Файл: КУРСОВАЯ РАБОТА Роль информационных технологий в развитии экономики и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Глава 3 направления развития информационных технологий
3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Мировоззренческие идеи, которые будут лежать в основе дальнейшего развития науки, определят ее прогресс в будущем.
В конце ХХ столетия в отечественной науке стало формироваться мировоззрение, в соответствии с которым в основе мироздания лежит информация. Информационные концепции нашли подтверждение в современном естествознании, в гуманитарных и общественных науках.
ХХI век знаменуется вступлением человеческой цивилизации в новую - информационную - эпоху своего развития, которая характеризуется развертыванием новейшей информационно-коммуникационной революции, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов. Сегодня информация становится главным стратегическим ресурсом и превращается в невещественное богатство, которое все стремятся накапливать в первую очередь.
Информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и профессиональной деятельности, а также взаимодействия государства и общества.
Под влиянием информатизации всех сфер жизни общества формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, общения и производства, которая получила название инфосфера.
Фундаментом для развития наукоемких технологий являются наука и образование.
Прогресс инновационных процессов в мире зависит от тенденций развития их ядра - информационных технологий. В свою очередь они развиваются преимущественно по законам мирового рынка.
Под информационными технологиями (ИТ) следует понимать использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. Информационные технологии включают в себя главные составляющие современного информационного бизнеса: компьютеры, терминалы, компьютерное оборудование, оптическую аппаратуру, микрофильмы, лазерные диски, печатное оборудование.
В последние десятилетия роль мирового рынка информационных технологий вышла на первое место в экономическом развитии всего мира. Под мировым рынком информационных технологий можно понимать международный обмен информационными продуктами. Субъектами мирового рынка высоких технологий являются государства, компании, университеты, специальные фонды и физические лица. Его объектами служат результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной форме.
Организационно-технологической основой информационной экономики являются глобальные информационные сети. Движущей силой, наполняющей эти сети динамикой и жизнью, является целесообразная информация.
Всемирная сеть проникает во все сферы жизни общества - в государство, в политику и экономику, в науку и культуру, в быт и досуг, способствуя формированию "Интернетовского стиля жизни" (Internet Lifestyle).
В результате быстро набирающей темпы информационной революции одновременно происходит два процесса - резкое снижение цен на товары и услуги, связанные с современными технологиями, и стремительное, практически не имеющие прецедентов распространение ИТ в производственных системах и в сфере домашнего быта.
Современная информационно-коммуникационная революция и стремительное развитие Интернет во многом определяют особенности информационной эпохи и требуют принятия более оперативных и эффективных управленческих решений.
Отдельно следует рассмотреть современные тенденции развития информационных технологий, как основного инструмента высоких технологий.[31]
Признавая поразительные технологические достижения наступившей эры информационных технологий, многие специалисты спрогнозировали дальнейшие тенденции развития их рынка. Это:
1) возрастание роли информационного продукта;
2) развитие способности к взаимодействию (совместимости);
3) ликвидация промежуточных звеньев (непосредственность);
4) глобализация;
5) конвергенция.
Рассмотрим эти тенденции.
Возрастание роли информационного продукта.
Информационный продукт (ИП) выступает в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения. ИП в форме различного рода информации является источником человеческих знаний. Следовательно, деятельность интеллектуальных работников в большей степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. ИП призвана донести информацию до места создания и использования знаний. Отсюда возрастающее значение ИП, причем в разных аспектах. Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, позволяет более эффективно использовать ресурсы, а развлекательная - обеспечивает досуг.
В мире бизнеса интеллектуальные работники принимают решения, разрабатывают изделия, продают и покупают товары и услуги, предоставляют рекомендации, которые определяют ход дел фирмы. Эффективность работы любой компании напрямую зависит от уровня квалификации сотрудников. В этих условиях именно ИП, получаемый интеллектуальными работниками, помогает ведению деловых операций.
Способность информационных технологий к взаимодействию.
Следующей тенденцией развития ИТ является способность к взаимодействию между всеми физическими и логическими элементами системы. Один из важнейших факторов для обеспечения совместимости взаимодействия - появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации.
Новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к существующим силам мирового рынка. Всего несколько ключевых компонентов - микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специализированные АРМ (автоматизированные рабочие места), датчики, программируемые контроллеры - превратили в реальность концепцию автоматизированного предприятия. Однако в настоящее время технология может являться и сдерживающим развитие фактором: отсутствие способности к взаимодействию средств автоматизации делает нерациональной ее реализацию. Это обусловлено взрывным расширением ИТ, в результате чего стандартизация продуктов не успевает за техническими стандартами. Вместе с тем в результате более активной маркетинговой деятельности и успехов в распространении ИП, захвате большой рыночной доли какой-либо компанией её продукт становится стандартом для всех остальных. В качестве примера можно привести персональные компьютеры фирмы IBM, операционные системы корпорации Microsoft, локальные сети Novell, стандарты бытовой видеозаписи VHS фирмы JVC, Video-8 фирмы Sony.
Способность к взаимодействию как концепция столь же привлекательна, сколь трудна в реализации. Трудности связаны одновременно с проблемами технологии и конкуренции.
Ликвидация промежуточных звеньев.
По мере того как информационные технологии все глубже проникают в различные сферы мирового бизнеса, они изменяют различные стоимостные показатели, на которых базируется конкуренция. Это влечет за собой структурные изменения в других отраслях экономики, выражающиеся в такой тенденции, как ликвидация промежуточных звеньев. Последнее означает устранение тех стадий, которые включают посредников между потребителями и производителями. Информационные технологии уже в настоящее время обеспечивают возможности для ликвидации промежуточных функций внутри компаний и между ними.
Основная причина превращения ИТ в такую мощную силу состоит в том, что информация часто выступает в качестве основного продукта обмена при совершении сделки, например, когда закупается программа обучения или заключается контракт на предоставление консультационных услуг. Это справедливо для взаимоотношений внутри предприятий (производство -обеспечение), между предприятиями (покупатель - продавец) и между предприятием и потребителем. В этих случаях ликвидация промежуточных звеньев обусловлена внедрением новых технологий, которые обеспечивают добавочную стоимость информации за счет ее обработки, хранения, передачи и преобразования в более удачные и доступные для немедленного использования формы. Отсюда вытекают существенные преимущества информационных технологий: более широкое распространение, большая простота пользования и снижение цен в связи с тем, что удельные издержки на информационные технологии значительно ниже удельных издержек при использовании традиционных методов.
Можно сказать, что в конце 90-х годов ликвидация промежуточных звеньев как проявление третьей тенденции развития ИТ привела к размыванию границ между традиционными отраслями мировой экономики и отраслями, связанными с ИТ. К тому же ликвидация промежуточных звеньев, которая происходит в настоящее время среди потребителей ИТ, вызвала аналогичный процесс и среди поставщиков ИТ.
Глобализация.
Еще одной тенденцией развития информационных технологий как составной части мирового рынка высоких технологий является глобализация информационного бизнеса. Теоретически любой человек (или фирма) является сегодня возможным потребителем информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды ИТ в мировом масштабе. Несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе. Наличие пяти основных факторов обуславливает этот процесс:
- различный уровень знаний в области ИТ, определяющий темпы ее распространения, которые варьируются в широких пределах в зависимости от сферы применения и от особенностей страны;
- соотношение "стоимость - эффективность" ИТ;
- правительственная поддержка;
- стандартизация;
- сравнительные достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий.
Конвергенция.
Глобализация непосредственно связана с конвергенцией. Ранее сферу производства и сферу услуг можно было легко определить и дифференцировать. Однако описанные выше "информационные тенденции" меняют традиционные представления. Некоторые виды продукции и услуг разграничить достаточно просто. Пишущие машинки и калькуляторы - это продукция, телекс и радиовещание - это услуги. Сложнее обстоит дело, когда речь идет, например, о телексной аппаратуре и ТВ-приемниках, которые приобретают конкретную значимость только в совокупности с вышеупомянутыми видами услуг. Примерами являются системы кодировки брокерских операций, банковские аппараты, а также системы энергоконтроля. Кроме того, определенные виды продукции и услуг, выполняя одинаковые функции, становятся по существу взаимозаменяемыми.
Конвергенция формирует сегодня свой собственный рынок ИТ, основными сегментами которого являются следующие элементы.
1) Потребительский сегмент включает передачу информации и развлечений и потребление их частными лицами. Такое потребление может осуществляться дома, в личном автомобиле, местном торговом центре или номере гостиницы. Многие индивидуальные услуги могут быть получены также служащими фирмы со своих АРМ.
2) Обеспечение бизнеса включает потребление продукции и услуг ИТ в ходе реализации различных видов деловой деятельности: закупки, производство-обслуживание, маркетинг, физическое распространение. Использование ИТ в этой области, как правило, чрезвычайно интенсивно.
3) Интеллектуальная работа относится к потреблению и передаче информации среди научных работников, менеджеров и других специалистов.
Создание новой продукции и необходимость быстрой ее конвергенции вызывают стремление к всестороннему сотрудничеству фирм в области ИТ. Успех здесь во многом зависит от четырех обстоятельств.
1. Компании должны стремиться к конвергенции с близкими или родственными предприятиями.
2. Фирмы должны стремиться к достижению прочного и долговременного положения на рынке, которое может быть обеспечено совместными усилиями.
3. Компании должны подходить к выбору перспективных партнеров со стратегических позиций.
4. При наличии потенциально-стратегического партнера поставщик ИТ до совершения сделки должен четко представлять, какие условия партнерства обеспечат максимальные преимущества.
Конвергенция, таким образом, выступает как многомерный процесс, обусловленный развитием других четырех "информационных тенденций". Конвергенция услуг является наглядным примером доминирующего значения информационного продукта, доступ потребителя к которому осуществляется посредством систем, способных к взаимодействию, что приводит, в свою очередь, к ликвидации промежуточных звеньев и традиционных каналов распространения, способствует глобализации.
Человек с его высоким образовательным и профессиональным уровнем становится определяющим элементом становления постиндустриальной экономики. В настоящее время в мире идет процесс формирования единого рынка труда, когда к работникам предъявляются высокие квалификационные требования. Без этого невозможно прогрессивное развитие рынка информационных технологий и инновационного процесса в целом.[33]