Файл: 122_yurlov-history_1234of_india.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 1104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зация международных отношений в качестве ключевого условия для построения многополярного мира, основанного на равенстве государств, уважении их суверенитета и территориальной целостности. Главным инструментом для решения этих задач является ООН1369.

Индия и Россия придерживались сходных или близких взглядов по ряду других важных вопросов современности. Это неоднократно подтверждалось во время регулярных встреч на высшем уровне руководителей обеих стран. Россия и Индия заявляли о своей приверженности целям установления более демократического мирового порядка, основанного на многополярном мире, который должен учитывать изменения, произошедшие в мировой политике с начала 1990-х годов. Подчеркивалось, что стратегическое партнерство между Россией и Индией служило их долговременным национальным интересам, углубляло взаимовыгодное сотрудничество и вносило вклад в международный мир и безопасность.

Индия и Россия придавали большое значение сохранению системы ООН как центра многосторонней политики, отмечая необходимость реформ ООН на справедливой демократической основе с тем, чтобы они отражали как возросшее членство в этой организации, так и другие современные реалии. Имелось в виду расширение Совета Безопасности ООН таким образом, чтобы он стал более представительным и эффективным. Россия поддерживала кандидатуру Индии на место постоянного члена в будущем расширенном СБ ООН.

Сотрудничество между Индией и Россией в начале XXI в.

Вначале XXI в. Россия существенно активизировала свои связи

сИндией. Подписанная в октябре 2000 г. Декларация о стратегическом партнерстве между обеими странами предусматривала развитие отношений на длительную перспективу в политической, экономической, культурной и военной областях. Наиболее приоритетными сферами сотрудничества стали высокие технологии, телекоммуникации, космос, энергетика, в том числе строительство в Индии АЭС, а также военно-техническое сотрудничество.

Россия и Индия придавали большое значение сотрудничеству в области энергетики, в том числе в строительстве и модернизации гидро- и тепловых электростанций. В 2006 г. был осуществлен запуск первого агрегата ГЭС «Тери» (штат Уттаркханд) – самой высокой плотины в Азии, построенной при содействии СССР/России.

Тогда же ОАО «Силовые машины» и Bharat Heavy Electricals Ltd (BHEL)

подписали контракт на совместную модернизацию пяти энергобло-

651


ков теплоэлектростанции «Обра» (штат Уттар-Прадеш), совокупной мощностью 1000 МВт. Большинство энергоблоков работало на оборудовании, изготовленном BHEL по российским проектам1370.

Обе страны договорились поощрять развитие инвестиций в энергетический сектор индийскими компаниями в России и российскими компаниями в Индии, рассматривая эту сферу деятельности как приоритетную. В частности, Индия инвестировала около 2 млрд. долл. в добычу нефти по проекту Сахалин-1. Такого рода сделки были выгодны как для России, так и Индии, которая импортировала более 70% потребляемой нефти1371.

Индия проявляла особую заинтересованность в долговременном сотрудничестве с Россией в строительстве атомных электростанций. В 2009 г. практически завершилось строительство двух энергоблоков АЭС в Куданкуламе (штат Тамилнаду) общей мощностью 2000 МВт. Еще раньше, в январе 2007 г., была достигнута договоренность о строительстве двух дополнительных ядерных реакторов на этой АЭС, а также нескольких АЭС в других районах Индии. Индийцы считали, что в ближайшие 20 лет потребность в электроэнергии

вИндии увеличится в три раза. С учетом дефицита иных источников

энергии ее производство на АЭС за эти годы должно возрасти в 7–12 раз (по консервативному и оптимистичному сценариям)1372.

Развитие атомной энергетики в Индии происходило во многом благодаря ее собственным усилиям. Nuclear Power Corporation of India LTD (NPCIL) планировала в течение пяти лет построить восемь ядерных блоков по 700 МВт каждый и 10 блоков по 1000 МВт. Намечалось, что к 2032 г. индийские АЭС будут производить 65 000 МВт электроэнергии. В 2007 г. была начата эксплуатация третьего ядерного блока на АЭС в Кайга мощностью 700 МВт. Строительство индийских АЭС сочеталось с ростом добычи урана в стране, а также

с использованием тория для атомных реакторов. Индия даже ставила перед собой задачу экспорта технологий для АЭС1373.

Россия проявляла заинтересованность в развитии сотрудничества с Индией и в сфере информационных технологий, в том числе

всовместных действиях на этом рынке. В 2004 г. доходы этой индийской отрасли составили более 22 млрд. долл., в 2008 г. они превысили 40 млрд. долл. Планировалось, что к 2012 г. их объем вырастет до 150 млрд. долл. Российско-индийское сотрудничество

вэтой сфере представлялось весьма перспективным. К 2008 г. оно охватывало около 300 проектов, имевших научное и промышленное значение. В пяти совместных научных центрах исследовались такие

актуальные темы, как биотехнология, сейсмология, добыча углеводородов на морском дне, моделирование атмосферных процессов1374.

652


С учетом динамичной работы в России по созданию программного обеспечения появилась возможность использовать российских специалистов для совместной с индийцами работы в этом направлении.

Как и прежде, одной из важных тем в российско-индийских отношениях оставалось военно-техническое сотрудничество. К началу ХХI в. на долю индийских заказов приходилось около 40% из тех, что уже были заключены Россией со всеми странами мира. Была достигнута договоренность об участии Индии в мирных целях в российской Глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС)1375.

В июне 2008 г. Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» приступил к строительству первого фрегата из трех для ВМС Индии в соответствии с контрактом, подписанным в июле 2007 г. (Общая стоимость контракта 1,6 млрд. долл.) Завершить строительство двух фрегатов планировалось в 2011 г., третьего фрегата –

в2012 г.1376 Несколько ранее индийская государственная компания Hindustan Airnautics Ltd. и «Рособоронэкспорт» подписали соглашение на поставку двигателей для МиГ-29 с последующим их лицензированием в Индии (подробнее о ВТС России и Индии см. главу 40).

Военно-техническое сотрудничество России и Индии постепенно перешло из формата «продавец–покупатель» к более широким формам, включавшим научные разработки, производство, техническое обслуживание и совместные учения. Убедительным примером такого сотрудничества стала совместная разработка и производство сверхзвуковой противокорабельной ракеты БраМос. Россия и Индия

впринципе достигли соглашения о совместной разработке многоцелевого транспортного самолета и истребителя пятого поколения1377.

Была поставлена задача увеличить ежегодный товарооборот между Россией и Индией с 3 млрд. долл. (2007 г.) до 10 млрд. долл. к 2010 г. за счет сотрудничества в высокотехнологичных сферах,

включавших электронику, телекоммуникации, фармацевтику, а также машиностроение и металлургию1378. В 2009 г. товарооборот достиг 8 млрд. долл.

Однако постоянно растущая конкуренция на российском и индийском рынках осложняла поиски и разработку выгодных ниш в торговле и экономике. В Индии шла жесткая борьба за ее растущий рынок, крупнейшими игроками на котором были США, Китай, Япония, Европейский Союз и Россия. Ставки в этой борьбе были очень высоки. Перспективными областями для российского бизнеса в Индии были такие направления, как металлургия; машиностроение; электронное и компьютерное производство; космические науки и техника; огранка алмазов; участие в модернизации крупных заводов, построенных при содействии Советского Союза (металлургические

653


заводы в Бхилаи, Бокаро, Висакхапатнаме, НПЗ в Барауни, Матхуре

иКояли, завод тяжелого машиностроения в Ранчи, завод горношахтного оборудования в Дургапуре, электростанции в Патрату и т.д.).

По мнению индийцев, имелось немало других перспективных отраслей для создания российско-индийских СП в России: разработка нефтяных и угольных месторождений; строительство домов, дорог, мостов, гостиниц, туристических комплексов; промышленность для производства лекарственных препаратов; текстиль и одежда; банковские услуги; обработка информации и т.п.

Несмотря на многие проблемы, в начале XXI в. российскоиндийские отношения начали выходить из застоя 1990-х годов на уровень, соответствовавший стратегическому партнерству между Россией

иИндией и их возможностям в ВТС и сфере высоких технологий. Двусторонние отношения между обеими странами в ключевых сферах экономики, научного, культурного и военно-технического сотрудничества отвечали целям международной безопасности, борьбы с терроризмом, задачам создания многополярного мира, укрепления коллективных инструментов мировой политики, прежде всего ООН.

Внешняя политика Индии в отношении России в начале XXI в. определялась тем, что Россия была признана влиятельным центром силы в многополярном мире. С другой стороны, Индия стремилась позиционировать себя в качестве мировой державы, вела дело к заметному улучшению отношений с США, нормализации отношений с Китаем, с учетом того, что у нее сохранялись пограничные проблемы с этой страной. Индия исходила из того, что конфликтные отношения между ней и Пакистаном вряд ли могли быть преодолены в обозримом будущем. Индия учитывала изменения в конфигурации сил в мире, которая приобретала все более полицентрический характер. При этом центр мирового влияния все более смещался в Азию, где находилось большинство крупных экономик мира и большая часть реальных ядерных держав. Внешняя политика Индии в первом десятилетии XXI в. реагировала на изменения в региональной и глобальной экономической и политической ситуации. Значительное влияние на нее оказывали цены на энергоносители, информационная революция, технологические инновации. Среди других факторов, которые также влияли на политику Индии, была продолжавшаяся миграция из нее, а также общее усиление миграционных потоков в мире. По подсчетам индийцев, дефицит рабочей силы в развитых странах должен привести к заметному развитию аутсорсинга производства товаров и услуг в страны с ее избытком, в том числе Индию.

После очередной победы на парламентских выборах 2009 г. правительство Индии во главе с Конгрессом несколько скорректиро-

654


вало свои внешнеполитические приоритеты. Во время бюджетной сессии парламента в августе 2009 г. официальный представитель правительства заявил, что Россия является стратегическим партнером, сотрудничество с которым продолжалось в течение нескольких десятилетий, что обеспечило «солидную основу» для долговременного и всестороннего развития отношений. Индийское правительство выразило готовность обсуждать с российским руководством все стратегические сферы взаимного сотрудничества, такие как оборона, космос, энергетика, наука и технологии, торгово-экономические отношения.

Правительство Индии также заявило, что отношения Индии с Америкой находятся в стадии развития, что оно стремится развивать их не только в традиционных областях, но и определять новые сферы кооперации с целью поднять ее на более высокий уровень, включая сотрудничество по таким глобальным вопросам, как изменение климата, разоружение, международный терроризм и безопасность на морях. При этом индийцы избегали противопоставления России и США1379.

Во время визита премьер-министра Индии М. Сингха в Россию 6–8 декабря 2009 г. и его встреч с президентом РФ Д.А. Медведевым было подтверждено намерение обеих стран всемерно углублять и укреплять тесные, традиционно дружественные российско-индийские отношения.

В совместной декларации Россия и Индия заявили, что прочные многогранные двусторонние отношения, плодотворно развивающиеся после установления дипломатических отношений в апреле 1947 г., достигли высшего уровня – стратегического партнерства – и остаются в числе главных приоритетов двух стран. Углубление этого партнерства является самодостаточным вне зависимости от отношений с третьими странами. «Это надежная, проверенная временем дружба отвечает интересам обеих стран и стала фактором мира и стабильности в мире». Россия и Индия едины в оценке происходящих в мире радикальных изменений, которые сопряжены не только с вызовами и угрозами, но также представляют возможности для построения нового, демократического и справедливого многополярного миропорядка, основанного на коллективных началах, верховенства международного права в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Обе страны подчеркнули, что формирующаяся система международных отношений должна основываться на принципе неделимости, безопасности, иметь универсальный характер и охватывать все государства и все основные сферы международных отношений.

Россия и Индия высказали убеждение, что только коллективными усилиями всего международного сообщества можно отвечать на такие вызовы, как преодоление глобального финансового кризиса.

655