Файл: 11 вопрос по онтогенезу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В норме к шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключения составляют отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»).

Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

На шестом году в словаре уже представлены обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности.

Произносительная сторона ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного языка, звуковая сторона усваивается полностью, за исключением редких случаев с шипящими звуками и  р (10%), активный словарь увеличивается до 10 – 13 тысяч слов. Ребенок практически овладевает всей сложной системой грамматики, включая все действующие в русском языке синтаксические и морфологические закономерности, что в свою очередь  позволяет ему к концу дошкольного возраста перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка в школе.

Еще чуть-чуть

· на первом году жизни, в  процессе непосредственного эмоционального общения с взрослым закладываются основы будущей связной речи, на основе понимания, сначала очень  примитивного, начинает развиваться активная речь детей;

· к  началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить  обозначениями предметов, постепенно появляются первые предложения;

· на третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание обращенной и собственной активной речи, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений, дети начинают пользоваться диалогической формой общения;

· в старшем дошкольном возрасте формируется  планирующая функция речи, которая приобретает форму  монологической, контекстной: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание: повествование, отчасти рассуждение) с опорой  на  наглядный материал и без него; усложняется  синтаксическая  структypa рассказов; увеличивается  количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Речь ребенка  формируется в процессе коммуникации, поэтому ограничение общения в свою очередь может привести к задержки речевого развития.


ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи — повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.