ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
Открытая школа программирования 1С
при поддержке
ООО "СофтКомСервис" http://www.scoms.ru/
А.В. Станкунас
Учебное пособие
«Основы разработки прикладных решений на платформе 1С:Предприятие 8»
Москва 2013
Содержание
Введение |
|
|
|
1. |
Общие сведения |
|
|
|
1.1. |
ИСУП |
|
|
1.2. Жизненный цикл прикладного решения |
|
|
|
1.3. |
Рынок ИСУП |
|
2. |
Система 1С:Предприятие 8.2 |
|
|
|
2.1. Архитектура системы 1С:Предприятие 8.2 |
|
|
|
2.2. Концепция системы 1С:Предприятие 8.2 |
|
|
|
2.3. Пользовательский интерфейс системы 1С:Предприятие 8. |
|
|
|
2.4. 1С:Предприятие 8.2. как объектно-ориентированная система |
|
|
|
2.5. |
Прикладные механизмы платформы |
|
|
2.6. |
Типы данных |
|
|
2.7. |
Встроенный язык |
|
|
2.8. Модули и контексты системы |
|
|
3. |
Практическое задание. Создание ИС торгового предприятия |
|
|
|
3.1. |
Постановка задачи |
|
|
3.2. Создание информационной базы данных |
|
|
|
3.3. |
Подсистемы |
|
|
3.4. |
Архивирование базы |
|
4. |
Константы |
|
|
|
4.1. Константа "НазваниеОрганизации" |
|
|
5. |
Справочная информация |
|
|
|
5.1. Справочник "Номенклатура" |
|
|
|
5.2. Перечисление "ВидыНоменклатуры" |
|
|
|
5.3. |
Справочник "Единицы измерения" |
|
|
5.4. |
Константа "Основная единица измерения" |
|
|
5.5. |
Формы справочника |
|
|
5.6. |
Ввод данных |
|
|
5.7. |
Архивирование базы |
|
|
5.8. |
Печать прайс-листа |
|
|
5.9. Справочник "Контрагенты" |
|
|
6. |
Хранение сведений |
|
|
|
6.1. Хранение истории изменения цен номенклатуры |
|
|
7. |
Документы |
|
|
|
7.1. |
Документ "Приходная накладная" |
|
|
7.2. |
Документ "Расходная накладная" |
|
|
7.3. |
Печатная форма расходной накладной |
49 |
8. |
Регистры накопления |
|
|
|
8.1. |
Механизм накопления данных |
52 |
|
8.2. |
Регистр накопления закупки |
|
|
8.3. |
Регистр накопления продажи |
|
9. |
Отчеты |
|
|
|
9.1. |
Отчет закупки |
|
|
9.2. |
Отчет продажи |
|
10. Учет товаров 10.1.Регистр накопления остатки товаров
10.2.Отчет ведомость товаров на складе 11. 11. Управление взаиморасчетами с контрагентами
11.1.Постановка задачи Страница 11.2.Анализ задачи Страница 11.3.Решение задачи Страница 11.4.Реализация задачи
2
Введение
Информационные технологии за последние двадцать лет оказали огромное влияние на системы управления предприятием, повышая эффективность использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Для профессионального создания и эксплуатации информационных систем управления необходимы специалисты достаточно широкого профиля, владеющие широким спектром современных информационных технологий, навыками проектирования, программирования и сопровождения систем, пониманием задач предметной области (учета, анализа, планирования, контроля, реализации и т.д.), а также методами и технологиями проектного ведения работ.
Цель данного курса дать слушателям общие представление о работе с информационными системами управления предприятием, по средству изучения основ разработки прикладных решений на платформе "1С:Предприятие 8", а также привить практические навыки по работе с объектами конфигурации и написании программных модулей на встроенном языке системы.
Основной задачей курса является создание упрощенной конфигурации, не претендующей на "законченное решение", но реализующий базовый функционал платформы.
Методика обучения на данном курсе заключается в самостоятельном выполнении поставленных задач под руководством преподавателя.
3
1. Общие сведения
1.1. Информационная система управления предприятием
Информационная система управления предприятием (ИСУП) представляет собой организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов планирования и управления.
Целью развития ИСУП является - приобретение организацией принципиально новых качеств, дающих ей существенные конкурентные преимущества. Развитие ИСУП проводится путем внедрения прикладных решений, которые изменяют технологию управления, форму представления и качественные характеристики информации (оперативность, достоверность, точность).
1.2. Жизненный цикл прикладного решения
Развитие ИСУП проходит через определенные стадии жизненного цикла, требующих у специалистов по информационным системам, наличия соответствующих знаний и навыков.
Под жизненным циклом прикладного решения (ПР) понимают совокупность взаимосвязанных и следующих во времени этапов, начиная от разработки требований и заканчивая полным отказом от его использования.
Жизненный цикл состоит из следующих этапов:
1)Постановка задачи - анализ предметной области, формулировка требований и определение функций будущего ПР, выработка технического задания. Эту работу выполняют аналитики совместно со специалистами предметной области.
2)Проектирование структуры решения - заключается в разработке детальной схемы будущей программы, на которой указываются классы, их свойства и методы, а также различные взаимосвязи между ними. Как правило, на этом этапе могут участвовать в работе аналитики, архитекторы и отдельные квалифицированные программисты.
3)Разработка - заключается в реализации структуры объектов метаданных и алгоритмов их функционирования, создание рабочих инструкций для персонала
ит.д.
4)Функциональное тестирование – проверка работоспособности отдельных алгоритмов и подсистем прикладного решения, в процессе создания.
5)Нагрузочное тестирование – выявление и устранение узких мест, оптимизация производительности при одновременной работе большого количества пользователей и обработки больших массивов данных.
6)Внедрения программы – обучение персонала, поэтапное введение в
эксплуатацию подсистем ПР, параллельная работа в старой и новой системе, перенос данных, преодоление противодействий, получение адекватной оценки результатов внедрения и т.д.
4
7)Сопровождения ПР – администрирование, сбор рекламации и статистики функционировании, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации и ее выполнение.
8)Отказа от использования ПР.
1.3.Рынок ИСУП
На данный момент из спроса предприятий на прикладные решения и предложения разработчиков корпоративных информационных систем (КИС), сформировался рынок ИСУП:
Как видно и графика наиболее высокие темпы роста объемов продаж показывает отечественная фирма 1С (+73,50 %).
Фирма "1С" основана в 1991 г., специализируется на поддержке и разработке компьютерных программ и баз данных делового и домашнего назначения (www.1c.ru).
Из собственных разработок фирмы "1С" наиболее известна система "1С:Предприятие" (http://v8.1c.ru/), которая предназначена для автоматизации управления и учета на предприятиях различных отраслей, видов деятельности и типов финансирования.
5
2. Система 1С:Предприятие 8.2
2.1. Архитектура системы 1С:Предприятие 8.2
1С:Предприятие является универсальной системой автоматизации экономической и организационной деятельности предприятий. За счет универсальности может поддерживать различные системы и методологии учета
иуправления.
Всистеме 1С:Предприятии можно выделить три уровня:
1.База данных – взаимосвязанная табличная структура данных, которая хранится на жестком диске компьютера в собственном формате 1с или в системах управления базами данных (СУБД), в качестве которых могут использоваться:
- Microsoft SQL Server; - PostgreSQL;
- IBM DB2;
- Oracle Database.
2.Конфигурация – отражает цели и задачи прикладной области, по средству формирования структуры таблиц базы данных, описания логики поведения объектов и т.д.
3.Платформа - обеспечивает работу с базой данных в режимах конфигурирования (разработка) и исполнения (обработка данных).
Функционирование системы происходит в двух режимах:
- в режиме "Конфигуратор" разработчик, используя объекты системы (такие как "Справочник", "Документ", "Регистр" и т.д.), определяет структуру базы данных и настраивает интерфейс взаимодействия пользователей с системой. Результатом конфигурирования является конфигурация, которая представляет собой модель предметной области.
- в режиме "1С:Предприятие" пользователь работает со справочной информацией используя константы, справочники, регистры сведений, отражает хозяйственные операции при помощи проведения документов по регистрам учета, а также получает необходимые сведения из отчетов.
2.2. Концепция системы 1С:Предприятие 8
В "1С:Предприятие 8" используется принцип учета "от документа". Т.е. деятельность организации разбивается на элементарные операции. Под каждую операцию или событие создается соответствующий "Документ"
При заполнении документов используется справочная информация. Важным свойством документа является возможность его проведения. Если
документ проводится, то он может изменить состояние тех или иных учитываемых данных. Если же документ не является "проводимым" это значит, что событие, которое он отражает, не влияет на состояние учета, который ведется в данном прикладном решении.
6
Например, документ "Поступление товаров и услуг" при своем проведении может вносить изменения в состояние расчетов с поставщиками, в учет остатков товаров, в состояние заказов покупателей и другие учетные данные.
Основной целью внедрения системы 1С:Предприятия является формирование разнообразных отчетов, достаточных для удовлетворения потребности пользователей системы в достоверной и подробной информации.
2.3.Пользовательский интерфейс системы 1С:Предприятие 8
Взаимодействие пользователя с программой осуществляется через интерфейс приложения. Концепция пользовательского интерфейса системы 1С:Предприятие 8 ориентирована на комфортную эффективную работу и соответствует современным тенденциям.
7
Панель разделов - это наиболее крупное разделение функциональности прикладного решения. Она расположена в верхней части основного окна и соответствует верхнему уровню подсистем, добавленных в конфигурацию. С ее помощью осуществляется переход к другим разделам программы.
Рабочий стол – это стандартный раздел программы, содержащий часто используемые документы, отчеты, справочники и т.п. Это своеобразный «помощник» пользователя. Каждый рабочий день начинается с «общения» с ним. Рабочий стол вводит пользователя в курс дел, отвечает на его вопросы.
Панель действий содержит самые востребованные и часто используемые команды, позволяющие быстро создавать новые объекты, выполнять типовые обработки или строить популярные отчеты. Такие команды называются командами действия, поскольку их вызов приводит к открытию нового, вспомогательного окна приложения, и на некоторое время переключает пользователя на выполнение другой задачи.
Панель навигации является своеобразным "оглавлением" раздела. Она содержит так называемые навигационные команды, которые позволяют перейти к той или иной точке этого раздела. Как правило, это команды перехода к каким либо спискам. При вызове навигационной команды соответствующий ей список отображается в рабочей области раздела, замещая прежнее содержимое рабочей области.
8
2.4. 1С:Предприятие 8.2. как объектно-ориентированная система.
Описание прикладной задачи в системе 1С:Предприятия выполняется в терминах объектов. Под объектом упрощенно можно понимать некий "черный ящик", имеющий, в общем случае, набор свойств, которые можно прочитать или записать, а также набор методов заставляющих объект выполнять определенные действия.
На этапе построения конфигурации механизм объектов позволяет решить одновременно две проблемы:
•выполнить логическое проектирование структуры базы данных;
•описать большую часть бизнес-логики задач автоматизации.
Кроме того, описание прикладной задачи в терминах объектов существенно повышает наглядность решения, что облегчает его модификацию, как самим разработчиком конфигурации, так и сторонними специалистами.
На уровне платформы поддерживается несколько классов (шаблонов) прикладных объектов, которые сами по себе не могут быть использованы в конкретном прикладном решении. Например, можно перечислить такие классы прикладных объектов как Справочники, Документы, Регистры сведений, Планы видов характеристик и пр.
Для каждого класса прикладных объектов определена соответствующая ему базовая функциональность: типы таблиц базы данных, которые должны быть созданы для хранения данных, типовые формы, типовые объекты языка, наборы прав и пр.
Разработчик, создавая прикладное решение, не имеет возможности использовать эти классы напрямую, однако может добавить в свое прикладное решение новый объект конфигурации, наследующий всю функциональность того или иного класса:
9
Операции, выполняемые над объектом в пользовательском режиме, никак не влияют на свойства объекта, установленные в Конфигураторе при его создании. И наоборот, все изменения, вносимые в существующий объект средствами Конфигуратора, непосредственно влияют на визуальное представление и возможности редактирования объекта в пользовательском режиме.
В связи с тем, что работа с одним и тем же объектом в Конфигураторе и в пользовательском режиме имеет принципиальные различия, введем дополнительное разделение объектов на объекты конфигурации и объекты обработки.
Системный |
|
|
|
|
Справочник |
|
|
|
Объект |
|
уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объекты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Валюты |
|
|
Контрагенты |
|
|
Материалы |
||||
конфигуратора |
|
|
|
|
конфигурации |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень
пользователя
Объекты
обработки
2.5. Прикладные механизмы платформы
Состав прикладных механизмов платформы ориентирован на решение задач автоматизации учета и управления предприятием. Использование проблемно-ориентированных объектов позволяет разработчику решать самый широкий круг задач складского, бухгалтерского, управленческого учета, расчета зарплаты, анализа данных и управления на уровне бизнес -процессов.
Состав объектов, поддерживаемых технологической платформой, является результатом анализа предметных областей использования 1С:Предприятия, и выделения и классификации используемых в этих областях бизнес-сущностей. В результате этого анализа разработчик может оперировать такими объектами как справочники, документы, регистры сведений, планы счетов и пр.
Для того чтобы стандартизировать и упростить процесс разработки и модификации прикладных решений, разработчику предоставляется графический интерфейс, с помощью которого он имеет возможность описать состав объектов, используемых в конкретном прикладном решении:
На основании этого описания технологическая платформа создаст в базе данных соответствующие информационные структуры, и определенным образом будет работать с данными, хранящимися в этих структурах.
10