ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Таблица 1.4.
Структурная группировка по числу предприятий и по объему выпуска продукции.
Группы предприятий по |
Доля числа предприятий |
Доля выпускаемой |
|
степени выполнения |
продукции по группам |
||
в совокупности, % |
|||
плана, % |
предприятий, % |
||
|
|||
До 100 |
8 |
10,2 |
|
100-102 |
72 |
75,2 |
|
102-104 |
12 |
8,3 |
|
104 и выше |
8 |
6,3 |
|
Итого |
100,0 |
100,0 |
На основании результатов группировки и расчёта относительных показателей следует сделать выводы, отражающие уровень выполнения планового задания в целом по совокупности и в разрезе отдельных групп.
Кроме того, важно подчеркнуть, какая из групп предприятий является определяющей и занимает наибольший удельный вес в объёме выпуска продукции.
Результаты структурной группировки следует представить столбиковой или секторной диаграммами.
Задание 2.
Зависимость выпуска продукции предприятиями от оснащенности их основными фондами (ОПФ) изучается с помощью аналитической группировки.
В данном случае нужно вначале определить, что является факторным признаком, а что результативным. Как известно, в аналитической группировке группировочным признаком является факторный признак.
Далее необходимо охарактеризовать каждую выделенную группу имеющимися показателями (ОПФ, численность рабочих и объем производства),а также рассчитать среднее значение результативного и факторного признаков.
Вначале определяют порядок формирования групп, т. е. число групп и интервал группировки.
Число групп определяем с использованием формулы Стерджесса: N=1+3,322 lgn
где N - число групп, n - число единиц совокупности. Величина интервала определяется по формуле:
i = xmax − xmin ,
N
где – хmax и xmin – максимальное и минимальное значение признака в совокупности, N – число групп. Если при определении интервала число получается не целое, то его следует округлять в большую сторону до целого.
После определения числа групп и длины интервала выполняют группировку предприятий по среднегодовой стоимости ОПФ с характеристикой групп статистическими показателями: стоимость ОПФ, численность работающих и объем выпуска продукции (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Группировка предприятий по стоимости ОПФ и их характеристика.
Группы |
Число |
Среднегодовая |
Численнос |
Объем |
|
предприятий по |
предприятий |
стоимость |
ть |
выпуска |
|
среднегодовой |
в группе, ед. |
ОПФ, млн. р. |
работающи |
продукции, |
|
стоимости ОПФ, |
|
|
х, чел. |
млн.р. |
|
млн. р. |
|
|
|
|
|
2,9 - 4,9 |
3 |
10,5 |
2260 |
12,1 |
|
4,9 |
– 6,9 |
4 |
23,5 |
3479 |
25,5 |
6,9 |
– 8,9 |
8 |
64,2 |
8370 |
72,6 |
8,9 – 10,9 |
8 |
75,4 |
8953 |
80,9 |
|
10,9 |
– 12,9 |
2 |
23,7 |
2748 |
24,5 |
Итого |
25 |
197,3 |
25810 |
215,6 |
Для оценки групп предприятий по варьирующим признакам выполняется структурная группировка (табл. 2.2).
Таблица 2.2.
Характеристика предприятий по варьирующим признакам.
Группы |
Доля каждой |
Удельны |
Доля |
Удельный вес |
|
предприятий по |
группы |
й вес |
работающих |
выпускаемой |
|
среднегодовой |
предприятий в |
стоимост |
по группам |
продукции |
|
стоимости ОПФ, |
их |
и ОПФ, |
предприятий, |
каждой группой |
|
млн. р. |
совокупности, |
% |
% |
предприятий, % |
|
|
|
% |
|
|
|
2,9 |
– 4,9 |
12 |
5,3 |
8,8 |
5,6 |
4,9 |
– 6,9 |
16 |
11,9 |
13,5 |
11,8 |
6,9 |
– 8,9 |
32 |
32,5 |
32,4 |
33,7 |
8,9 – 10,9 |
32 |
38,2 |
34,7 |
37,5 |
|
10,9 |
– 12,9 |
8 |
12,1 |
10,6 |
11,4 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
Для выявления направления и формы связи между изучаемыми признаками определяются средние значения факторного и результативного признака по исследуемым группам предприятий.
Для этого суммарный объем выпуска продукции, и стоимость ОПФ по определенным группам, соотносят с числом предприятий в группе (табл. 2.3).
По групповым средним показателям выносится суждение о тенденции изменения стоимости ОПФ и ее влиянии на объем выпуска продукции.
Таблица 2.3.
Влияние стоимости ОПФ на объем выпуска продукции.
Группы |
Число |
Суммарный |
Средний |
Средняя |
|||||
предприятий |
предприятий |
объем выпуска |
объем |
стоимость |
|||||
по стоимости |
в группе, ед. |
продукции по |
выпуска |
ОПФ по |
|||||
ОПФ, млн. р. |
|
группам, |
продукции, |
группам, |
|||||
|
|
|
млн.р. |
млн.р. ( |
x |
) |
млн. р. ( |
y |
) |
2,9 |
– 4,9 |
3 |
12,1 |
4,03 |
|
|
3,50 |
|
|
4,9 |
– 6,9 |
4 |
25,5 |
6,37 |
|
|
5,87 |
|
|
6,9 |
– 8,9 |
8 |
72,6 |
9,07 |
|
|
8,10 |
|
|
8,9 – 10,9 |
8 |
80,9 |
10,11 |
|
|
9,42 |
|
|
|
10,9 |
– 12,9 |
2 |
24,5 |
12,25 |
|
|
11,85 |
|
|
Итого |
25 |
215,6 |
8,62 |
|
|
7,89 |
|
|
Из аналитической группировки следует, что между факторным ОПФ и результативным (объем) признаками прослеживается функциональная связь, т.е. с увеличением степени оснащенности предприятий ОПФ возрастает выпуск продукции (связь прямая).
На основании группировочных средних данных по ОПФ и объему выпуска продукции построим эмпирическую кривую, характеризующую связь между факторным и результативным признаками.
Анализ рис.1 показывает наличие близкой к прямолинейной зависимости, т.к. точки расположены практически по прямой линии.
Средний объем |
|
продукции, |
|
15 |
выпуска |
млн.руб. |
10 |
||
5 |
||||
0 |
||||
|
4,03 6,37 9,07 10,11 12,25
средняя стоимость ОПФ по группам, млн.руб.
Рис.1. Зависимость объема выпуска продукции от стоимости основных производственных фондов(ОПФ).
После установления направления и формы связи между признаками приступают к оценке степени тесноты связи.
Теснота связи по линейной зависимости изменяется, как известно, с помощью линейного коэффициента корреляции r. Производя расчет по итоговым значениям исходных переменных, линейный коэффициент корреляции можно вычислить по формуле:
|
|
nå xi yi − å xi å yi |
|
r = |
|
|
. |
|
|
||
[nå xi2 − (å xi )2 ][nå yi2 − (å yi )2 ] |
Для удобства проведения вычислительных операций следует построить вспомогательную таблицу и рассчитать соответствующие значения, входящие в формулу расчета линейного коэффициента корреляции (табл. 2.4).
Таблица 2.4.
Вспомогательная таблица для расчета коэффициента корреляции.
№ |
x |
y |
x2 |
y2 |
x y |
|
предприятия |
||||||
i |
i |
i |
i |
i i |
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
8,7 |
12,0 |
75,69 |
144,0 |
104,4 |
|
2 |
6,0 |
6,30 |
36,0 |
39,69 |
37,8 |
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
|
25 |
8,9 |
10,5 |
79,21 |
110,25 |
93,45 |
|
Итого |
197,3 |
215,6 |
1617,5 |
2449,5 |
1963,75 |