ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
3 (б). Токоскоростная характеристика Iг(n) (рис. 1.6, б) имеет важное значение при разработке и выборе генератора.
Все современные автомобильные генераторы обладают свойством самоограничения максимального тока (рис. 1.5). Это связано с тем, что с увеличением частоты вращения ротора генератора, а следовательно, с увеличением частоты индуцированного в обмотке статора переменного тока увеличивается индуктивное сопротивление обмотки статора генератора, пропорциональное квадрату числа витков в фазе. Вследствие этого с увеличением частоты вращения ток генератора увеличивается медленнее, асимптотически стремясь к некоторому предельному значению. При замыкании внешней цепи на сопротивление нагрузки индуцированная в обмотке статора электродвижущая сила вызывает ток.
1.2.4. Бесконтактные генераторы с электромагнитным возбуждением
К бесконтактным генераторам с электромагнитным возбуждением относятся: 1) индукторные генераторы; 2) и генераторы с укороченными клювами. Упрощенная схема устройства индукторного генератора представлена на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Индукторный генератор
Работает генератор следующим образом. Обмотка возбуждения 1, по которой протекает постоянный ток, создает в магнитной системе поток (показан пунктиром), который при вращении ротора изменяется по величине без изменения знака. Этот поток замыкается, проходя через воздушный зазор между втулкой 2 и валом 3, ротор 5, зубцы которого выполнены в виде звездочки, воздушный зазор между ротором и статором, магнитопровод статора 6 и крышку 4.
Изменение магнитного потока в якоре при вращении ротора происходит за счет изменения магнитного сопротивления воздушного зазора между зубцами статора и ротора. Магнитный поток Ф у индукторных генераторов пульсирующий (рис. 1.8). Магнитный поток в воздушном зазоре периодически изменяется от Фmах, когда оси зубцов ротора и статора совпадают, до Фmin, когда оси зубцов ротора и статора смещены на угол 180 электрических градусов. Таким образом, магнитный поток имеет среднюю постоянную Фср = 0,5(Фmах + Фmin) и переменную составляющую с амплитудой Фпер = 0,5(Фmах - Фmin).
Рис. 1.8. Изменение магнитного потока в индукторном генераторе
Если принять изменение переменной составляющей магнитного потока в зубце по синусоидальному закону
где - ω = 2πf угловая частота, то ЭДС холостого хода, наводимая в обмотке якоря, определится выражением
е0 = ωwкzs 0,5(Фmах – Фmin)соs ωt,
где wк - число витков в катушке; zs - число последовательно включенных катушек фазы якоря.
Действующее значение ЭДС холостого хода Е0 = 2,22fwкzs 0,5(Фmах – Фmin)соs ωt =4,44fwкzsФпер.
Зубец и впадина ротора (индуктора) генератора образуют пару полюсов, поэтому частота тока якоря в индукторе генератора f = Zn/60, где Z - число зубцов ротора.
Рис. 1.9. Генератор с укороченными полюсами –
(полюсы 2 кпювообразной формы имеют длину меньше половины длины активной части ротора)
В генераторах с укороченными полюсами бесконтактность достигается за счет неподвижного крепления обмотки возбуждения 4 (рис. 1.9) с помощью немагнитной обоймы 1. Полюсы 2 кпювообразной формы имеют длину меньше половины длины активной части ротора. В процессе вращения ротора магнитный поток возбуждения пересекает витки обмотки статора 3, индуцируя в них ЭДС. Эти генераторы просты по конструкции, технологичны. Роторы имеют малое рассеяние. К недостаткам можно отнести несколько большую, чем у контактных генераторов, массу при той же мощности. Также следует отметить трудность крепления обмотки возбуждения и обеспечения жесткости и механической прочности ее крепления.
1.3. Конструкция Автомобильных Генераторов Переменного Тока
Типичным генератором переменного тока с контактными кольцами является генератор 37.3701 (рис. 1.10), устанавливаемый на автомобилях ВАЗ-2108 и их модификациях. По габаритным, присоединительным и установочным размерам он взаимозаменяем с генераторами Г221 и Г222, но конструктивно от них отличен. Генератор имеет мощность 750 Вт и рассчитан на номинальное напряжение 14 В и номинальный ток 55 А. Ресурс не менее 125 000 км пробега автомобиля, масса без шкива 4,4 кг.
Рис. 1.10. Генератор 37.3701
Генератор состоит из статора 11 (рис. 1.10), ротора 10, крышки 14 со стороны привода, крышки 4 со стороны контактных колец с выпрямительным блоком 2 и шкива с вентилятором 17.
Пакет статора набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм, соединенных при помощи сварки в четырех точках. Трехфазная обмотка 18 статора расположена в пазах полузакрытой формы. Обмотка трехплоскостная, двухслойная, с числом пазов на полюс и фазу, равным 1, q = 1. Фазовые обмотки соединены в двойную «звезду». Число витков в фазе 54. Диаметр провода фазы 0,95 мм, сопротивление фазы в холодном состоянии 0,155 Ом.
Ротор включает в себя вал 9, обмотку возбуждения 12, клювообразные полюсы и контактные кольца 8. Обмотка возбуждения изолирована от полюсов пластмассовым каркасом. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам. Для предотвращения проворачивания и междувиткового замыкания обмотка пропитана лаком, а ротор в сборе для снижения вибрации сбалансирован в двух плоскостях. Обмотка имеет следующие параметры: число витков 420, диаметр медного провода 0,8 мм и сопротивление обмотки в холодном состоянии 2,6 Ом.
Крышки генератора 4 и 14 литые, выполнены из алюминиевого сплава. В крышках установлены шарикоподшипники 5 и 16, причём в канавке крышки со стороны контактных колец для предотвращения проворачивания наружной обоймы шарикоподшипника установлено резиновое кольцо 6. Крышки имеют вентиляционные окна. Со стороны привода крышка имеет стальной болт 13 крепления натяжной планки генератора и армированную стальную втулку в крепежной лапе генератора. В крепежной лапе со стороны контактных колец вставлена резиновая армированная втулка 1, позволяющая выбирать осевой зазор при креплении генератора на двигателе. На крышке со стороны контактных колец расположены: 1) щеткодержатель 7 с двумя щетками, конструктивно объединенный с интегральным регулятором напряжения, 2) выпрямительный блок с тремя дополнительными диодами для питания обмотки возбуждения; 3) помехоподавительный конденсатор 3 емкостью 2,2 мкФ подсоединенный к генератору с помощью флажкового штекера.
Интегральный регулятор напряжения и конденсатор имеют герметичное исполнение. Протяжная вентиляция генератора осуществляется центробежным вентилятором 17, насаженным через сегментную шпонку 15 на вал ротора.
Электрическая схема генератора 37.3701 показана на рис. 1.11.
Показатели использования материалов генератора 37.3701 улучшены по сравнению с генераторами Г221 (14 В, 590 Вт) и Г222 (14 В, 660 Вт) за счет совершенствования электромагнитной системы и увеличения тока возбуждения, что позволило получить требуемое повышение мощности практически без увеличения массы и основных размеров генератора.
Рис 1.11. Электрическая схема генератора 37.3701
Для оценки использования материалов генераторов применяют коэффициент использования (максимальный)
Кmax = Pг.mах/Gг, где Pг.mах - максимальная мощность генератора, Вт; Gг - масса генератора (без шкива), кг.
Максимальная мощность генератора переменного тока Pг.mах = Uн /Iг.mах,
где Uн - номинальное выпрямленное напряжение (14 или 28 В); Iг.mах - максимальный ток нагрузки генератора.
Учитывая, что масса электрических машин зависит не от их мощности, а от момента (т.е. мощности, деленной на частоту вращения), пользоваться коэффициентом Кmах можно только для сравнения технического уровня генераторов с одинаковой или близкой частотой вращения. Для более объективной оценки технического уровня генератора с точки зрения использования материалов применяется удельный коэффициент использования, учитывающий различную частоту вращения, Kуд = Uнlрас/(Gгnmax),
где lрас - расчетный ток, соответствующий 70...75 % от /r.max; nрac - частота вращения, соответствующая lрас. Параметры lрас и nрac можно определить, проводя из начала координат касательную к токоскоростной характеристике (см. рис. 1.6, б). Точка касания определяет расчетные значения lрас и nрac.
На практике в случаях, когда токоскоростная характеристика неизвестна и определить значения lрас и nрac невозможно, пользуются удельным коэффициентом использования по холостому ходу
Kх = Uнlг/(Gmaxnx), где nx - начальная частота вращения при холостом ходе.
Сравнительная оценка генераторов Г221, Г222 и 37.3701 по этим показателям приведена в табл. 1.1.
Генератор 2102.3701 (рис. 1.12) относится к семейству индукторных генераторов и предназначен для установки на автомобилях КамАЗ и «Урал». Генератор представляет собой одноименнополюсную семифазную индукторную машину с односторонним электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым выпрямителем
Таблица 1.1
Тип генератора |
Кmах, Вт/кг |
Куд, Вт . мин/кг.10-3 |
Кх, Вт.мин/кг.10-3 |
Г221 |
140 |
37,0 |
121,7 |
Г222 |
179 |
51,9 |
153,0 |
37.3701 |
189 |
58,0 |
189,0 |
19.3771 |
182 |
57,4 |
182,0 |
94.3701 |
233 |
66,4 |
212,1 |
Рис. 1.12. Генератор 2102.3701