ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
КРАТКИЙКУРС ДЛЯПОДГОТОВКИ КСОБЕСЕДОВАНИЮ
ПОСПЕЦИАЛЬНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИЗАЙН
МГХПА
2010
ШРИФТ(TYPE,LETTERING)
1.Графически упорядоченное изображение знаков определенной cистемы письма.
2.Комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а также цифры, знаки препинания и другие символы, необходимые для набора текста на одном или нескольких языках. Шрифт может быть наборным и рисованным, а также написанным (рукописным). Наборные шрифты различаются по характеру рисункa, начертанию, размеру (Кегль) и т.д.
ГАРНИТУРАНАБОРНОГОШРИФТА(TYPEFAMILY)
Обладающее собственным наименованием семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые (гарнитурные) особенности и отличительные детали рисунка знаков, но отличающихся друг от друга насыщенностью, пропорциями и углом наклона знаков. Каждая гарнитура характеризуется т.н. гарнитурными признаками. Впервые понятие гарнитуры как семейства шрифтов было введено главным художником американской фирмы
American Typefounders
ГАРНИТУРНЫЕПРИЗНАКИ(STYLEFEATURES)
Основные параметры рисунка букв, характеризующие шрифты одной гарнитуры. Среди основных гарнитурных признаков можно назвать пропорции шрифта, его контраст, апертуру (степень открытости), угол наклона осей овалов, соотношение роста прописных и строчных знаков, степень разноширинности, форму засечек и концевых элементов.
ЛИТЕРА(LETTER,SORTS)
В металлическом наборе: брусок из типографского сплава, пластмассы или дерева, имеющий на одном из торцов выпуклое изображение знака (очко). Расстояние между передней и задней стенками литеры называется кеглем. Расстояние между боковыми стенками литеры называется толщиной (шириной) литеры. Брусок называется ножкой литеры. Продольное углубление в передней стенке литеры наз. сигнатурой и служит для правильной ориентации литеры при ручном наборе. Литеры являются основными печатающими элементами текстовых форм ручного или монотипного набора. В переносном значении слово «литера» означает любую букву или знак шрифта. Литера - от лат. Lit(t)era — буква
страница 1 краткий курс для подготовки к собеседованию
КЕГЛЬ,КЕГЕЛЬ(SIZE,BODYSIZE,POINTSIZE)
В металлическом наборе – размер литеры по вертикали, включающий высоту буквы (очка) и заплечики. Высота кегельной площадки, выраженная в типографских пунктах. Почти все кегли имели собственные названия (нонпарель, перл, бриллиант и др.). В цифровом шрифте кегль задается при верстке с клавиатуры и измеряется в типографских пунктах. Приблизительно соответствует росту строчного знака, плюс величина верхних выносных элементов, плюс величина нижних выносных элементов, плюс еще некая величина (заплечико), необходимая для того, чтобы выносные элементы смежных строк не слипались.
Кегль от нем. Kegel – размер.
ОЧКОЛИТЕРЫ
Видимое изображение литеры, отпечаток литеры на бумаге. Для металлического шрифта — выступающая часть литеры, соприкасающаяся с бумагой и содержащая изображение буквы или другого знака, на которую накатывается краска и с которой затем осуществляется оттиск.
ОЧКОШРИФТА(X-HEIGHT)
Употребляется в выражениях «шрифт с крупным очком»
(large x-height) и «шрифт с мелким очком» (small x-height).
Характеризует величину строчного знака относительно кегля шрифта и величины прописного знака.
ШИРИНАЗНАКАШРИФТА(WIDTH)
Один из основных размерных показателей (параметров) шрифтового знака. Определяется расстоянием от крайней левой до крайней правой точки очка литеры, не считая полуапрошей.
страница 2 краткий курс для подготовки к собеседованию
ПОЛУАПРОШ(SIDEBEARING)
Расстояние от крайней боковой точки очка до ближайшей стенки литеры. При проектировании шрифта под полуапрошем понимается расстояние от экстремальной точки контура знака до ближайшего габарита (края) кегельной площадки. Каждый шрифтовой знак имеет два полуапроша – левый и правый. Их размеры определяют расстояние до соседних знаков в наборе. Часто полуапроши неправильно называют апрошами.
АПРОШ,МЕЖБУКВЕННЫЙПРОБЕЛ(LETTERSPACE)
Расстояние между соседними буквами или другими шрифтовыми знаками.
ШТРИХИ(STROKE)
Элементы, из которых состоят знаки шрифта. Подразделяются на основные и соединительные (дополнительные) штрихи.
ОСНОВНОЙШТРИХ,ШТАМБ(STEM)
Доминирующий вертикальный или наклонный штрих, составляющий основу знака. Как правило, основные штрихи толще, чем Соединительные. В округлых формах знаков основной штрих называется наплыв.
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙШТРИХ(HAIRLINE)
Горизонтальный, наклонный или изогнутый штрих, соединяющий основные штрихи. В шрифтах с выраженным контрастом обычно тоньше, чем основной штрих.
страница 3 краткий курс для подготовки к собеседованию
КОНТРАСТШРИФТА(CONTRAST)
Характеристика шрифта, обозначающая соотношение толщины основных и соединительных штрихов. Шрифт может быть неконтрастным (monoweight), малоконтрастным (low contrast), контрастным (contrast) и сверхконтрастным (high contrast).
НАПЛЫВ(STRESS)
Максимальное утолщение основных штрихов в округлых Буквах или округлых частях букв.
ОСЬОВАЛОВ(AXIS)
Положение оси овалов – один из основных гарнитурных признаков, особенно для антиквы и других шрифтов с выраженным контрастом между штрихами. Угол наклона оси овалов связан с наклоном ширококонечного пера по отношению к поверхности писчего материала в традиционной средневековой технике письма. Как правило, наклон оси составляет около 30° к вертикали. При таком положении пера в руке овальные формы будут
иметь наклон оси тоже на 30° к вертикали против часовой стрелки. Ось овала соединяет наиболее тонкие участки штриха, а наиболее толстые (наплывы) располагаются параллельно. Форма aнтиквы старого стиля строилась по дуктальному принципу и оси овалов сохраняли наклон рукописного минускула. По мере эволюции шрифтовой формы в сторону глиптального принципа ось овалов выпрямлялась, пока в антикве нового стиля не стала совершенно вертикальной. В некоторых шрифтах оси овалов в разных знаках могут иметь различный наклон, но основная ось определяется по овалу буквы «О».
СВИСАНИЕ(OVERHANG)
Выступающая вниз за линию шрифта (нижнее свисание) или вверх за верхнюю линию (верхнее свисание) часть контура круглого или остроконечного знака. Применяется для оптического выравнивания высоты знака по отношению к другим.
страница 4 краткий курс для подготовки к собеседованию
ВНУТРИБУКВЕННЫЙПРОСВЕТ(COUNTER)
Внутренняя часть знака, белое поле, частично или полностью находящееся между его элементами. Может быть закрытым или открытым. Степень открытости может быть различна в зависимости от конструкции знака и гарнитурных особенностей.
АПЕРТУРА(APERTURE)
Степень открытости рисунка таких знаков, как «С» и им подобных. Различают закрытые шрифты, или шрифты с закрытой или малой апертурой (Helvetica), полузакрытые, или шрифты с полузакрытой или промежуточной апертурой (Akzidenz Grotesk) и открытые, или шрифты
с открытой или большой апертурой (Futura). Применение термина до конца не определилось, поскольку сам термин «апертура» представляет собой кальку с английского.
ВЕРХНИЙВЫНОСНОЙЭЛЕМЕНТ(ASCENDER)
Элемент строчной буквы, выступающий вверх, за верхнюю линию строчных, у латинских «b», «d», «f», «h», «k», «l»,
кириллических «б», «ф».
НИЖНИЙВЫНОСНОЙЭЛЕМЕНТ(DESCENDER)
Часть буквы или другого знака, опущенная ниже линии шрифта.
страница 5 краткий курс для подготовки к собеседованию
КАПЛЯ,КАПЛЕВИДНЫЙЭЛЕМЕНТ
(Ball terminal, Drop, Lachrymal terminal, Teardrop)
Круглое или овальное (каплевидное) окончание штриха в рисунке некоторых знаков шрифта.
СЕРИФ,ЗАСЕЧКА(SERIF)
В антиквенных шрифтах – короткий, обычно перпендикулярный штрих, которым начинается и заканчивается основной штрих знака. В старой литературе иногда называется «отсечка». Один из основных признаков шрифтовой формы. Засечки бывают односторонними и двусторонними. Их форма может быть разнообразной: треугольной, прямоугольной, закругленной, декоративной, в виде тонкой горизонтальной линии и т.д. Засечки
могут быть скругленными в месте соединения с основным штрихом (adnate serif), а могут присодиняться под углом без скругления (adrupt serif).
НЕСКРУГЛЕННАЯЗАСЕЧКА(ABRUPTSERIF)
Засечка, у которой в месте соединения с основным штрихом отсутствует скругление (плавный переход), таким образом, она соединяется с основным штрихом под углом.
СКРУГЛЕННАЯЗАСЕЧКА(ADNATESERIF)
Засечка, которая присоединяется к основному штриху со скруглением, то есть плавно переходит в основной штрих.
страница 6 краткий курс для подготовки к собеседованию
КЛАССИФИКАЦИЯШРИФТОВ
ГРОТЕСКИ,ГРОТЕСКОВЫЕШРИФТЫ,РУБЛЕНЫЕШРИФТЫ
(SANSSERIF,GOTHIC)
Собирательное название шрифтов без засечек.
В Англии и Франции они чаще называются Sans Serif,
вАмерике Gothic, в Германии Grotesk. Первый известный гротеск появился в Англии в 1816 г. в образцах шрифтов лондонского словолитчика Уильяма Кэзлона IV (William Caslon IV, 1780–1869). Как правило, гротески имеют основные и соединительные штрихи практически одной толщины (неконтрастные) или с малозаметной разницей
втолщине штрихов (малоконтрастные). Гротески также различаются по апертуре и форме концевых элементов знаков типа «С». Обычно при классификации гротески делятся на подгруппы Старых, Новых, Геометрических и Гуманистических гротесков.
ГРОТЕСКИ,СТАРЫЕ(GROTESQUE)
Собирательное название первых шрифтов без засечек. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний. Примеры: Akzidenz Grotesk,
Bell Gothic, Franklin Gothic, News Gothic, Trade Gothic, Venus.
ГРОТЕСКИ,НОВЫЕ(NEO-GROTESQUE)
Собирательное название шрифтов без засечек, развивающих принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Первые подобные шрифты –
Helvetica (1957) Макса Мидингера (Max Miedinger)
иЭдуарда Хоффмана (Edouard Hoffmann) и Univers (1957)
Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger, род. 1928). Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников
ипочти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые
страница 7 краткий курс для подготовки к собеседованию
по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего
до значительного. Примеры: Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕГРОТЕСКИ(GEOMETRICSANS)
Собирательное название шрифтов без засечек, построенных на основе простейших геометрических форма — окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-х гг. ХХ в. в Германии под воздействием идеи конструктивизма
ишколы дизайна Баухауз (Bauhaus). Это, как правило, открытые неконт-растные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было небольшим, близким по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату
ипрямоугольнику. Примеры: ITC Avant Garde Gothic, Erbar Grotesk, Eurostile, Futura, Kabel, Metro, Neuzeit Grotesk, Rodchenko, Spartan.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕГРОТЕСКИ(HUMANISTSANSSERIF)
Собирательное название шрифтов без засечек, форма, структура и пропорции которых непосредственно базируются на конструкции антиквы старого стиля. Первый подобный шрифт Gill Sans был создан в Англии в 1927–30 гг. скульптором, гравером и художником Эриком Гиллом (Eric Gill, 1882–1940) как реакция на чрезмерно геометризированную форму европейских (главным образом немецких) геометрических гротесков. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как
самостоятельные гарнитуры, так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.
Примеры: Frutiger, Gill Sans, ITC Goudy Sans, Lucida Sans, ITC Officina Sans, Optima, ITC Stone Sans, Syntax.
страница 8 краткий курс для подготовки к собеседованию
АНТИКВА(ANTIQUA,SERIFTYPEFACES)
Из лат. antiquus – древний.
Собирательное название шрифтов с засечками.
Форма знаков антиквы происходит от гуманистического минускула (письма) итальянского Ренессанса XIV–XV вв. (строчные) и капитального шрифта Древнего Рима нач. н.э. (прописные). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во 2-й половине XV в. и была значительно усовершенствована в 70-х гг. XV в. в Венеции Николаем Йенсоном (Nicholas Jenson). Термин «Антиква» (Antiqua)
заимствован из немецкого языка (где он обозначает любой шрифт прямого начертания) и указывает на его древнее (античное) происхождение, поскольку каролингское письмо VIII–IX вв., лежащее в основе гуманистического письма, в эпоху Ренессанса ошибочно принималось за подлинное письмо античности. Антиквенные шрифты обычно делятся на Антикву старого стиля, Переходную антикву и Антикву нового стиля, а также Брусковую антикву.
АНТИКВАСТАРОГОСТИЛЯ(OLDSTYLESERIF)
Собирательное название большой группы ранних антиквенных шрифтов конца XV–нач. XVIII вв., форма которых определялась дуктальным принципом и опиралась на письмо итальянских гуманистов эпохи Ренессанс. Это малоконтрастные или среднеконтрастные шрифты, сохраняющие элементы каллиграфии ширококонечным пером: чуть прогнутые засечки, наклонные оси овалов, растянутые каплевидные элементы. По пропорциям знаки старостильной антиквы сильно разноширинны. Отношение очка строчных и прописных знаков определяется золотым сечением. По мере развития и технического совершенствования антиква старого стиля постепенно становилась все более светлой, все более контрастной, засечки все более острыми, а рост строчных увеличивался. Пропорции знаков постепенно теряли выраженную разноширинность, а форма знаков все более определялась глиптальным принципом. Антитква старого стиля может подразделяться на Венецианскую или гуманистическую, Гаральды или итало-французскую, Голландскую и Английскую. Некоторые исследователи выносят венецианскую антикву в отдельную группу, другие относят английскую антикву старого стиля к Переходной антикве.
страница 9 краткий курс для подготовки к собеседованию