ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
В зависимости от проводимой методики, а также целей и задач исследования количество и названия граф таблицы может варьироваться.
Выбор той или иной формы ведения протокола зависит от конкретных методик и личных предпочтений психолога. Однако общим для всех протоколов является запись действий и устных пояснений испытуемого, запись той помощи, которую оказывает исследователь, и того, как испытуемый принимает эту помощь.
Формы оказываемой психологом помощи могут быть различны. Помощью является даже простое переспрашивание, то есть просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или сделанному.
Иным видом помощи является одобрение действий ребенка и поощрение его словами, например: «молодец, хорошо, дальше».
Те вопросы, которые психолог задает ребенку, также являются помощью. Вопросы типа: «Почему ты так сделал?», - позволяют ребенку уточнить собственные мысли. Более значительная помощь – наводящие вопросы. Например: «Можно ли предложить другой вариант?». Такой вопрос направляет мысли и действия испытуемого.
Критические замечания, высказанные психологом, организовывают выполнение ребенком заданий. Необходимо отметить, что эти замечания должны быть высказаны в тактичной и мягкой форме.
Если описанные выше виды помощи неэффективны, то можно воспользоваться прямой подсказкой, советом действовать тем или иным способом. Следующим шагом в оказании помощи является демонстрация психологом правильного способа действия с последующим самостоятельным повторением этого действия ребенком.
И, наконец, можно прибегнуть к длительному обучению ребенка тому, как надо выполнять задание.
Надо заметить, что любые высказывания, действия, мимические и пантомимические реакции психолога оказывают влияние на ход исследования. Они могут, как помогать, так и мешать выполнению заданий. В связи с этим очень важно контролировать любые свои проявления, а также фиксировать их в протоколе.
При описании отдельных методик, как правило, приводятся четкие указания на формы и содержание любых допустимых действий и высказываний со стороны исследователя. При подготовке к проведению исследования психолог должен ознакомится не только с инструкцией и методическим материалом, но и с правилами и ограничениями методики.
Например, при тестировании с помощью опросников испытуемые часто задают вопросы: «Что это значит? Как это понимать? Я иногда веду себя так, а иногда иначе, как мне отвечать?». Распространенной ошибкой начинающих психологов является попытка ответить на подобные вопросы, вступить в диалог с испытуемым. Открытое вмешательство со стороны психолога не может не сказаться на результатах заполнения опросника.
Этап проведения исследования один из самых ответственных, так как его основу составляет активное взаимодействие психолога с ребенком, осуществляемое «здесь и сейчас». Поэтому невозможно полностью ограничить влияние личности психолога на результаты исследования, но важно не только осознавать характер и степень своего вмешательства, но и учитывать его на этапе анализа и интерпретации данных.