Файл: Реферат Элекротехника(профессор).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эксплуатационная надежность, экономичность, активная безо­пасность и экологические качества автомобиля в значительной степени определяются работой его электрооборудования. Электро­оборудование современного автомобиля представляет собой очень сложную систему, включающую более 100 изделий, а его стоимость составляет примерно 30% стоимости автомобиля.

С точки зрения системного подхода электрооборудование авто­мобиля может быть представлено в виде ряда самостоятельных функциональных систем: 1) электроснабжения, 2) пуска, 3) зажигания, 4) освещения и сигнализации, 5) информации и диагностирования, 6) ав­томатического управления двигателем и трансмиссией и др. Ряд изделий электрооборудования, например: 1) стеклоочиститель, 2) элек­тродвигатели отопления, 3) вентиляции, 4) звуковые сигналы, 5) радиообо­рудование, трудно отнести к какой-либо из систем. Поэтому все они могут быть объединены и условно названы вспомогательным элек­трооборудованием. Суммарная длина электропроводки автомобиля достигает 250...600 м. Определенную сложность представляют про­кладка проводов, объединение их в жгуты, построение принципи­альных и монтажных схем. Поэтому представляется целесообраз­ным отдельно рассмотреть построение 1) общей схемы, 2) коммутаци­онной 3) и защитной аппаратуры.

Электрооборудование автомобилей постоянно и существенно изменяется. Генераторы переменного тока с бесконтактными элек­тронными регуляторами напряжения практически полностью заме­нили генераторы постоянного тока с вибрационными регуляторами. Появились бесконтактные электронные и микропроцессорные сис­темы зажигания и автоматического управления топливоподачей. Нашли самое широкое применение так называемые необслужи­ваемые аккумуляторные батареи. В системе пуска двигателя внут­реннего сгорания активно используется стартер с редуктором. Су­щественно изменились светооптические приборы системы освеще­ния и сигнализации, занимающие особое место в электрооборудо­вании автомобиля, так как эта система определяет безопасность дорожного движения. Значительно улучшилась информация води­теля о режимах работы и состоянии узлов и агрегатов автомобиля, чему способствовало появление бортовой системы контроля и сис­темы встроенной диагностики.


Продолжает расширяться применение электронных приборов и систем на автомобиле. Сейчас практически любая система элек­трооборудования включает элементы электроники: 1) всевозможные реле, 2) контроллеры, 3) регуляторы, 4) датчики и др.

Применение электроники и микропроцессорной техники способствовало разработке систем автоматического управления (САУ) двигателем и трансмиссией. В первую очередь это касается: 1) создания систем управления зажиганием и впрыском топлива, 2) антиблокировочных систем тормозов, 3) электронного управления коробкой передач, 4) разработки маршрутного компьютера, 5) системы блокировки дверей и др. Ведущие автомобильные фирмы разработали и внедряют: 1) интегрированные системы управления силовым агрегатом, 2) электронные системы рулевого управления, 3) и управления четырьмя колесами. Находят применение: 1) активная подвеска, 2) дисплеи на лобовом стекле, 3) интегрированные информационно-диагностические системы. Основной тенденцией развития электронных систем следует считать создание комплексных многофункциональных систем управления и контроля.

Внедрение электронных устройств связано с созданием спе­циальной элементной базы, так как условия работы изделий элек­трооборудования автомобилей весьма специфичны. Это: 1) и широкий диапазон изменения температур (-60....+ 125°С), 2) и вибрации, 3) и под­верженность агрессивному действию окружающей среды и др.

Усложнение электрооборудования автомобилей имеет и отри­цательную сторону, связанную с увеличением числа отказов. В со­временном автомобиле уже более 30% отказов приходится на электрооборудование. Поэтому остро стоит проблема своевремен­ной разработки методов и средств диагностирования новых систем и узлов.

Расширены разделы, посвященные анти­блокировочным системам тормозов, системе освещения и сигнали­зации, электронным системам управления двигателем. Введен раз­дел, посвященный противоугонным системам.


1. Система Электроснабжения.

1.1. Общие Сведения

Система электроснабжения предназначена для питания элек­трической энергией всех потребителей. Источниками электрической энергии на автомобиле являются: 1) генератор; 2) и аккумуляторная ба­тарея, включенные параллельно.

При работающем двигателе генератор является основным ис­точником электроэнергии и обеспечивает: 1) электроснабжение потре­бителей; 2) и заряд аккумуляторной батареи. При неработающем дви­гателе функции источника электроэнергии переходят к аккумуля­торной батарее, которая также должна обеспечивать надежный пуск двигателя.

Автомобильные генераторы работают в режимах переменных частот вращения и нагрузок, изменяющихся в широких пределах. Для автоматического поддержания напряжения генератора на за­данном уровне при изменении частоты вращения и нагрузки пред­назначен регулятор напряжения.

Для приведенной на рис. 1.1 структурной схемы справедлива следующая взаимосвязь токов при различных соотношениях на­пряжений генератора и аккумуляторной батареи:

/г = /б.з + /н при Ur > Еб;

/г = /н при Uг = Еб;

/г + /б.р = /н при Ur < Еб;

/б.р = /н при Uг = 0,

где /г - ток генератора; /б.з - ток, потребляемый батареей при заря­де; /н - ток, потребляемый потребителями; Ur - напряжение генера­тора; Еб - ЭДС аккумуляторной батареи; /б.р - ток, отдаваемый ба­тареей при разряде.

Рис. 1.1. Структурная схема системы электроснабжения: /в - ток возбуждения

1.2. Автомобильные Генераторы

1.2.1. Тенденции развития

Долгое время основным источником электрической энергии на автомобилях являлись генераторы постоянного тока, которые обеспечивали требования эксплуатации автомобилей выпуска до 60-х годов по максимальной мощности, характеристикам и сроку службы. Начало 60-х годов в отечественном автомобилестроении характеризовалось значительным увеличением срока службы ав­томобилей, снижением эксплуатационных затрат на обслуживание и ремонт, повышением требований к безопасности дорожного дви­жения и комфорту пассажиров. В связи с этим выявилась необхо­димость значительного увеличения мощности генератора, срока его службы, улучшения характеристик и снижения эксплуатационных затрат. Одновременно существенно повысились требования к мак­симальной частоте вращения и габаритным размерам генератора исходя из условий его компоновки в ограниченном подкапотном пространстве автомобиля.


Удовлетворение указанным требованиям путем совершенство­вания конструкции и технологии производства генераторов посто­янного тока, учитывая низкую надежность работы в эксплуатации щеточно-коллекторного узла и малый срок его службы, а также большие габариты и массу генератора, практически оказалось не­осуществимо. С помощью научного поиска и исследований было определено новое направление в развитии автомобильных генера­торов. Ими явились генераторы переменного тока.

Название «генератор переменного тока» несколько условно и касается в основном особенностей внутренней его конструкции, так как этот генератор имеет встроенный полупроводниковый выпря­митель и питает потребителей постоянным (выпрямленным) током.

В генераторах постоянного тока таким выпрямителем является щеточно-коллекторный узел, выпрямляющий переменный ток, по­лученный в обмотках якоря. Развитие полупроводниковой техники позволило применить в генераторах переменного тока более со­вершенный выпрямитель на полупроводниковых вентилях (диодах). При этом генератор получил качества, которые обеспечили ему широкое распространение в автомобилестроении.

Основными технико-экономическими преимуществами генерато­ров переменного тока перед генераторами постоянного тока явля­ются: 1) уменьшение в 1,8...2,5 раза массы генератора при той же мощности и примерно в 3 раза расхода меди; 2) большая максимальная мощность при равных габаритах; 3) меньшее значение начальных частот вращения 4) и обеспечение более высокой степени заряженности аккумуляторных батарей; 5) значительное упрощение схемы и конструкции регулирующего устройства вследствие исключения из него элемента ограничения тока и реле обратного тока; 6) уменьше­ние стоимости эксплуатационных затрат в связи с большей надеж­ностью работы и повышенным сроком службы.

Первые автомобильные генераторы переменного тока были спроектированы для работы: 1) с отдельными селеновыми выпрями­телями; 2) и вибрационными регуляторами напряжения. Селеновые выпрямители имели значительные размеры и их приходилось раз­мещать отдельно от генератора в местах, где обеспечивалось хо­рошее охлаждение. Для соединения селенового выпрямителя с генератором требовалась дополнительная проводка.

Кроме того, селеновые выпрямители недостаточно теплостойки и допускают максимальную рабочую температуру не выше + 80°С. Поэтому в дальнейшем селеновые выпрямители были заменены выпрямителями, состоящими из кремниевых диодов, которые бо­лее теплостойки и имеют значительно меньшие размеры, что по­зволяет размещать их внутри генератора.


На смену вибрационным регуляторам напряжения пришли: 1) сна­чала контактно-транзисторные; 2) а затем бесконтактные на дискрет­ных элементах; 3) и бесконтактные интегральные регуляторы. Габари­ты интегральных регуляторов позволяют встраивать их в генера­тор, который со встроенными регулятором и выпрямительным бло­ком называется генераторной установкой.

Для автомобильных генераторов надежность и срок службы оп­ределяются в основном тремя факторами:

  1. качеством электриче­ской изоляции;

  2. качеством подшипниковых узлов;

  3. надежностью щеточно-контактных устройств.

Первые два фактора зависят от уровня развития смежных произ­водств. Третий фактор может быть исключен посредством разработ­ки бесконтактных генераторов, имеющих более высокую надежность и, следовательно, больший ресурс, чем контактные. Это обстоятель­ство стимулировало создание автомобильных бесконтактных генера­торов переменного тока с электромагнитным возбуждением - индук­торных генераторов и генераторов с укороченными полюсами.

Индукторные генераторы нашли широкое применение на трак­торах и сельхозмашинах благодаря простоте конструкции, надеж­ности при работе в тяжелых условиях эксплуатации (пыль, грязь, влага, вибрации) и невысокой стоимости.

Применение на автомобилях существующих конструкций индук­торных генераторов сдерживается из-за их основных недостатков:

  1. невысоких удельных показателей;

  2. повышенного уровня пульсации выпрямленного напряжения;

  3. повышенного магнитного шума.

Дальнейшее совершенствование конструкции и устранение вы­шеперечисленных недостатков позволят применять индукторные генераторы на автомобилях.

Производство бесщеточных генераторов с укороченными полю­сами только начинается, а первыми моделями этого семейства яв­ляются генераторы 45.3701 и 49.3701, которые планируется уста­навливать на автомобили семейства УАЗ.