Файл: Управление качеством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После составления перечня стандартов организации заданного типа строится развернутая схема структуры документации СМК. За основу может быть принята структура документации СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001–2001 (рис. 5.3). При этом третий уровень документации целесообразно раскрыть в соответствии с разработанным перечнем СТО. Примерная структура документации с детальным развертыванием документов третьего уровня представлена на рис. 5.4.

Основой для разработки календарного плана-графика внедрения и сертификации СМК при выполнении данного учебного задания может служить ленточный план-график, представленный на рис. 5.5 и включающий 15 укрупненных этапов разработки и сертификации СМК. Указанные этапы могут быть уточнены в зависимости от заданного типа предприятия. При реальной разработке СМК производится более широкая дифференциация работ и количество операций по созданию системы может составлять до ста и более.

При разработке плана-графика следует учитывать трудоемкость и логическую последовательность выполнения всех работ по созданию системы. Такие этапы, как обучение персонала, разработка документации СМК, внедрение системы, внутренние аудиты являются трудоемкими и требуют как минимум несколько месяцев для их реализации.

По возможности работы следует распределить равномерно на весь заданный период. Желательно планировать параллельное выполнение отдельных этапов. В то же время следует учитывать, что без предварительного обучения персонала нельзя приступать к разработке документации, если хотя бы частично не разработана документация, нельзя начинать внедрение системы, без начала внедрения невозможно проведение внутренних проверок и т. д., поэтому сроки выполнения этапов следует планировать с определенным сдвигом, на основе логической последовательности и анализа возможности выполнения тех или иных работ.

42

6. РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА СЕРТИФИКАЦИЮ СМК

Цель: п олучение навыков расчета затрат на проведение сертификации и инспекционного контроля сертифицированной СМК.

Варианты заданий

Провести оценку суммарных затрат предприятия заданного типа (табл. 6.1) на первоначальный сертификационный аудит и инспекционный контроль сертифицированной СМК. Влияние потенциальных факторов увеличения или уменьшения затрат времени учесть через коэффициент увеличения (снижения) трудозатрат.

 

 

 

Варианты заданий

 

Таблица 6.1

 

 

 

 

 

Первая

 

 

 

 

Коэффициент

Вторая

Численность

 

 

 

 

увеличения

цифра ва-

Тип предприятия

 

цифра

работников,

 

(снижения) тру-

рианта

 

 

 

 

варианта

чел.

 

 

 

 

дозатрат

 

 

 

 

 

 

 

0

Специализированное РТП по

1,1

0

200

ремонту тракторов

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Авторемонтный завод

 

1,2

1

400

2

Станция

технического

об-

0,9

2

30

служивания тракторов

 

 

 

 

 

 

3

Автокомбинат

 

 

1

3

1000

4

Станция

технического

об-

0,8

4

50

служивания автомобилей

 

 

 

 

 

 

5

Завод сельскохозяйственного

1,3

5

1500

машиностроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятие по

изготовле-

 

 

 

6

нию и монтажу металлокон-

1,2

6

600

 

струкций

 

 

 

 

 

 

7

Птицеводческое

объедине-

0,8

7

150

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Комбикормовый завод

 

0,9

8

100

9

Молочный завод

 

 

1

9

75

Методические указания по выполнению задания

Расчет затрат на сертификацию СМК регламентируется Правилами по сертификации (оплата работ по сертификации продукции и услуг).

Оплата работ по сертификации базируется на следующих принципах:

все фактически проведенные работы по сертификации, кроме финансируемых из госбюджета, оплачиваются заявителем;

уровень рентабельности работ по сертификации не должен превышать 35 %; затраты на инспекционный контроль – в размере фактических произведен-

ных затрат организации, не выше установленного норматива; прибыль от работ по обязательной сертификации должна использоваться на

разработку и совершенствование НТД и повышения квалификации персонала.


43

Трудозатраты на проведение сертификационного аудита СМК различных размеров и сложности, функционирующих в различных отраслях экономики, проводится в соответствии с картой затрат времени на аудит (табл. 6.2).

Таблица 6.2

 

 

Карта затрат времени на аудит

Численность работников

Трудозатраты на первоначальный

аудит (чел.-дни)

 

 

 

1 -10

 

2

11

– 25

 

3

26

– 45

 

4

46

– 65

 

5

66

– 85

 

6

86 – 125

 

7

126

– 175

 

8

176

– 275

 

9

276

– 425

 

10

426

– 625

 

11

626

– 875

 

12

876 – 1175

 

13

1176

– 1550

 

14

1551

– 2025

 

15

2026

– 2675

 

16

2676

– 3450

 

17

3451

– 4350

 

18

4351 - 5450

 

19

5451

– 6800

 

20

6801

– 8500

 

21

8501 – 10700

 

22

>10700

 

Прогрессивное увеличение по типу, приве-

 

 

 

денному выше

Орган по сертификации определяет затраты на аудит при первоначальном аудите (сертификация систем менеджмента качества), инспекционном контроле и ресертификации СМК для каждого заказчика.

Исходной величиной для определения трудозатрат на аудит является численность работников предприятия. Карта затрат времени на аудит содержит среднее число человекодней (опытные данные), затрачиваемое на сертификацию системы менеджмента качества организации с определенной численностью работающих. Приведенные в таблице рекомендации устанавливают номинальное значение трудозатрат.

Варианты затрат времени на каждый аудит зависят от размера организации, области аудита, разнообразия производственных процессов и видов деятельности и состояния подготовленности к аудиту.

К факторам, которые увеличивают трудозатраты на аудит, относят: сложную логистику организации, включающей несколько отдельных зда-

ний или мест проведения работ; наличие несколько рабочих языков в организации (требуются переводчики)

или трудностей обеспечения доступа отдельных экспертов на рабочие места;


44

масштаб организации (большая численность работников); высокую степень законодательного регулирования;

наличие процессов высокой сложности или уникальной деятельности. К факторам, которые могут снижать трудозатраты на аудит, относят:

организации, не отвечающие за проектирование или выпускающие стандартную продукцию;

наличие продукции и/или процессов с низким уровнем или отсутствием риска;

наличие информации о том, что система менеджмента качества организации была ранее сертифицирована на соответствие другому стандарту тем же органом по сертификации;

очень небольшую производственную площадь с малым числом работников; простые виды деятельности; высокий процент работников, выполняющих одну и ту же работу, простые

задания.

Стоимость сертификационных работ, проводимых органом по сертификации систем качества и производства зависит от значений номинальных нормативов трудозатрат, установленных в карте затрат времени на аудит (табл. 6.2). При выполнении данного задания влияние факторов, увеличивающих или уменьшающих затраты времени на сертификационный аудит, осуществляется через коэффициент увеличения (снижения) трудозатрат (табл. 6.1).

Проведение работ по обязательной сертификации СМК предполагает затраты органа по сертификации систем качества и производств при первоначальном аудите (сертификация систем менеджмента качества) или ресертификации СМК, а также затраты на инспекционный контроль сертифицированной СМК.

Рассмотрим порядок оценки суммарных затрат предприятия на первоначальный сертификационный аудит и инспекционный контроль сертифицированной СМК.

1.Выписываем исходные данные для расчета затрат в соответствии с заданным вариантом (табл. 6.1):

тип предприятия – специализированное РТП по ремонту тракторов;

коэффициент увеличения трудозатрат – 1,1; численность работников предприятия – 200 чел.

2.По табл. 6.2 устанавливаем номинальное значение трудозатрат на аудит системы менеджмента качества предприятия t(ОС)Н:

tОС(Н) = 9 чел.-дней.

3. Определяем трудоемкость работ, выполняемых органом по сертификации при сертификации системы качества предприятия с учетом специфики организации:

tОС = K УТ × tОС(Н) ,

(6.1)

где КУТ – коэффициент увеличения (снижения трудозатрат). tОС = 1,1× 9 = 9,9 чел.-дней.


45

4. Определяем затраты органа по сертификации систем качества и производств при сертификации системы менеджмента качества предприятия:

 

= tOC

 

é

(КНЗ + КНР )ù æ

 

Р ö

 

 

CCK

× T ×

ê1 +

 

ú

× ç1 +

 

 

÷

,

(6.2)

100

100

 

 

 

ë

û

è

ø

 

 

где tОС– трудоемкость работ, выполняемых органом по сертификации при сертификации системы качества, чел.-дни; Т– дневная ставка эксперта, р., Т = 700 р.; КНЗ – нор мативы начислений на заработную плату установленные действующим законодательством, %, КНЗ = 36 %; КНР – коэффициент накладных расходов, %, КНР = 200 %; Р – уровень рентабельности, %, Р = 35 %.

 

é

(36 + 200)ù

æ

35

ö

 

 

CCK

= 9,9 × 700 × ê1 +

 

ú

× ç1 +

 

 

÷

= 22 079

р.

100

100

 

ë

û

è

ø

 

 

Определяем трудоемкость работ, выполняемых во время одной проверки, проводимой по программе инспекционного контроля в соответствии с установленными требованиями. Правилами по сертификации установлено, что трудоемкость одной инспекционной проверки не должна превышать 70 % трудоемкости сертификации СМК. Таким образом,

tИК = 0,7 × tОС = 0,7 × 9,9 = 6,9 чел.-дней.

По формуле (6.2) определяем затраты органа по сертификации на проведение одной проверки инспекционного контроля:

 

 

é

(36 + 200)ù

æ

35

ö

 

 

CИК

= 6,9 × 700 ×

ê1 +

 

ú

× ç1 +

 

 

÷

= 15 388

р.

100

100

 

 

ë

û

è

ø

 

 

7. Определяем суммарные затраты на сертификацию и инспекционный контроль системы менеджмента качества предприятия:

n

 

C = CCK + å CИК ,

(6.3)

i=1

где СИК– стоимость одной проверки проводимой в рамках инспекционного контроля за соответствием сертификационной системы качества (производства) требованиям нормативной документации, р.; n – число проверок соответствия сертификационной системы качества (производства) требованиям нормативной документации, предусматриваемых программой инспекционного контроля в течение срока действия сертификата, шт.

Правилами по сертификации установлено, что проверки на предприятии проводятся не реже одного раза в год. Таким образом, за время действия сертификата соответствия потребуется проведение двух проверок инспекционного контроля ( n = 2 ).


46

По формуле (6.3) определяем суммарные затраты на сертификацию и инспекционный контроль системы менеджмента качества предприятия:

С = 22 079 + 2 ×15 388 = 52 855р.

Вывод. Суммарные затраты на сертификацию и инспекционный контроль системы менеджмента качества предприятия составят 52 855 р. Данные затраты можно рассматривать как выгодные капитальные вложения, так как наличие сертифицированной системы менеджмента качества позволит предприятию повысить конкурентоспособность и даст возможность выхода на мировой ронок.

47

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется по индивидуальному варианту и включает выдаваемые преподавателем задания по темам практикума, которые не рассматривались на практических занятиях.

Контрольная работа должна содержать: титульный лист установленного образца (см. приложение), содержание (наименование разделов с указанием страниц), введение, разделы основной части, заключение, список использованных источников.

Во введении излагается роль и значение качества продукции и услуг, а также системного управления качеством в современных условиях, обосновываются цель и задачи работы.

Текстовая часть контрольной работы выполняется черным цветом рукописным способом или с применением печатающих устройств на одной стороне писчей бумаги формата А4. Каждый лист должен иметь рамку с расстояниями от края: слева – 20 мм и по 5 мм с трех остальных сторон, а также основную надпись по ф. 2а ГОСТ 2.104–68 (высотой 15 мм). Разделы контрольной работы рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Каждый новый раздел должен начинаться с листа, имеющего основную надпись по ф. 2 ГОСТ 2.104–68 (высотой 40 мм). Текст должен быть написан аккуратно, без помарок, с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм. Расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк – не менее 3 мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм. Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти символам (15…17 мм).

Изложение текста должно быть кратким, четким, исключающим возможность субъективного толкования и должно идти от первого лица множественного числа. Терминология и определения должны быть едиными и соответствовать установленным стандартами. Нумерация листов контрольной работы должна быть сквозной, начиная с титульного листа. Номер страницы проставляется в основной надписи в правом нижнем углу листа. На титульном листе номер страницы не ставится.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей контрольной работы, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. По аналогии, номера пунктов состоят из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой. Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, состоящую из номеров раздела, подраздела, пункта и подпункта, разделенных точками. В конце номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точка не ставится.

Разделы и подразделы, как правило, имеют наименования. Наименования разделов и подразделов должны быть краткими и записываться в виде заголов-