI вв. Представлены основные исторические эпохи, стилевые направления, тенденции в дизайне, а также ключевые фигуры. Отдельные главы посвящены эволюции отечественного дизайна, его месту в развитии мирового дизайна. В конце книги дается небольшой словарь ведущих стилей и стилевых направлений в искусстве и дизайне XX в.

Для студентов художественных вузов, специалистов в области дизайна и всех, интересующихся историей искусства.

ВВЕДЕНИЕ

Путешествие в мир дизайна

Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически — до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций — до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна — до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Встречаются словосочетания: «дизайнерская одежда», «дизайнерская мебель», «дизайнерский светильник» и т.д. Сама профессия дизайнера начинает терять свои очертания и растворяться в разных видах деятельности.

Подобная экспансия дизайна — естественный процесс. Культуре внутренне присуща проектность. Во всех видах деятельности содержатся элементы планирования и организации, структуры, последовательности действий, так или иначе характеризующие дизайн. Знание истории дизайна может способствовать не только осознанию профессии, но и внедрению методов образного моделирования, планирования, рационализации в другие области профессиональной деятельности.

Дизайн стал модной профессией, поскольку ряд поколений творческих личностей сделали его привлекательным, продемонстрировали возможности дизайнеров в организации жизни, развитии культуры.

Есть традиционно дизайн-ориентированные страны — Германия, Италия, США, Япония. Производство или торговля здесь являются постоянными заказчиками дизайна. Есть страны, в которых дизайн буквально пронизывает все виды деятельности. Среди них — страны Скандинавии, Япония, Италия. Есть страны с богатой и развитой культурой художественного, предметного, научно-технического творчества, например Великобритания, Франция, Россия.


6

Введение

Дизайн — вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки — до композиционного формообразования, стилеобразования; от функционального анализа — до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Однако все эти средства подчинены выявлению общекультурного, худо- жественно-образного понимания дизайнером всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации. Разработка этой «второй природы» базируется на ряде принципиальных методов — функциональном анализе, компоновке, создании пространственной или графической композиционной структуры, стилизации и т.д. Цель дизайна — удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей. Это работа художника с формой, и потому процессы формообразования здесь принципиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга стоящих перед ним задач: и утилитарных, и социокультурных, и художественных, и технологических. Через форму дизайнер общается с потребителем (понимая под формой не только оболочку или конструкцию материальных предметов, но и структуры, сценарии действия, те или иные правила и условия).

Зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности связано с развитием массового производства, технологий, прикладных наук. Хотя его история многогранна и включает факты из области архитектуры, техники, изобразительного искусства, теории знаковых систем, социологии, культурологии, проблем коммуникации, рекламы и маркетинга, функционального анализа и эргономики, тем не менее XX век дал ряд фундаментальных исторических исследований, посвященных именно этой профессии. Первая книга в этом ряду — «Пионеры современного движения. От Морриса до Гропиуса» Николауса Певзнера — была издана в 1936 г.1 История дизайна

1 Pevsner N. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936. Позже была переиздана под названием «Пионеры современного дизайна»: Pevsner N. Pioneers of Modern Design. London, 1960.


Путешествие в мир дизайна

7

представлена в ней как история современности — стилей, мышления, как история актуальных направлений и идей в культуре. Модернизм, художественный авангард первой трети XX в. надолго стал ассоциироваться с дизайном.

История дизайна, так же как и сам дизайн, имеет свои внутренние жанры, области. Отдельно пишется история моды и костюма, отдельно — история графического дизайна и рекламы, история интерьера и выставочного дизайна, история посуды и мебели, ткани и бытовых приборов. Однако во всех этих областях, несмотря на узкую специализацию и свои проблемы, есть нечто, что их объединяет, а именно проектный подход, проектная культура, визуальная культура, функциональные, технологические и художественные проблемы.

В истории дизайна чаще обращаются к конкретным личностям, поскольку проектная культура развивается благодаря авторским творческим концепциям. До сих пор жива традиция, заложенная Певзнером, представлять историю как движение к модернизму, показывая в художественной эволюции дизайна роль тех или иных концепций формообразования, идущих от искусства. Искусство для дизайна играло роль своеобразного разведывательного отряда, осваивающего новые творческие технологии и приемы выразительности.

Есть и другой подход. Объектом изучения становится анонимный дизайн, впервые рассмотренный исследователем дизайна и архитектором Зигфридом Гидеоном в книге «Механизация слушается»1. Другая его книга была целиком посвящена анонимным проектам стульев, находившихся в одном из американских патентных бюро. Повседневная, банальная часть предметного мира часто поражает нас своей непривычной красотой. Это то, что можно назвать техническим, проектным, дизайнерским фольклором. Фольклор, наряду с вершинами искусства, всегда питал культуру, в том числе предметнохудожественную.

История дизайна как вида проектно-художественной деятельности разворачивается во взаимодействии с научно-технической и визуальной, художественной культурой, поэтому она обязательно отражает влияние новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве. Дизайн — это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий культуру.

Giedion S. Mechanization Takes Command. N.Y., 1948.


8

Введение

Краткий курс истории дизайна читается уже более 30 лет в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова, в Санкт-Петербургской государственной художе- ственно-промышленной академии, в Уральской архитектурно-худо- жественной академии в Екатеринбурге, однако полноценных учебников или учебных пособий явно не хватало. В 1990-х гг., в связи с открытием новых учебных заведений, готовящих дизайнеров, потребность в соответствующих учебных материалах стала еще более острой. Изданные при содействии Союза дизайнеров России «История дизайна» СМ. Михайлова в двух томах и «История дизайна. Краткий курс» СМ. Михайлова и А.С. Михайловой быстро разошлись по вузам, но все же не исчерпали темы.

При наличии общей исторической канвы у каждого преподавателя своя версия. Поэтому и предлагаемое учебное пособие не охватывает все проблемы. Это лишь итог работы автора как исследователя — сотрудника отдела теории и истории дизайна Всесоюзного научно-ис- следовательского института технической эстетики и как преподавателя, ведущего эту дисциплину около 10 лет в Строгановке.

Книга была бы невозможна без помощи многих людей: первых читателей и советников — моих близких, коллег по ВНИИТЭ и преподавателей Строгановки, студентов, зарубежных коллег, авторов изданий, цитируемых в тексте, редактора и издателей. Всем низкий поклон...

ЧАСТЬ I

ДИЗАЙН И ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Глава 1

Что такое дизайн и что считать его историей

Определение дизайна

В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «design» разъясняется и как глагол, и как существительное. В первом случае оно означает: указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать, намереваться создать что-либо с определенной целью. Во втором — цель, целевое планирование, мысленный проект, схему действий, предварительный набросок, компоновку, расположение элементов в художественном произведении, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств. Мало того, что слово многозначно, им называют и процесс создания, зарождения, воплощения, и результат деятельности.

Буквальный перевод слова «дизайн» с английского на русский — «план», «рисунок», «чертеж». Дизайнер — человек, умеющий планировать, рисовать, чертить. Одновременно «дизайнер» в переводе с английского — «хитроумный человек».

Ванглоязычной Библии времен Реформации во фразе «В начале сотворил Бог небо и землю» слово «сотворил» обозначено как «designed». Мир был Творцом «спроектирован»...

Всовременной англоязычной литературе под словом «design» может пониматься и стиль, и проект, и проектирование, и собственно дизайн как профессиональная деятельность, существующая наравне с архитектурой или инженерным проектированием, которое называется «engineering design». В этой размытости сферы деятельности и понятий есть плюсы и минусы. Минус — трудно ухватить суть. Плюс —

втом, что дизайнер в наш век узких специалистов в науке, технике,

12 Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

даже искусстве и культуре сохраняет программно заявленный в момент зарождения профессии пафос универсальности.

Первый журнал, имеющий в своем названии слово «дизайн», — «Journal of Design» — появился в Англии в 1849 г. Журнал был основан сэром Генри Коулом, государственным деятелем, художником-проек- тировщиком, инициатором проведения Всемирной выставки в Лондоне 1851 г. В предисловии к одному из первых номеров редактор журнала Ричард Редгрейв отмечал: «Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте — строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором — украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Слово "дизайн" для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полезной функции, нежели с единством обоих сторон»1.

Написано это вскоре после завершения промышленной революции, когда, собственно, и зародилась новая профессия — художникпроектировщик промышленных изделий.

Дизайн — вид проектно-художественной деятельности, сравнимый с архитектурой, книжным оформлением, театральной сценографией... Но, в отличие от них, он не имеет четких предметных границ. Считается, что дизайнер в принципе может заниматься всем, что его метод мышления — поиск эстетически осмысленных, оригинальных, остроумных решений на основе минимальных материальных затрат и минимального, экономного вмешательства — универсален.

Дизайнер потому и универсал, что он видит общую организацию формы в вещах. Компоновка, комбинаторика, перестановка деталей — главный метод дизайна. Его дело — определение формальных свойств промышленно произведенных предметов, их «приручение» с точки зрения удобства пользования, соразмерности человеку (учет факторов эргономики), достижение рационального и современного внешнего вида, соответствие выбранной формы технологии и материалам, ориентация на определенные культурные группы и типы потребителей. Предмет становится средством коммуникации для дизайнера, особенно это существенно для графического дизайна.

Есть несколько официальных определений дизайна. Приведем два наиболее распространенных.

В 1969 г. на конгрессе ИКСИД (ICSID) — Международного совета по промышленному дизайну — было принято определение, предло-

Цит. по: HeskettJ. Industrial Design. London, 1995. P. 20.