Файл: Основы композиции в прикладной графике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ АРМЯНСКОЯ ССР

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ГРИГОРЯН Е. А.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

(УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ)

ЕРЕВАН–1986

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

ВВЕДЕНИЕ

Учебно методическое пособие по предмету «Ос новы композиции» для подготовки специалистов по прикладной графике (промышленной графи ке, графическому дизайну, упаковке) ставит сво ей целью способствовать освоению студентами теоретических и практических основ компози ции с точки зрения эстетики. Оно исходит из представления о композиции как об одном из важнейших средств создания художественной формы в искусстве, без которого не может быть выражено содержание произведения, смысл ху дожественной формы.

Композиция понимается диалектически: как про цесс построения — на основе композиционных принципов и с помощью композиционных средств: как объект восприятия — с точки зрения психофизиологических особенностей восприя тия; и как результат процесса построения, т. е. как завершенное художественное целое.

Композиция художественного произведения име ет разные аспекты, в силу которых должна рас сматриваться:

1)как развитие и воплощение идейно художест венного замысла в сюжете и в художественно образном решении (семантический аспект);

2)как система отношений всех элементов формы, в которой материализуется замысел (синтакси ческий аспект);

3)с точки зрения воздействия художественного целого на социально функционирующую лич ность (прагматический аспект).

Предмет «Основы композиции» рассматривает только отношения между элементами формы и является начальной ступенью обучения компо зиции, т. е. на этой стадии изучается только син

таксический аспект. Прочие аспекты входят в курс «Проектирование».

В ГЛАВЕ I учебно методического пособия — «Тео ретические основы композиции» разъясняется природа композиции, ее физическая основа и связь с особенностями восприятия человеком объективной реальности; излагаются основные принципы композиции’й способы гармонизации формы, с помощью которых реализуются компо зиционные принципы.

ГЛАВА II посвящена практическому освоению ос нов композиции. В ней даются упражнения на взаимодействие элементов композиции в задан ном пространстве с постановкой задач. А также прилагаются иллюстрации как наглядное вспо могательное,средство.

Основы композиции едины для всех видов ис кусств. Однако,,поскольку в данной работе ком позиция рассматривается применительно к объ ектам прикладной графики, то и подбор заданий в главе II, учитывая специфику объекта, за не большим исключением, ограничивается, компо зицйонными связями между элементами на пло скости.

2

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ


ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, РОЛЬ И 3НАЧЕНИЕ ЕЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Создание художественного произведения в лю бой области искусства невозможно без комнози ционного построения, без приведения к цельно сти и гармонии. всех его частей, всех его компо нентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы пони маем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславли ваются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют ком позицией, например, про изведение живописи — картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных мевду,собой единой идеей номеров; состав ме таллических сплавов, духов и проч. Композици ей также называвт предмет, который обучает за конам построения художественного произведе ния. Слово «композиция» происходит от латинского «Compositio» что означает сочине ние, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, по скольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется. в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благо даря системе связей между элементами. Компо зиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И наобо рот, композлция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произве дение искусства, научный труд, информацион ное сообщение или организм, созданный приро дой. Композиция необходима при создании форм предметного мира бытовых предметов,

машин, зданий и других объектов дизайна и ар хитектуры; это также срадство оргаиизации ин формации и средство построения художествен ной формы. Композиция обеспечивает логичное и красивое расположеиие частей, из которых со стоит целое придавая ясность и стройность фор ме и делая доходчивым содержание. Логика по строения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных орга низмов, в строении вселенной. Поэтому слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской ре чи. По определению Н. Гончаровой «композиция

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

является выразителем структурно гармоничес кой целостности объектов художественной фор мы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, пост роения этой целостности». В художественных ВУЗ ах композицию изучают как предмет, с по

мощью которого овладевают законами взаимо связи между элементами художествеиной фор мы, между содержанием и формой, законами, обуславливающими создание художественного целого. Композиция — способ организации «ма териала» искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса — глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, все, что будучи преобразовано актом творчества, создает художественное про изведение в его конечной художественной фор ме. Известный советский ученый Л. Выготский писал, имея в виду литературное произведение, что «под материалом разумеется все готовое — житейские отношения, случаи, быт, характеры...

Расположение этого материала по законам худо жественного построения следует назвать в точ ном смысле этого слова — формой этого произ ведения. В этом понимании форма меньше всего напоминает внешнюю оболочку, кожуру, в кото рую облачен плод. Форма раскрывается как ак тивное начало переработки и преодоления мате риала... Расположение событий рассказа, тот способ, каким знакомит поэт читателя со своей фабулой, композиция его произведений, пред ставляет чрезвычайно важную задачу для сло весного искусства». Из приведенной цитаты ясно видно, как тесно связаны между собой компози ция и форма произведения искусства. Если рас сматривать форму как конечный результат твор ческого процесса «переработки и преодоления материала», в котором этот материал располага ется» по законам художественного построения», то композиция как раз и является тем способом, тем законом художественного построения, без которого невозможно создание формы, то есть, законченного художественного произведения. (Все сказанное относится равным образом ко всем видам искуства). Без осмысления компози

ционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, созда вать их. Задачей композиционного построения произведения является распределение материа ла будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосаязи частей произведения и всех элементов художе ственной формы, чтоб наилучшим образом вы явить смысл и назначение произведения и со здать выразительную и гармоничную художест венную форму. Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обога щает содержание и повышает ценность произве дения в целом. Композиция является одновре менно категорией содержания, (так как выявляет

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

3


ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

смысл), и категорией формы (так как гармони зирует форму),Таким образом, через компози цию осуществляется неразрывное единство со держания и формы. Следует заметить, что поня тие «содержание» всегда шире, чем понятие темы, сюжета, идеи, ибо оно включает в себя пе реосмыслейный в процессе творчества «преодо ленный» материал и художественную ценность, которую произведение приобретает благодаря разработке формы. Форма и содержание в про изведении представляют собой диалектическое единство, рожденное в броьбе, в преодолении материала. В художественной форме материа лизуется содержание, поэтому — как пишет М. Каган — «содержание произведения есть смысл его формы» 12, и что «в пройзведении искусства все является содержанием»12. Форма и содер жание органически слиты в конечном результа те, т. е. в художественном произведении. Но раз деляя эти понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленить фор мальйые признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строится форма. Сюда входит материал и компазицион ные средства. Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции. Наша задача — взглянуть на композицию с точки зрения формальной струк турной организации материала, проанализиро вать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе компози ционного постреения. Но прежде всего слудует определить, в чем выражается ком позицион ное построение, каковы его отличительные при знаки?

2.ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ

ФОРМЫ

Композиционное построение формы предпола гает наличие замысла, (цели, идеи). По опреде лению Н. Волкова «композиция, коцструкция для смысла». Может ли композиция быть лишенной смысла? Даже, в том случае, если произведение представляет собой несюжетную декоративную

или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами — отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, — они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, — будучи приведены к гармоничес ким отношениям, обладать эстетической ценнос тью. В этом случае гармония форм, цветовых от ношений, борьба противоположных начал сама становится «сюжетом» и смыслом картины.

В картине может преобладать или образно сю жетное начало или структурное начало, выра женное в формальных отношениях элементов композиции. Но композиция, будучи понятием организующим, органически соединяет в себе

оба эти начала, и закономерности ее построе ниа подчинены закону гармонического единства содержания и формы.

Характерным признаком композиционного пост роения является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определя ются не только пространственными ограничения ми (формой, размером и форматом листа, про странства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, что бы отделить мир реальный от мира изображае мого. Благодаря наличию границ, рамок «перед нами встает некий особый мир со своим прост ранством, временем, системой ценностей... Рам ки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром»,18 — писал Б. Успен ский. Внешние границы, с одной сторойы, связа ны с окружающим пространством, с другой , с внутренней структурой произведения, с органи зацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип композиции. Компо зиция может быть замкнутой, вписы вающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продол жение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внут ренними связями между ее элементами. Эти ком позиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно временных границах.

Характерным признаком композиционного пост роения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения. Компози ционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений.

Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и пе риферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра компо зиции можно выделить главный мотив и сопро вождающие его подчиненные мотивы. Соподчи ненность частей — так можно определить этот

признак.

Единство и цельность — важнейший признак композици. В законченной композиции все вза имосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Эта связан ность проявляется и в сюжетно образном реше нии произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В едипстве содер жания и формы.

Гармония целого — необходимое условие компо зициоиного построения, важный его признак. Любое художественное произведение, как уже говорилось, представляет собой борьбу проти воположных начал, — это проявляется и в сюже

4

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ


ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

те — в противопоставлении характеров, ситуа ций; и в формалъном решении — в отношениях предметов и пространства, в цветовых отноше ниях, тональных, в.движении, в равновесии и т. д. Все противоречивые моменты в композиции уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности.

Мы рассмотрели признаки, по которым можно су дить о композиционности произведения искус ства или иной целесообразности структуры. При знаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые ле жат в основе композиционного построения. Это:

1.Принцип целесообразности.

2.Принцип единства сложного (целостность про изведения).

З. Принцип доминанты (наличие главного, веду щего начала).

4.Принцип соподчинения частей в целом.

5.Принцип динамизма (движение — основа жиз ни и искусства).

6.Принцип равновесия, уравновешенности час тей целого.

7.Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство фор мы и содержания в композиции на основе диа лектического единства противоположностей).

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особен ностей восприятия человеком реально существу ющей действительности и из социально биоло гической потребностн в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме обще ственного сознания.

Принципы композиции более подробно будут

рассмотрены нами ниже. Прежде следует обра титься к тем естествениым основам, на которых базируются эти принципы.

3. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

Вкус к гармоническим целесообраным формам объективно оправдан,потому что с такими формамн связано развитие жизни.

Н. ДМИТРИЕВ 10

Объективность материального мира. Отражение физических законов

в композиции.

Воснове композиционных принципов лежат объ ектнвные законы природы и законы обществен ного развития. Первыми объясняются наше фи зическое бытие, ориентация в пространстве, фи зические реакции на воздействие среды, биологические потребности. Вторые обуславли вает человеческую психологию, социальное со знание. И те и другие, в соответствии с ленин ской теорией отражения, находят свое отобра жение в искусстве, ибо, как сказал Л. Выготский «искусство — одна из жизненных функций обще ства».4 Если наше социальное бытие отражается главным образом в идейном содержании искус ства, а следовательно, в композиции, то наше психофизическое устройство и физическая ре альность во взаимодействии с объективной ре альностью природного мира, в основном, обу славливают формальные требования компози ции. Таким образом, формальные требования к композйции исходят из объективной реальнос

ти природного мира и обусловлены психо физи ческим устройством человека, его органов вос приятия, мозга и тем, как отражается в человече ском сознании объективная реальность.

Диалектическое развитие, присущее материи, на ходит свое отражение в продуктах духовной дея тельности человека, в частности, в ижусстве. За коны диалектики непосредстненно проявляются в композиционном построении произведений искусства. Само понятие «композиция» означая связь, сопоставление, уже подразумевает нали чие противоположных начал. Закон борьбы и

единства противоположностей проиизывает ис кусство. Категории диалектики отношения, отри цание отрицания, переход количества в качесво, развитие, причинность, единство, как связь част ного и целого, единичного и общего, — все эти категории, будучи и категориями познания, при сущи искусству, и проявляются как в смысловой, так и в фармальной организации материала произведения искусства, то есть в способах рас крытия содержания произведения и в построе нии его формы, а значит, в композиционном по строении целого.

В композиционном построении находят свое от ражение основополагающие физические законы природы.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

5


ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ

Однйм из основополагающих законов природы, играющим важную роль в формообразовании органической и неорганической материи, а так же проявляющимся во всех областях человечес кой деятельности, является закон гравитации. Он проявляется во всем, начиная с расположе ния и движения планет, и кончая строением тела букашки. Законом гравитации, т.е. всемирного тяготения, объясняется, например, симметрич ность, строения живых организмов (необходи мость равновесия), обосновываются законы движения (законы механики) и законы небесной механики. В искусстве закон гравитации опреде ляет роль вертикали, горизонтали и диагонали в композиции; им объясняется необходимость равновесия, значение симметричных форм, по нятие верха и низа в картине и пр;

Другой закон, имеющий столь же всеобщее зна чение — это закон (законы) распространения света в природе, закон оптики. Благодаря уст ройству мозга и органов восприятия мы воспри нимаем свет, различаем цвета, формы предме тов и воспринимаем их пространственно... Зако нами оптики и устройством нашего зрительного аппарата обусловлено наше восприятие прост ранства и вытекающее отсюда откритие законов перспективы, важного композиционного средст ва. Зрительное восприятие в сочетании со спо собностью осязания позволяет воспринимать формы как объемно пространственные структу ры, что также находит отражение в искусстве,в моделировке объемно пространственных форм.Можно предполо жить,что и такие зако ны физики и химии, как закон сохранения мас сы, закон эквивалентов, закон постоянства про порций — в той или иной форме отражаются в искусстве, в частности в композиционном пост роении.

Закон экономии. Единство форм органического мира. Закономерности предметного мира.

В природе действует «закон экономии», по кото рому природа всегда «ищет кратчайшие пути

и выбирает экономные решения (в результате процесса эволюции, естественного отбора). Этот закон проявляется в строении биологических форм макромира и микромира. Исследование этих форм показало удивительное родство и по вторение в них одних и тех же простых форм, которые тех или иных комбинациях повторяются в огромном многообразии сложных форм. Эти простые формы — «кирпичики», из которых строятся сложные формы, немногочисленны. Авторы статьи «Нужна ли жизни форма» Ч. Ще майтис и В. Миронов11 к ним причисляют спи раль, шар, многогранник, трубу, дерево и звез ду. По нашим наблюдениям они также являются излюбленными формами всех пространственных искусств.

Спираль авторы стaтьи считают одной из важней ших форм, распространенных в органичeском мире. Она в высокой степени способна сохра нять энергию, хранить информацию. Ее можйо сжать, растянуть, — она гибка и компактна. Изве стно, что форму двойной спирали имеет молеку ла жизни ДНК. Многие растения и животные имеют в строении тела спиралевидные формы — вьюнок, фасоль, раковина улитки и т.д. Спи раль — кривая, представляющая собой самый коротий путь между двумя точками на цилинд рической поверхности (проведите диагональ на прямоугольном листе и сверните его трубкой). Благодаря этой особенности она распространена в биологическом мире шаров, цилиндров, — со суды, нервы, волокна, оплетающие сферические и цилиндрические поверхности в поисках самого короткого пути неизбежно превращаются в спи раль. (Спираль и S образную форму мы часто обнаруживаем в композиционных схемах. Хо гарт считал извилистую змеевидную линию «ли нией красоты и грации»).

Шар — самая экономичная форма, у шара самая малая поверхность при самом большом объеме на его оболочку уходит меньше материала, чем на любую другую. Шар легко приспосабливается к окружающим условиям, так как легко перека тывается, сплющивается, и поэтому широко рас пространен в органическом мире (икринки, ви русы, простейшие микроорганизмы). Шар, круг, овал — наиболее часто встре чавщиеся формы в произведениях искусства, т. к. отражают реаль ные формы, свойственные природе. Они легко воспринимаются зрительно, так как зрительное поле само имеет форму овала и так как в этих формах наилучшим образом отражается пред ставление о цельности, завершенности, в проти воположность, например, формам прямоугодь ным, которые наоборот, ассоциируются с огра ничением, с чем то условным.

Многогранники — пятигранники, шестигранники встречаются в природе в форме сот, в сети кро веносных сосудов. Экономичность этих форм

проявляется в их способности заполнять прост ранство. (Благодаря этому их используют в ди зайне в покрытиях поверхностей).

Труба — среди природных форм встречается в ка честве транспортного русла — для переброски питательных веществ, крови и других продуктов жизнедеятельности живого организма, расте ния. (В искусстве — труба и ее линейное выраже ние используется как связующее коммуникаци онное сред ство, и как переход от одной формы к другой).

Дерево — ствол и разветвления его мы наблюда ем в строении кроны и корней дерева, в строе нии кровеносной системы. (В произведениях

6

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В ПРИКЛАДНОЙ ГРАФИКЕ