Файл: Статья - Концепция Баклановой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экологический подход – сохранение единства, связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества. В народной культуре и искусстве природа – всегда выразитель красоты, добра, она слита с нравственным миром, поэтому природное выступает как критерий человеческих ценностей. Экология природы, экология культуры не может не включать экологию этнической культуры и народной искусства. Этот подход предполагает включение в содержание этнокультурного образования широкого спектра народных художественных традиций разных регионов, общение с которым поможет сформировать у учащихся целостный многомерный художественный образа Родины, ценностное отношение к окружающему природному миру единой планеты Земля. Личность при таком подходе помещается в фокус рассмотрения высшего смысла бытия, безусловной ответственности, определяющий не права, а обязанность человека перед миром, что в конечном итоге должно привести к развитию природосберегающего «чувства дома», воспитание любви и уважения к родной природе во всех ее проявлениях, ко всей планете, формирование экоадекватных видов культуротворческой активности.

Деятельностный подход - неразрывность теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе народных традиций. Он помогает развивать естественную мотивацию учения и художественного творчества, способность личности понимать смысл поставленных задач, планировать и выполнять учебную работу, контролировать и оценивать ее результаты. Деятельностный подход позволяет педагогу выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к опыту сохранения и развития традиций народной культуры, имеющемуся в том или ином регионе. Учащимся данный подход позволяет самостоятельно осваивать локальную этнокультурную среду, непосредственно участвовать в различных программах и проектах возрождения и развития национально-культурных традиций того или иного народа.

Этнокультурное образование нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует прежде всего ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов.


Система этнокультурного образования призвана содействовать решению нескольких групп актуальных задач воспитания, обучения, развития личности, а также ее социализации, социокультурной и этнокультурной адаптации и коррекции.

  • Первая группа задач включает воспитание этнической культуры личности, в том числе ее этнокультурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, и др. В него входят также задачи реализации педагогического потенциала народной культуры, народного художественного творчества как средств патриотического, нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания личности, как фактора воспитания культуры межнационального общения. Этнохудожественное образование призвано способствовать формированию у учащихся чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира, через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте.

  • Вторая группа задач связана с формированием и развитием этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения, обучением их базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной культуры, формированием представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуры, с практическим освоением разливных видов этнохудожественной и этнопедагогической деятельности. В эту группу задач входит также подготовка кадров к профессиональной деятельности в сферах этнокультурного образования и народного художественного творчества в рамках действующей вузовской специальности «Народное художественное творчество», действующего направления высшего профессионального образования «Народная художественная культура», а также перспективного направления подготовки педагогов-этнокультурологов «Этнокультурное образование», которое необходимо включить в новый классификатор специальностей.

Третья группа задач – это развитие личностных качеств учащихся средствам этнокультурного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, как средства развития их творческих способностей, потребностей в самопознании и саморазвитии, способности к самоактуализации и др. Необходимо также развивать у учащихся культурно-историческую память, особых качество мышления и мнемоники в процессе системного, комплексного освоения народного искусства с привлечением произведений народного творчества, не только принадлежащих отечественным многообразным региональным стилевым традициям, но и созданных народами мира. В процессе этнохудожественного образования необходимо развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства.


  • Четвертая группа задач состоит в необходимости привлечения ресурсов этнокультурного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения личности, для профилактики болезненных зависимостей у детей и подростков, для их социализации и оздоровлении посредством, например, современных методик фольклорной терапии и других видов арт-терапии на материале и средствами народной культуры и искусства.

Содержание и принципы этнокультурного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению этнокультурных потребностей и интересов личности и этносов, проживающих в России.

Содержание этнокультурного образования включает в себя монокультурный и поликультурный компоненты.

Первый из этих компонентов предполагает освоение учащимися только одной этнической культуры (например, своего народа или народа, являющегося в данной стране государствообразующим), а второй компонент – изучение и сравнительный анализ нескольких этнических культур, выявление в них общего и особенного.

Монкультурный компонент позволяет раскрыть учащимся уникальность образа жизни того или иного народа, его верований, этических цен­ностей, жизненных приоритетов, обусловленных географиче­скими, историческими, психологическими особенностями этноса. Поликультурный компонент этнокультурного образования (или поликультурное образование) позволяет по­казать народную культуру как «единство в многообра­зии», а культурные достижения любого этноса России как составную часть российской и мировой культур.

На основе изучения родной культуры и культур других народов формируется личность, отличающаяся «мобильностью, открытостью и толерантно­стью, развитым чувством ответственности за судьбу страны, готовностью к межкультурному взаимодействию» (См.: Кон­цепция модернизации российского государства на период до 2010г.-М.,2001.-С.1-2).

Содержание этнокультурного образования в России должно включать в себя инвариантную и вариативные части.

  1. Культура и художественное творчество русского народа как государствообразующей нации в РФ (инвариантная часть содержания этнокультурного образования).

  2. Культуры и художественное творчество других народов России (вариативная часть содержания этнокультурного образования).

  3. Культура и художественное творчество народов зарубежных стран (вариативная часть содержания этнокультурного образования).


Первый из этих трех компонентов содержания этнокультурного образования должен найти отражение в федеральных компонентах государственных образовательных стандартов и базовых учебных планов, а остальные – в национально-региональном и школьном (вузовском) компонентах данных стандартов и учебных планов.

В содержании этнохудожественного образования выделяется несколько групп базовых единиц эстетических знаний и художественно-творческого опыта:

  1. Содержание, раскрывающее специфику художественного образа в народном искусстве: видовой образ, образ-символ, знак, архитепические, концептуальные образы.

  2. Содержание, раскрывающее народное искусство как тип художественного творчества, как этническую культурную целость, которому присущи:

  • коллективное начало, традиция ─ закон развития народного искусства;

  • устойчивость тем и образом;

  • принципы народного творчества ─ повтор, вариации, импровизации;

  • универсальность языка, понятного всем народам мира;

  • всечеловечность духовных ценностей, выражение этнического ядра народной культуры и искусства.

  • Содержание, раскрывающее народное искусство во взаимосвязях с классическим и современным искусством, в диалектическом взаимодействии их неспециализированных и профессиональных форм.

    Освоение разнообразия региональных стилевых примеров национального искусства осуществляется с выявлением общих конструктивных принципов и способов художественной реализации единой духовной сущности: единства жизни человека и природы (архетипы, народные календари и космология); исторической народной памяти и смысла индивидуальной человеческой жизни (художественные традиции, семейно-обрядовое творчество, эпос, сказка). Через многовековые традиции быта, семейного уклада раскрываются основы формирования национального самосознания.

    Сознание педагогических условий для разнообразных видов художественно-творческой деятельности учащихся определяются опорой на общие принципы и способы художественной реализации единой духовной сущности во всех областях народного искусства:

    • народная точка зрения на мир;

    • синтетичность в переживании образа;

    • народный идеал;

    • непреходящие духовные ценности.

    Содержание этнокультурного, в том числе - этнохудожественного образования должно транслироваться:

    • во-первых, через все гуманитарные дисциплины (например, «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «История», «Литература» и др.), в качестве одного из компонентов их содержания;

    • во-вторых, через этнокультурные дисциплины федерального компонента государственных образовательных стандартов и учебных планов (например, в школах - Русская традиционная культура», «Художественная культура народов России»,в вузах – «Этнология», «Этнопедагогика», «Этническая история России», «Теория и история народной художественной культуры» и др.), а также через национально-региональные и школьные (вузовские) компоненты (например, «Традиционная культура марийского народа», «Народная культура Белгородчины» и др.);

    • в-третьих, через систему форм дополнительного образования и социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (фольклорных ансамблей, этнографических театров, студий народного декоративно-прикладного творчества, народных хоров и оркестров, и др.);

    • в-четвертых, в условиях семьи, на основе сочетания этнопедагогики с современными педагогическими технологиями семейного воспитания;

    • в-пятых, средствами массовой информации.

    Освоение содержания этнокультурного образования осуществляется на основе следующих принципов:

    • воспитательная и развивающая направленность этнокультурного образования;

    • приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании этнокультурного образования;

    • вариативность содержания этнокультурного образования, гибкое сочетание в нем сочетание монокультурного и поликультурного компонентов;

    • непрерывность и преемственность различных уровней этнокультурного образования;

    • взаимосвязь осуществляющих этнокультурное образование учебных заведений с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.


  • Внедрение данной Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

    • формирование на государственном уровне отношения к развитию этнокультурного образованию как приоритетному направлению современной российского государственной образовательной, культурной и национальной политики, как особо значимой сфере государственной деятельности, жизненно необходимой для современного российского общества в условиях кризиса его духовно-нравственной сферы и нарастания межэтнических противоречий и конфликтов;

    • разработка и утверждение Государственной программы развития этнокультурного образования в России на основе взаимодействия органов управления образованием, наукой, культурой, средствами массовой информации и национальными отношениями;

    • разработка и внедрение современных вариативных моделей этнокультурного образования для различных типов образовательных учреждений, на основе различны этнокультурных традиций и специфики регионов России;

    • дальнейшее развитие в России системы среднего и высшего профессионального образования по направлению «Народная художественная культура» и ее трансляция в мировое образовательное пространство;

    • обновление содержания дошкольного воспитания и общего образования на основе существенного усиления этнокультурного контекста гуманитарных дисциплин в государственных образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях, а также посредством внедрения разработанных в этнокультурном контексте и рекомендованных Министерством образования и науки программ и учебников по изобразительному искусству (автор Т.Я.Шпикалова), по музыке (автор Т.И.Бакланова) и по мировой художественной культуре (авторы Т.И.Бакланова и Н.М.Сокольникова), по факультативному курсу «Художественная культура народов России» (автор Т.И.Бакланова), и другие.

    • введение в стандарт и в базовый учебный план общего образования предметной области «Культура», в которую необходимо включить предметы «Русская культура» (5 класс), «Художественная культура народов России» (5-8 классы) и «Мировая художественная культура» (6-9 классы), обеспеченные в настоящее время программами и учебниками с грифом Министерства образования и науки РФ;

    • развитие сети учреждений и разнообразных форм дополнительного образования и народного художественного творчества, приобщающих детей, подростков и другие группы населения к народной культуре;

    • определение правового статуса и создание нормативной базы таких учреждений дополнительного образования, как школа народной культуры, школа народных ремесел, детско-юношеский этноэстетический центр и др., с учетом специфики содержания их деятельности;

    • сохранение и развитие сети школ с этнокультурным компонентом;

    • открытие дошкольных учреждений с этнокультурным компонентом;

    • введение в систему учреждений общего образования профильных школ с углубленным изучением национальных культур и межкультурных коммуникаций;