ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Компонент Ребенка обозначает аффективную реакцию на тех или иных людей или предметы. Радость или огорчения, послушание или бунт, жажда творчества или разрушение – таковы его примеры.
Берн считает, что три состояния «Я» сосуществуют в каждом человеке и по-разному проявляются в разных ситуациях.
Дерзкая реплика ученика из приведенного выше примера говорит о том, что он выступает с позиции бунтующего Ребенка, тем самым, провоцируя психолога встать на позицию Родителя или Ребенка. Принимая эту игру, например: «Прекратите шуметь, нам предстоит серьезная работа!» (Упрекающий Родитель) или «Ну что ты такое говоришь, разве психолог это псих» (Приспосабливающийся Ребенок),- психолог рискует попасть в зависимость от дальнейших действий и высказываний ученика. Подчиняясь навязанному стилю общения, психолог теряет уважение, авторитет у всей группы и возможность установления доверительного контакта с ней.
Следуя логике Трансактного анализа, чтобы избежать подобных ошибок, необходимо обращаться с позиции Взрослого к состоянию Взрослого детей (всей группы). Таким образом, мы прерываем игру, навязанную ребенком, и предлагаем другой стиль общения – общение на равных. Если эти условия принимаются, то возникают деловые, продуктивные отношения, в рамках которых легко установить доверительный контакт. Если ребенок остается в своей игре, игнорируя изменившуюся ситуацию, психологу достаточно проявить терпение и быть последовательным, чтобы наступил момент, когда группа с актуализированной позиции Взрослого сама начнет воздействовать на бунтующего Ребенка.
Работа с группой осложняется еще и тем, что у детей, входящих в нее, разный темп деятельности, разная концентрация внимания, разные личностные особенности. Каждый раз при проведении исследования в группе возникает проблема понимания инструкции: кому-то достаточно объяснить задание один раз, а кому-то не хватит и нескольких. Застенчивый или неуверенный в себе ребенок, скорее всего, не скажет, что он не понял задание, а просто не сделает его. Дети с проблемами программирования своей деятельности могут приступить к заданию без предварительной ориентации в нем, даже не дослушав инструкцию. Психолог рискует получить недостоверные результаты, пустые или не до конца заполненные бланки. Ограничив количество одновременно участвующих в исследовании до 9 (это число соответствует объему внимания человека), психолог получает возможность контролировать ситуацию.
Специфика взаимодействия с детьми разного возраста. Школьный психолог работает с детьми разных возрастных групп. На его глазах ученик вырастает из испуганного первоклассника в самостоятельно мыслящую личность, выбирающую свой путь в жизни. Выстраивая взаимоотношения с ребенком, нельзя не учитывать изменения, происходящие по мере взросления. Контакт с дошкольником, которого привела мама на собеседование, и со старшеклассником, самостоятельно пришедшим со своими проблемами, не одно и то же.
Особенности общения с дошкольниками обусловлены психологическими характеристиками данного возраста. Старшие дошкольники не так непосредственны, как дети более раннего возраста, его действия опосредованы переживаниями того, какими могут быть последствия, как к этому отнесутся взрослые.
Дошкольники, как и младшие школьники, сами никогда не приходят к психологу, как правило, их приводят взрослые. В связи с этим значимость всего того, что будет происходить в кабинете у психолога, для ребенка крайне велика. Внешне это проявляется в скованности, настороженности, в повышенном контроле за своими мимическими и пантомимическими проявлениями, взглядом он следит за психологом, пытаясь прочесть по его лицу оценку себя и своих действий.
Таким образом, в дошкольном возрасте, как ни в каком другом, ребенку важна доброжелательность, позитивная оценка каждого его шага. Он имеет небольшой опыт общения с чужими взрослыми, не всегда понимает их поведение. В интерпретации их внешних проявлений ребенок склонен видеть негативную оценку себя («Я плохой», «Я делаю неправильно», «Я не нравлюсь»). Максимальная вербализация и ясность позитивных оценок («Молодец», «Ты все делаешь правильно», «Мне очень понравилось, как ты нарисовал») позволит снять напряжение и укрепить доверие ребенка к психологу.
Ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра, в ней он становится непосредственным и эмоциональным. Используя игру, для привлечения ребенка к тестированию, психолог сам должен эмоционально включаться в нее, проявляя непосредственный живой интерес. Однако играть с ребенком не значит заигрывать с ним, дошкольник чувствителен к фальши в отношениях. «Сюсюканье», нарочитая «детскость» в поведении психолога настораживают ребенка и вызывают у него недоумение.
Мама с девочкой Аней, 6 лет, при приеме в школу проходят собеседование. Психолог встречает их в кабинете словами «Кто к нам пришел? (с заискивающей интонацией, деланно «детским» голосом), «Ой, какая девочка?». Аня посмотрела на психолога с недоумением и в дальнейшем небрежно отвечала на вопросы, не считая их важными.
В построении взаимоотношений с младшими школьниками также большое значение имеют игра, эмоциональная включенность психолога, позитивное оценивание. Однако в отличие от дошкольников, для которых просьба взрослого выполнить задание является сильным мотивационным фактором, с младшими школьниками необходима специальная работа для формирования заинтересованности в исследовании. Учащиеся начальной школы часто задают следующие вопросы: «А зачем это надо делать? А мне за это поставят оценку?», - тем самым, демонстрируя необходимость мотивационной поддержки. Исходя из того, что психологической особенностью данного возраста является высокая познавательная активность, именно ее можно использовать для привлечения к участию в психологическом тестировании.
При переходе от младшей к средней школе происходит значительное снижение учебной мотивации, использование ее для привлечения интереса к психологическому исследованию перестает быть эффективным. В этом возрасте важным для учащихся является общение, его нормы, те формы поведения, которые заслуживают уважения у сверстников. Если с учениками начальной школы психолог, устанавливая контакт, в большей степени опирался на оригинальность и сложность предлагаемых заданий, то при работе с младшими подростками необходимо учитывать их направленность на общение и поиск эффективных паттернов поведения. В этом случае психолог должен выступать «своего рода моделью человека, уверенного в себе, обладающего чувством собственного достоинства и умеющего выражать это в формах, способствующих повышению межличностной надежности и собственной значимости у других людей» («Руководство практического психолога…», под ред. Дубровиной И.В., 1998 г.). Предъявляя определенный образец поведения, необходимо отказаться от морализаторства и оценочности суждений по принципу «правильно-неправильно».
На следующем возрастном этапе, старшем подростковом, значительно изменяется направленность: возникает интерес к самому себе, к тому, как меня воспринимают люди. И в общении важным становится не столько нормы и внешние проявления, а личность, с ее опытом, чувствами, переживаниями.
Общаясь с психологом, подросток может выражать свои чувства и переживания следующим образом (ниже приведены примеры из практики психолога в школе):
«Меня никто не понимает!»; «Мы с родителями совсем разные, они не хотят меня понять!»; «Если честно, то я иногда страшно стыжусь себя»; «Я ужасно комплексую из-за своей внешности!»; «С матерью мне говорить не о чем… Она снова будет учить меня жизни, а это так достало! Ну почему все мои знакомые не хотят поговорить со мной по-настоящему?»; «В своей компании я умнее и выше всех, но у меня не получается быть лидером, поэтому я веду себя как все, хотя мне это не нравится»; «У меня нет проблем ни с внешностью, ни с поклонниками, но мне никто не нравится! Я очень переживаю из-за этого. Мне очень обидно – все девчонки гуляют с парнями, а у меня никого нет. Из-за этого мне даже хочется умереть». В приведенных высказываниях выражены основные психологические проблемы подростков.
Прослеживая эволюцию взаимоотношений, складывающихся между психологом и подростком, можно сказать, что только начиная с этого возрастного этапа возможно глубокое интимно-личностное общение. Раскрываясь перед психологом, подросток ждет ответного «самораскрытия». Психолог не должен бояться признавать свои ошибки, говорить о своих чувствах, обращаться к опыту своего подросткового периода, самому быть предельно искренним и честным. Только в этом случае создается ситуация взаимной безопасности, в которой подросток чувствует доверие, понимает, что он не одинок, что с такими проблемами сталкиваются и другие.
Данные нами рекомендации не безусловны. Бесспорно, что при работе с детьми психолог должен опираться на особенности возраста, но при построении контакта с конкретным ребенком наибольшее значение имеет его индивидуальность.
2.2.2. Ведение протокола и наблюдение за ребенком во время исследования. Любое психологическое исследование – это содержательно насыщенное взаимодействие психолога и ребенка, происходящее «здесь и сейчас». Оно несет уникальную психодиагностическую информацию, которую необходимо максимально полно сохранить.
Организационно эта задача решается с помощью тщательного протоколирования. Обязательно вести протокол в момент проведения исследования, не следует полагаться на память и откладывать его оформление. И пусть в начале они будут не такими полными и аккуратными, как того бы хотелось, постепенно психолог приобретает навык ведения протокола.
Для каждой методики существует обычно своя, особая форма протокола, знание которой не менее обязательно, чем знание инструкции или порядка ее проведения. Однако существует несколько общих принципов оформления протоколов:
-
первая страница начинается с так называемой «шапки» протокола, в которой записываются фамилия и возраст ребенка, класс, в котором он учится, а также фамилия психолога, дата проведения исследования и название методики;
-
вверху на каждой странице протокола записывается фамилия ребенка, дата проведения и название методики;
-
фиксируются реплики, вопросы, замечания и реакции экспериментатора;
-
фиксируются ответы, пояснения и устные высказывания, а также мимические, пантомимические, другие невербальные реакции и действия ребенка.
Существует две наиболее распространенные и часто используемые формы ведения протокола. Одна из них напоминает театральный сценарий, где реплики и действия психолога и ребенка записываются последовательно.
В качестве примера приводим выдержку из протокола эксперимента, направленного на изучение устойчивости внимания дошкольника в изобразительной деятельности, опубликованный в книге Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной «Практикум по детской психологии».
« Экспериментатор. Нарисуй, что хочешь.
Испытуемый Коля В. (5 лет 7 мес.) берет лист бумаги, синий карандаш и начинает рисовать дерево. Экспериментатор ставит рядом на стол игрушечного котенка.
Коля (поднимает голову, откладывает карандаш, берет игрушку, говорит ласково, заворожено). Ой, какая киска мякенькая, пушистая. (Ставит киску обратно на стол, берет синий карандаш и продолжает рисовать дерево. Поясняет.) У меня зимний лес. Деревья без листьев. Я его больше люблю.
Экспериментатор достает корабль и начинает его перемещать по столу перед ребенком.
Коля (поднимает голову). Ой, а что вы делаете? У меня такой же. А если опустить в песок, то застрянет. (Продолжает рисовать деревья. Обращается к экспериментатору). Ну что, получается?
Экспериментатор кивает головой. Коля продолжает рисовать дерево. Входит воспитатель из другой группы, останавливается около ребенка. Коля продолжает рисовать».
Другой вариант – заполнение таблицы с заранее определенными графами – позаимствован из опыта работы клинических психологов, и подробно описан в книге С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии».
В качестве примера приводим выдержку из протокола эксперимента по методике «Классификация предметов» из книги С.Я.Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии». Исследован психически здоровый взрослый испытуемый с образованием 6 классов.
Экспериментатор |
Действия испытуемого |
Высказывания и объяснения испытуемого |
1 этап. (инструкция обычная)
Начните выкладывать – сами поймете…
2 этап. (инструкция обычная) Да, правильно…
Нет – это не совсем так: штангенциркулем не производят работы, ведь это измерительный прибор, а пила – инструмент или орудие труда.
Глобус для чего служит?
Не должно оставаться по одной, карточки все надо сгруппировать. |
Рассматривает первые карточки, не начиная выкладывать.
Выкладывает по одной, затем, вопросительно глядя на экспериментатора, кладет морковь со свеклой, овцу с козой.
Мебель + овощи + животные домашние. Многие карточки кладет по одной, не замечая того, что их можно объединить.
К штангенциркулю прибавляет пилу.
Откладывает пилу от штангенциркуля, затем к пиле добавляет лопату и ножницы. К штанген-циркулю подкладывает часы, весы и сантиметр.
Транспорт + (только телега осталась одна) Рыба + Насекомые.
Кладет глобус к книгам и тетради. Все карточки разложены правильно, но многие остались необъединенными – по одной. Ищет глазами карточки, лежащие по одной и соединяет их правильно – телегу к транспорту, ребенка к людям. |
А их надо группировать? По две? Можно овощи с овощами, животные с животными?
Начинает сам комментировать свои действия; «Это будут профессии … а это…»
Это инструменты
А-а понял!
Это инструменты Измерительные приборы
А глобус куда? Это все для учения.
Все!
Он маленький, но тоже человек – это будут «люди». |