Файл: Статья - Концепция Баклановой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бакланова Т.И., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я.

Концептуальные основы развития современного этнокультурного образования

Идея разработки концептуальных основ развития современного этнокультурного образования возникла у авторов данной статьи на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное этнохудожественное образование: Методология. Проблемы. Технологии», проходившей в 2004г. в Шуйской государственном педагогическом университете. На этой конференции, где присутствовали ученые и руководители образовательных учреждений многих регионов России, был широко представлен опыт успешного развития системы профессионального, общего и дополнительного этнокультурного образования.

Наряду с позитивными тенденциями, участники конференции отразили в своих выступлениях организационно-управленческие и социально-психологические проблемы дальнейшего развития этнокультурного образования, необходимость его более широкой государственной поддержки.

С этой целью и была высказана идея о разработке, публикации и широком общественном обсуждении «Концепции этнокультурного образования в России», а также о представлении ее текста в органы управления образованием и культурой как основы для создания Федеральной и региональных программ развития этнокультурного образования, а также для внесения соответствующих корректив в современную государственную образовательную и национально-культурную политику России.

В настоящее время Концепция приобрела особую актуальность в связи с Решением Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (2006г.) и переходом вузов с 2009г. на новые государственные стандарты высшего профессионального образования, в том числе - по направлению «Народная художественная культура».

Дадим общую характеристику этой Концепции.

Концепция разработана в русле Закона Российской Федерации «Об образовании», который гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В этом документе отмечается, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».

Концепция раскрывает возрастающую роль этнокультурного образования в современном российском обществе, предлагает стратегические направления государственной политики в этой сфере, намечает перспективы развития этнокультурного образования в единстве его целей, задач, содержания, принципов, организационных форм и условий развития.


Этнокультурное образование рассматривается в Концепции как целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

В Концепции определяются ключевые понятия: этническая культура и народная художественная культура. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции). Народная художественная культура (или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народными музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества этноса. Издревле она неразрывно связана с народными календарными праздниками, с повседневной жизнью и с народным воспитанием.

Народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, которое рассматривается авторами Концепции как системообразующий компонент этнокультурного образования.

Этнокультурное образование обладает неисчерпаемым педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.

Вместе с тем, в связи с недостаточной государственной поддержкой и недооценкой значимости этнокультурного образования, его педагогический потенциал реализуется далеко не в полной мере. Это подтверждается, в частности, результатами исследования Центра национального образования РГПУ им. А.И.Герцена (директор Центра – академик-секретарь отделения «Русская школа» Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор И.Ф.Гончаров). Опрос около восьми тысяч старшеклассников Москвы и Санкт-Петербурга показал, что лишь немногие воспринимают как важнейший элемент образа жизни национальную культуру. Среди самых значимых ценностей опрошенных – богатство, тусовки, ничегонеделание, высокооплачиваемый труд без напряжения и т.п. Отечественная история попала на 23-е место, а родное слово – на 26-ое. Совсем не входят в число приоритетов патриотизм, моральные ценности, самообразование и самовоспитание, духовность .


Эти крайне тревожные данные доказывают, что разработка и реализация программ этнокультурного образования необходима во всех типах и видах образовательных учреждений.

В Концепции учтены несколько методологических подходов к развитию системы этнокультурного образования и ее подсистемы - этнохудожественного образования:

Культурологический подход позволяет рассматривать процессы этнокультурного образования в русле концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев), выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации (ее этносферы). Этот подход рассматривает человека и человеческие общности (в том числе-этнические) в разных этно-национальных и цивилизационных культурных системах, на разных стадиях истории развития человечества и отдельных народов.

Художественно-эстетический подход, позволяет соединить процесс этнохудожественного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. В основе этого подхода лежит закон собственно человеческого отношения к миру вещей и миру людей, а также закономерности порождения смысла произведений искусства. Каждое произведение народного искусства, как и профессионального, всегда имеет определенную энергоинформационную структуру, ему присущ весь спектр знаков и символов, отражающих и характер функционирования произведения, и тип передаваемой информации. Потому, любое произведение народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодирована богатейшая этнокультурная информация. Произведение искусства – это особое пространство личностных или коллективных смыслов, символов, знаков. К ним относятся знаки отражающие признаки принадлежности к культуре, рукотворности происхождения предмета, дающие зрителю установку на определенный тип восприятия; знаки, говорящие о его принадлежности к определенному виду искусства, о его назначении и типе социального функционирования; знаки, регулирующие поведение человека и содержащие этнические нормы отношений между людьми, связанные с обрядами, ритуалами, традициями трудовой, бытовой, праздничной культуры; знаки несущие информацию о принадлежности произведения к прошлому, настоящему, будущему, к вечности; знаки, несущие систему идей или целостную художественную концепцию мира и личности; знаки национальной принадлежности и знаки, выражающие космогонические взгляды людей, общемировоззренческие представления о мире, о Вселенной. Прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых «кодируется» текст, ведет к присвоению личностью эстетики, духовности, гармонии и креативности, заложенных в глубинах содержания произведения искусства.


Интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в преподавании народной культуры. Необходимость такого подхода обусловлена пониманием того, что в рамках конкретного исторического периода все уровни человеческой сущности переплетаются, находя выражение в отдельной человеческой личности, «как потенциальной вселенной». Потому в процессе образования и формирования целостной личности немаловажное значение приобретает интегрирующее начало, способное комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности /психофизиологический, психический, личностный/. Такими универсальными качест­вами, как доказано научными исследованиями искусствоведов /П.П.Богатырев, Г.К.Вагнер, B.C.Воронов В.Е.Гусев, и др./, обладает синкретичная и полифункциональная традиционная художественная культура Это позволяет рассматривать народное искусство как явление, обладающего интегрирующими качествами, обеспечивающими внутрипредметный художественно-эстетический синтез разных уровней, видов и типов художественного творчества; междисциплинарный гуманитарный синтез искусства, родного языка, фольклора, литературы, истории, необходимый в целостном освоении личностью духовного содержания культуры; универсальный синтез разных областей человеческого знания, в том числе естественно-научного и математического, в целостную систему на основе образов, тем, понятий и текстов, обладающих универсальным знанием.

Интегративный подход к этнокультурному образованию предполагает согласованность, непрерывность, преемственность ценностных ориентиров, концептуальных оснований, интегративность содержания образования, образовательных технологий в разных звеньях этнокультурной образовательной системы. Интегративные связи в этнокультурном образовании можно представить в виде трех стержневых параметров: таких, как человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем. Понимание того, как решались эти сущностные для каждого народа и человека проблемы предками, помогает потомкам восстановить преемственность культуры, понять ее место в мировом культурном процессе, найти соответствующие традициям современные новации в решении нынешних острых социально-исторических, экологических, нравственно-эстетических и многих других проблем.

Личностно-ориентированный подход. Этот подход ставит растущую личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личности полноценное вхождение в культуру. Вхождение личности в культуру представляет собой двуединый процесс, который, с одной стороны, предполагает вхождение индивида в конкретную форму культуры, освоение уже имеющихся культурных образцов, устойчивых моделей мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, суждений, культурных формул и символов, специфически особенных для конкретной этнокультуры и передаваемых с помощью механизма традиции в процессе непосредственной межличностной коммуникации (инкультурация) С другой стороны, личностью усваивается социально-актуальный культурный опыт, позволяющий включиться личности в самостоятельное участие в культурных изменениях в пределах, установленных конкретным обществом (социализация). На этом уровне человек приобретает право личного участия в творческой интерпретации известных ему образцов, экспериментировать с ними, вместе с тем он принимает на себя ответственность за принимаемые решения.


Процессы социализации и инкультурации человека проходят одновременно и в равной степени важны для каждого человека. Благодаря единству этих процессов человек формируется, становится как личность, социально и культурно адекватная обществу. Однако, именно инкультурация лежит в основе приобретения личностью качеств культурного своеобразия своего народа, обеспечивает не только воспроизводство «культурного человека», сохранения стабильность культуры, но и содержит механизмы ее изменчивости, развития.

Этот подход позволяет видеть процесс развития личности в контексте концепции гуманизации образовательной системы в целом; рассматривать народную и искусство как явления, способные комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности и влиять на ее нравственно-эстетическое и творческое развитие.

Этнорегиональный подход обусловливает возможность органичного включения регионального компонента в содержание дошко­льного, школьного и вузовского образования.

В современном мире в суперэтнических культурах, когда усугубляется социальная дифференциация, и когда различия в этническом смысле начинают преобладать над подобием, объединяющим культурным началом служит совместная символическая среда. Для России – это символы исторической родины, географическое пространство, «родная сторонка», («вмещающий ландшафт»). Признаки этничности, отраженные в фольклоре, былинах сказаниях, которые выступают ценностно-нормативным регулятором поведения, содействуют культурной консолидации в пределах одного или нескольких этносов. Эта система общих значений символического поля, усвоение которой происходит с младенческих лет (инкультурация), переживаясь на эмоционально-чувственном уровне, становится основой формирования патриотизма, нормального чувства национального достоинства. Формируя единую символическую среду, этничность выступает также в роли своеобразного информационного фильтра, позволяющего систематизировать и упорядочить хаосный поток противоречивой информации, в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами. Этнорегиональный характер содержания учебной деятельности помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов. В конечном итоге это влияет не только на формирование национального самосознания, но и на уважительное, толерантностное отношение к иным культурам и народам.