ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Бакланова Т.И., Ершова Л.В., Шпикалова Т.Я.
Концептуальные основы развития современного этнокультурного образования
Идея разработки концептуальных основ развития современного этнокультурного образования возникла у авторов данной статьи на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное этнохудожественное образование: Методология. Проблемы. Технологии», проходившей в 2004г. в Шуйской государственном педагогическом университете. На этой конференции, где присутствовали ученые и руководители образовательных учреждений многих регионов России, был широко представлен опыт успешного развития системы профессионального, общего и дополнительного этнокультурного образования.
Наряду с позитивными тенденциями, участники конференции отразили в своих выступлениях организационно-управленческие и социально-психологические проблемы дальнейшего развития этнокультурного образования, необходимость его более широкой государственной поддержки.
С этой целью и была высказана идея о разработке, публикации и широком общественном обсуждении «Концепции этнокультурного образования в России», а также о представлении ее текста в органы управления образованием и культурой как основы для создания Федеральной и региональных программ развития этнокультурного образования, а также для внесения соответствующих корректив в современную государственную образовательную и национально-культурную политику России.
В настоящее время Концепция приобрела особую актуальность в связи с Решением Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (2006г.) и переходом вузов с 2009г. на новые государственные стандарты высшего профессионального образования, в том числе - по направлению «Народная художественная культура».
Дадим общую характеристику этой Концепции.
Концепция разработана в русле Закона Российской Федерации «Об образовании», который гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В этом документе отмечается, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру».
Концепция раскрывает возрастающую роль этнокультурного образования в современном российском обществе, предлагает стратегические направления государственной политики в этой сфере, намечает перспективы развития этнокультурного образования в единстве его целей, задач, содержания, принципов, организационных форм и условий развития.
Этнокультурное образование рассматривается в Концепции как целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
В Концепции определяются ключевые понятия: этническая культура и народная художественная культура. Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции). Народная художественная культура (или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, народными музыкой, танцами, декоративно-прикладным творчеством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества этноса. Издревле она неразрывно связана с народными календарными праздниками, с повседневной жизнью и с народным воспитанием.
Народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, которое рассматривается авторами Концепции как системообразующий компонент этнокультурного образования.
Этнокультурное образование обладает неисчерпаемым педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.
Вместе с тем, в связи с недостаточной государственной поддержкой и недооценкой значимости этнокультурного образования, его педагогический потенциал реализуется далеко не в полной мере. Это подтверждается, в частности, результатами исследования Центра национального образования РГПУ им. А.И.Герцена (директор Центра – академик-секретарь отделения «Русская школа» Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор И.Ф.Гончаров). Опрос около восьми тысяч старшеклассников Москвы и Санкт-Петербурга показал, что лишь немногие воспринимают как важнейший элемент образа жизни национальную культуру. Среди самых значимых ценностей опрошенных – богатство, тусовки, ничегонеделание, высокооплачиваемый труд без напряжения и т.п. Отечественная история попала на 23-е место, а родное слово – на 26-ое. Совсем не входят в число приоритетов патриотизм, моральные ценности, самообразование и самовоспитание, духовность .
Эти крайне тревожные данные доказывают, что разработка и реализация программ этнокультурного образования необходима во всех типах и видах образовательных учреждений.
В Концепции учтены несколько методологических подходов к развитию системы этнокультурного образования и ее подсистемы - этнохудожественного образования:
Культурологический подход позволяет рассматривать процессы этнокультурного образования в русле концепции этногенеза (Л.Н.Гумилев), выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации (ее этносферы). Этот подход рассматривает человека и человеческие общности (в том числе-этнические) в разных этно-национальных и цивилизационных культурных системах, на разных стадиях истории развития человечества и отдельных народов.
Художественно-эстетический подход, позволяет соединить процесс этнохудожественного образования с воспитанием эстетической культуры личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. В основе этого подхода лежит закон собственно человеческого отношения к миру вещей и миру людей, а также закономерности порождения смысла произведений искусства. Каждое произведение народного искусства, как и профессионального, всегда имеет определенную энергоинформационную структуру, ему присущ весь спектр знаков и символов, отражающих и характер функционирования произведения, и тип передаваемой информации. Потому, любое произведение народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодирована богатейшая этнокультурная информация. Произведение искусства – это особое пространство личностных или коллективных смыслов, символов, знаков. К ним относятся знаки отражающие признаки принадлежности к культуре, рукотворности происхождения предмета, дающие зрителю установку на определенный тип восприятия; знаки, говорящие о его принадлежности к определенному виду искусства, о его назначении и типе социального функционирования; знаки, регулирующие поведение человека и содержащие этнические нормы отношений между людьми, связанные с обрядами, ритуалами, традициями трудовой, бытовой, праздничной культуры; знаки несущие информацию о принадлежности произведения к прошлому, настоящему, будущему, к вечности; знаки, несущие систему идей или целостную художественную концепцию мира и личности; знаки национальной принадлежности и знаки, выражающие космогонические взгляды людей, общемировоззренческие представления о мире, о Вселенной. Прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, с помощью которых «кодируется» текст, ведет к присвоению личностью эстетики, духовности, гармонии и креативности, заложенных в глубинах содержания произведения искусства.
Интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень в преподавании народной культуры. Необходимость такого подхода обусловлена пониманием того, что в рамках конкретного исторического периода все уровни человеческой сущности переплетаются, находя выражение в отдельной человеческой личности, «как потенциальной вселенной». Потому в процессе образования и формирования целостной личности немаловажное значение приобретает интегрирующее начало, способное комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности /психофизиологический, психический, личностный/. Такими универсальными качествами, как доказано научными исследованиями искусствоведов /П.П.Богатырев, Г.К.Вагнер, B.C.Воронов В.Е.Гусев, и др./, обладает синкретичная и полифункциональная традиционная художественная культура Это позволяет рассматривать народное искусство как явление, обладающего интегрирующими качествами, обеспечивающими внутрипредметный художественно-эстетический синтез разных уровней, видов и типов художественного творчества; междисциплинарный гуманитарный синтез искусства, родного языка, фольклора, литературы, истории, необходимый в целостном освоении личностью духовного содержания культуры; универсальный синтез разных областей человеческого знания, в том числе естественно-научного и математического, в целостную систему на основе образов, тем, понятий и текстов, обладающих универсальным знанием.
Интегративный подход к этнокультурному образованию предполагает согласованность, непрерывность, преемственность ценностных ориентиров, концептуальных оснований, интегративность содержания образования, образовательных технологий в разных звеньях этнокультурной образовательной системы. Интегративные связи в этнокультурном образовании можно представить в виде трех стержневых параметров: таких, как человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно они организуют жизнедеятельность любого народа в его историческом прошлом, настоящем и будущем. Понимание того, как решались эти сущностные для каждого народа и человека проблемы предками, помогает потомкам восстановить преемственность культуры, понять ее место в мировом культурном процессе, найти соответствующие традициям современные новации в решении нынешних острых социально-исторических, экологических, нравственно-эстетических и многих других проблем.
Личностно-ориентированный подход. Этот подход ставит растущую личность в центр учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего личности полноценное вхождение в культуру. Вхождение личности в культуру представляет собой двуединый процесс, который, с одной стороны, предполагает вхождение индивида в конкретную форму культуры, освоение уже имеющихся культурных образцов, устойчивых моделей мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, суждений, культурных формул и символов, специфически особенных для конкретной этнокультуры и передаваемых с помощью механизма традиции в процессе непосредственной межличностной коммуникации (инкультурация) С другой стороны, личностью усваивается социально-актуальный культурный опыт, позволяющий включиться личности в самостоятельное участие в культурных изменениях в пределах, установленных конкретным обществом (социализация). На этом уровне человек приобретает право личного участия в творческой интерпретации известных ему образцов, экспериментировать с ними, вместе с тем он принимает на себя ответственность за принимаемые решения.
Процессы социализации и инкультурации человека проходят одновременно и в равной степени важны для каждого человека. Благодаря единству этих процессов человек формируется, становится как личность, социально и культурно адекватная обществу. Однако, именно инкультурация лежит в основе приобретения личностью качеств культурного своеобразия своего народа, обеспечивает не только воспроизводство «культурного человека», сохранения стабильность культуры, но и содержит механизмы ее изменчивости, развития.
Этот подход позволяет видеть процесс развития личности в контексте концепции гуманизации образовательной системы в целом; рассматривать народную и искусство как явления, способные комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности и влиять на ее нравственно-эстетическое и творческое развитие.
Этнорегиональный подход обусловливает возможность органичного включения регионального компонента в содержание дошкольного, школьного и вузовского образования.
В современном мире в суперэтнических культурах, когда усугубляется социальная дифференциация, и когда различия в этническом смысле начинают преобладать над подобием, объединяющим культурным началом служит совместная символическая среда. Для России – это символы исторической родины, географическое пространство, «родная сторонка», («вмещающий ландшафт»). Признаки этничности, отраженные в фольклоре, былинах сказаниях, которые выступают ценностно-нормативным регулятором поведения, содействуют культурной консолидации в пределах одного или нескольких этносов. Эта система общих значений символического поля, усвоение которой происходит с младенческих лет (инкультурация), переживаясь на эмоционально-чувственном уровне, становится основой формирования патриотизма, нормального чувства национального достоинства. Формируя единую символическую среду, этничность выступает также в роли своеобразного информационного фильтра, позволяющего систематизировать и упорядочить хаосный поток противоречивой информации, в соответствии с общепринятыми ценностями и идеалами. Этнорегиональный характер содержания учебной деятельности помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов. В конечном итоге это влияет не только на формирование национального самосознания, но и на уважительное, толерантностное отношение к иным культурам и народам.