ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Рис. 1.13. Электрическая схема генератора 2102.3701
Статор 10 имеет 14 зубцов, на которых закреплены катушки 7-фазной обмотки 11. Обмотка - катушечная однослойная, одноплоскостная, имеет по две последовательно соединенные катушки в фазе. Фазы соединены в 7-гольник (рис. 1.13).
Ротор 7 (см. рис. 1.12) представляет собой цилиндрический пакет с зубцами снаружи (10 зубцов) и цилиндрическими отверстиями внутри. Ротор соединен с приводом консольно с помощью стального фланца. Система возбуждения состоит из обмотки возбуждения 5 и внешнезамкнутого магнитопровода, наружная часть которого -магнитопроводящая стальная крышка 6, внутренняя - центральная втулка 2, ось 1, переходная втулка 13.
Магнитопроводящая стальная крышка 6 состоит из трубы с приваренным фланцем-звездочкой с секторами для забора воздуха по периферии и центральным отверстием, в котором приварена стальная центральная втулка-магнитопровод 2. Внутри этой втулки проходит ось 1 генератора, а снаружи расположена обмотка возбуждения 5. С торца, обращенного к ротору, на центральную втулку насажена переходная втулка 13, поддерживающая обмотку возбуждения 5 и входящая во внутреннюю расточку пакета ротора 7. Указанные узлы образуют замкнутую магнитную цепь генератора.
Созданный обмоткой возбуждения магнитный поток 4 циркулирует по пути: пакет статора 10 ; наружная часть стальной крышки 6 ; фланец стальной крышки 6 ; центральная втулка 2 ; переходная втулка 13 ; вспомогательный воздушный зазор 8 ; пакет ротора 7 ; основной воздушный зазор 9 ; пакет статора 10.
При вращении ротора 7 в зубцах статора 10 пульсирует магнитный поток 4, вызывая появление ЭДС в катушках обмотки статора, охватывающих зубцы. Фланец 12 пакета ротора 7 соединен сваркой с втулкой 15, на которой с помощью шпонки и гайки укреплен шкив 14 привода генератора и центробежный вентилятор 17. Втулка 15 опирается внутренней расточкой на наружные обоймы подшипников 16, установленных внутренними обоймами на неподвижной оси 1, пропущенной через отверстие в центральной втулке 2 и зафиксированной от продольного перемещения болтом 3. Расположение подшипников на одной оси и в одном гнезде исключает их перекосы при сборке. Один из подшипников 16 расположен под ручьем шкива, что сводит к минимуму радиальную нагрузку и увеличивает срок службы подшипников.
Передняя крышка 18 генератора выполнена в виде кольца с лапой, надевается на статор и соединяется с задней крышкой болтами, притягивая статор 10 к стальной крышке 6.
Рис. 1.14. Генератор 49.3701 (бесконтнакный генератор с укороченными полюсами)
Максимальная мощность генератора 1680 Вт, ресурс 400 000 км пробега для автомобиля и 16 тыс. мото-ч для гусеничного тягача, масса 14,3 кг.
Представителем семейства бесконтактных генераторов с укороченными полюсами является генератор 49.3701 (рис. 1.14). Ротор генератора состоит из двух клювообразных полюсных половин 4, между которыми размещена втулка 1 с обмоткой возбуждения 3. Полюсные половины и втулка напрессованы на рифленый вал. Обмотка возбуждения крепится на алюминиевом каркасе 2, который закреплен в канавке посередине статора. Обмотка статора 5 трехфазная, соединенная «звездой», размещена в равномерно распределенных по окружности 18 пазах.
Концы обмотки статора соединены со встроенным в генератор выпрямительным блоком БПВ 4-60-02 б. Блок БПВ 4-60-02 (рис. 1.15) имеет отрицательную сборную шину 1, в которую запрессованы три диода 2 типа ВА-20 обратной полярности, и положительную сборную шину 4, в которую запрессованы три диода 3 того же типа, но прямой полярности. Сборные шины электрически полностью изолированы друг от друга и являются токоведущими элементами, одновременно их используют для теплоотвода.
Рис. 1.15. Выпрямительный блок БПВ 4-60-02
В сборных шинах имеются вентиляционные отверстия. Шесть диодов блока соединены между собой и образуют трехфазную двухполупериодную схему выпрямления. В местах соединения разнополярных диодов имеются клеммы для присоединения фазных обмоток генератора.
Трудоемкость технического обслуживания генераторов 49.3701 сведена к минимуму, так как они не нуждаются в замене щеток, зачистке и проточке контактных колец и в периодической очистке каналов щеткодержателя.
На современных легковых автомобилях, у которых объем подкапотного пространства, как правило, ограничен, нашли применение генераторы так называемой компактной конструкции. Главной отличительной чертой таких генераторов является принципиально другая система вентиляции.
В генераторе обычной конструкции (рис. 1.16, a) воздух засасывается через отверстия в крышке со стороны контактных колец, проходит через выпрямительный блок, статор и ротор и, выходя через отверстия в крышке со стороны привода, попадает на лопатки вентилятора, откуда подается в разные стороны.
Рис. 1.16. Направление потока охлаждающего воздуха в генераторах
обычной (а) и компактной (б) конструкций: 1 - ротор; 2 - обмотка статора; 3 — вентилятор
Генератор компактной конструкции (рис. 1.16, б) засасывает воздух через отверстия в обеих крышках двумя установленными на роторе вентиляторами, лопатки которых подают воздух на обмотки статора. Охладив статор, воздух выходит наружу через отверстия в цилиндрических поверхностях обеих крышек.
Рис. 1.17. Генератор компактной конструкции: 1 - контактные кольца; 2 - ротор; 3 - статор.
Вентиляторы генераторов компактной конструкции имеют меньший диаметр, нежели традиционные, поэтому для нормального охлаждения требуется большая частота вращения ротора. Это вынуждает конструкторов использовать передачи с поликлиновыми ремнями, которые способны работать со шкивами меньшего диаметра, необходимыми для повышения передаточного числа. Кроме того, компактные генераторы имеют контактные кольца меньшего диаметра для снижения скорости в точке трения кольца с щеткой. Часто контактные кольца имеют диаметр, равный диаметру вала ротора, поэтому из конструктивных соображений их располагают на валу консольно (рис. 1.17).
Использование генераторов компактной конструкции на автомобилях, эксплуатирующихся в тяжелых дорожных условиях, нежелательно из-за их низкой пылеустойчивости.
Эта проблема решается разработкой бесконтактных (бесщеточных) генераторов имеющих конструкцию ротора, показанную на рис. 1.18.
На вал ротора, являющийся также магнитопроводом 1, посажена левая клювообразная полюсная половина 4, а правая выполнена в виде короны 2 и жестко связана с левой посредством кольца из немагнитного материала 3.
Рис.1.18. Безобмоточный ротор
Рис.1.19. Генератор Bosch с жидкостным охлаждением: 1 - шкив; 2 - выпрямитель; 3 - регулятор напряжения; 4 ‑ крышка со стороны привода; 5 - корпус генератора; 6 - охлаждающая жидкость; 7- ниша двигателя; 8 - неподвижная обмотка возбуждения; 9 - магнитопровод; 10 - обмотка статора; 11 - безобмоточный ротор.
Обмотка возбуждения генераторов этого типа распологается на магнитопроводе, закрепленном неподвижно на крышке генератора. Эта конструкция находит применение, как в генераторах традиционного исполнения, так и в компактных генераторах с жидкостным охлаждением.
На рис. 1.19 представлен генератор Bosch с жидкостным охлаждением, устанавливаемый на современные автомобили представительского класса. Основным преимуществом генератора этого типа является снижение шума возникающего в традиционных генераторах при прохождении воздуха через вентиляторы с большой скоростью. Генератор располагается в специальной нише, сообщающейся с системой охлаждения двигателя. Клеммы для подключения генератора к бортовой сети располагаются на крышке со стороны привода.