Файл: Пространственные искусства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Художественные средства.

  1. Композиция – сознательное распределение, построение, организация всех элементов изображения. Включает в себя:

-определение размера и формата

-Распределение фигур, групп, предметов, основных масс, линий, пятен цвета.

- ритм (повторяемость одинаковых или сходных признаков изображения) и движение

-передача пространства и определение отношения предметов и пространства

  1. Рисунок – выразительная передача конструкций и формы фигур и предметов. В основе – работа линией.

  2. Техника исполнения – выбор и художественное осмысление качеств и свойств материала.

9. Круглая скульптура и рельеф. Их разновидности.

В соответствии с различным отношением объёмов к пространству различаются два типа скульптуры: круглая скульптура и рельеф.

Объёмная круглая скульптура– вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой самостоятельные трёхмерные объёмы, не связанные с плоскостью фона. Она имеет в свою очередь ряд разновидностей:

  1. Статуя– отдельная фигура (от латинского глагола «stare» - стоять), хотя фигура может быть изображена в различных позах.

  2. Бюст– (французское слово «buste» - грудь) погрудное изображение человека.

  3. Скульптурная группа – сочетание двух или нескольких фигур, связанных между собой сюжетно или композиционно

Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны как на одну, так и на несколько точек зрения, а также на круговой обзор, при котором содержание произведения раскрывается в различных, дополняющих друг друга аспектах.

Рельеф (от латинскогоrelevo– поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывно связан с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения. Выразительные средства, присущие рельефу (развёртывание композиции на плоскости, создание пространственных иллюзий) позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. По отношению изображения к плоскости различают три вида рельефа:

  1. Барельеф(от французского «bas» - низкий) – низкий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем наполовину своего полного объёма. Глубинное измерение здесь несколько сокращено, условно.

  2. Горельеф(от французского «haut» - высокий) – высокий рельеф, где изображение выступает над плоскостью фона больше, чем наполовину полного объёма, а местами даже частично отрывается от фона.

  3. Углублённый рельеф (иначе - койланоглиф)– как бы обратный, вогнутый по отношению к фону рельеф. Объёмность изображения в данном случае оказывается врезанной в глубину.


Углублённый рельеф получил распространение в архитектуре древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углублённого рельефа является контррельеф, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа.

Выпуклый рельеф (барельеф и горельеф) значительно более распространен. Он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве.


10. Монументальная и станковая скульптура.

Как и другие виды изобразительных искусств, скульптура меняет свой характер в зависимости от назначения. По назначению она классифицируется на станковую и монументальную.

  1. Монументальная скульптура– рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополняет выразительность архитектурных форм новыми оттенками, способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.

  1. Станковая скульптура– не связанна с архитектурой. Носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

Особой вид станковой скульптуры – мелкая пластика, небольшие статуэтки, чаще всего дополняющие убранство жилых помещений.

  1. Скульптура малых форм включает широкий круг производства, предназначенные преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики.

11. Художественные средства в скульптуре.

  • Пластика– яркая выраженность объемных форм и масс в скульптуре, их наполненность, их ритмическое сочетание, их цельность, особая гармония связи форм, их слитность, слепленность. Все эффекты воздействия скульптуры на зрителя основаны на пластике, так как они связаны со зрительным осязанием форм

  • Композиция– средство художественного выражения. Особенностью композиции в скульптуре является то, что она наиболее активна включает в образный строй окружающее реальное пространство. Компонуя, скульптуру художник должен учитывать также возможность ее обзора с различных точек зрения. Человеческий глаз не может сразу охватить 3-х мерный объем, образ скульптуры складывается в результате последовательной смены аспектов.

  • Рисунок– о рисунке в скульптуре можно говорить условно. Границу между объемной формой и окружающим пространством глаз ощущает как линейные очертания фигуры, как видимый контур, различный с каждой отдельной точки зрения. Выразительность этого контура, общего силуэта фигур учитывается скульптором и входит в структуру образа.

  • Материалы и техники его обработки– имеет большое значение. Выбор того или иного материала и характер его обработки диктуется образным смыслом, идеей и задачей художественного произведения, а также его назначением. Монументальная скульптура, призванная на долгие времена сохранить память о людях, выполняется из прочных «вечных» материалов: твердых пород камня, бронзы, стали, бетона. В станковой скульптуре на ряду с камнем и металлом используется дерево, обожженная глина, гипс. В скульптуре используются как твердые породы: гранит, обсидиан, диорит, базальт, порфир; так и более мягкие материалы: алебастр, известняк, мрамор, песчаник. В мелкой пластике используется: чугун, бронза, ценные породы камня, стекло, различные виды керамики, фаянс, фарфор, терракота, дерево, слоновая кость, пластмассы.

  • Свет– В отличие от живописца и графика, скульптор свет не изображает, но обязательно считается с освещением, использует его. Скульптор учитывает при постановке скульптуры определенный источник света, его силу, направление, угол падения. Меняющиеся освещения создают игру светотени на выпуклостях и углублениях пластических форм. Художник рассчитывает различные световые эффекты, используя их для решения художественных образных задач.

  • Цвет– оказывает эмоциональное воздействие на восприятия образа скульптуры. По сравнению с живописью скульптора используют полихромию более сдержанно. Но цвет обязательно участвует в художественном впечатлении от скульптуры. Каждый материал обладает своим тоном: красный или серый гранит, зеленый базальт, черный диорит, мрамор голубого и желтоватого оттенка, бронза имеет зеленоватую и бурую патину. Помимо одноцветных скульптур бывают и полихромные, созданные из различных цветовых материалов, сочетающие, на пример: золото и слоновую кость, включающие инкрустации из цветного камня, стекла, металла.


Кроме применения разноцветных материалов используются также приемы тонирования скульптуры (покрытия камня или дерева тонким прозрачным одноцветным тоном) и раскраски в несколько тонов. Полностью раскрашивались скульптуры из терракоты, гипса и дерева. Статуи из мрамора, бронзы имели иногда частичную окраску.


12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.

Выбор того или иного материала и характер его обработки диктуется образным смыслом, идеей и задачей художественного произведения, а также его назначением. От природных особенностей и способов обработки материала во многом зависит техника скульптуры.

  • В скульптуре используются как твердые породы: гранит, обсидиан, диорит, базальт, порфир – обрабатываются путём рубки (высекание) или резьбы, удаление ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы.

  • И более мягкие материалы: алебастр, известняк, мрамор, песчаник – служат для лепки. В мелкой пластике используется: чугун, бронза, ценные породы камня, стекло, различные виды керамики, фаянс, фарфор, терракота, дерево, слоновая кость, пластмассы.

  • Монументальная скульптура, призванная на долгие времена сохранить память о людях, выполняется из прочных «вечных» материалов: твердых пород камня, бронзы, стали, бетона.

  • В станковой скульптуре на ряду с камнем и металлом используется дерево, обожженная глина, гипс.

  • Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (металлы, гипс, бетон, пластмассы и тому подобное), служат для отливки произведений при помощи специально приготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получение точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.

  • Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которые обычно покрываются росписью или цветной глазурью и обжигаются в специальных печах.

13. Образ человека в скульптуре.

Пластическая передача позы и движения живого тела.

Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животное. Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки и обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами в скульптуре. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.