Файл: 122_yurlov-history_1234of_india.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 1102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но нас нет в НАТО, и других стран нет. А вот работать по этой проблематике мы можем эффективно, только объединяя усилия1357.

Индия, в свою очередь, считала, что все соглашения по контролю над вооружениями должны выполняться добросовестно и в полной мере для укрепления стабильности в мире. Действия, связанные

свозможностью нарушения договора по ПРО, «воспринимаются нами как непоследовательные в контексте существующих соглашений», заявил министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх накануне визита в Москву в 2000 г. Они «могут ограничить перспективы дальнейшего ядерного разоружения, ослабить режим нераспро-

странения и подтолкнуть ядерные державы к пересмотру их планов по модернизации стратегических вооружений»1358.

Однако в 2001 г. после выхода США из договора по ПРО индийцы изменили свою позицию по этому вопросу. Правительство Индии поддержало эту инициативу США как отход от норм холодной войны на основе сотрудничества, а не конфронтации. Индия заявила, что «существует стратегическая и технологическая неизбежность в отходе от мира, который является заложником доктрины взаимно гарантированного уничтожения, к основанному на сотрудничестве оборонному переходному периоду, который будет

подкрепляться дальнейшими сокращениями оружия и снятием с боевой готовности ядерных сил»1359. Последнее положение вошло в определенное противоречие с прежними заявлениями Индии о том, что в мире не происходит кардинального сокращения ядерных вооружений, что и подтолкнуло ее к проведению ядерных испытаний в 1998 г. Вместе с тем в самой Индии ряд политических партий, в их числе Индийский национальный конгресс, выступили тогда против планов

США, считая, что они могут негативно повлиять на перспективы ядерного разоружения1360.

Как писал бывший заместитель госсекретаря США и главный переговорщик с американской стороны по ядерным проблемам с Индией Строуб Тэлботт, во время визита в Вашингтон в апреле 2001 г. министр иностранных дел Индии и одновременно исполнявший обязанности министра обороны Джасвант Сингх встретил теплый прием в Белом доме. Администрация США заявила о готовности начать переговоры

сИндией по военным делам на высоком уровне. Со своей стороны,

Сингх сказал, что он поддерживает план президента Буша по созданию национальной ПРО, что вызвало немало возражений в Дели1361.

Большое значение для безопасности России и Индии имела ситуация, сложившаяся вокруг Ирана в связи с разрабатываемой им ядерной программой. Обе страны полагали, что эффективное решение иранской ядерной проблемы могло быть найдено путем полити-

647


ческих и дипломатических усилий, что позволило бы сотрудничать с Ираном на основе взаимоуважения и международного доверия к иранской ядерной программе, которая должна осуществляться исключительно в мирных целях.

Отношение Индии к Ирану можно было расценивать как один из индикаторов ее меняющейся позиции в направлении большего сближения с США. В конце 2006 г. Индия неожиданно для многих проголосовала в МАГАТЭ против Ирана по вопросу об обсуждении его ядерной программы в СБ ООН. Впрочем, еще раньше Индия заявляла, что выступает против появления еще одного ядерного государства в соседнем регионе. Кроме того, она опасалась, что ядерные материалы или технологии могли быть переданы Ираном негосударственным организациям. Однако в то же время Индия, как писала ее бывший представитель в ООН Арундхати Гхош, была заинтересована в снижении нагнетаемой США напряженности в близком и важном для нее, прежде всего с точки зрения энергетических ресурсов, регионе и в недопущении развязывания в нем военных действий1362.

В этом общем контексте можно было рассматривать введение Индией 21 февраля 2007 г. (в последний день выполнения Ираном принятой в декабре 2006 г. резолюции СБ ООН о прекращении обогащения урана) запрета на экспорт в Иран всех технологий, которые могли быть использованы в создании ядерного оружия. Фактически Индия действовала в рамках резолюции СБ ООН. Однако некоторые эксперты считали, что тем самым она заявила о своей лояльности США. В пользу такого аргумента говорило и то, что одним из условий подготавливаемого между Индией и США соглашения о сотрудничестве в гражданской ядерной сфере было противодействие Индии

ядерному вооружению Ирана. Этот документ находился тогда в стадии согласования1363.

Усиление террористической деятельности во всем мире на рубеже веков приняло угрожающие формы. Рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия оказывал существенное влияние на глобальную и региональную стабильность. Терроризм был способен дестабилизировать ситуацию не только в отдельных государствах, но и целых регионах.

Индия в течение многих лет сталкивалась с разными проявлениями международного терроризма. Она не раз заявляла, что терроризм, его связи с идеологией экстремизма и финансированием при помощи незаконной торговли наркотиками представляли один из самых серьезных вызовов для всех государств. Поэтому необходимо было сделать все, чтобы ликвидировать эту угрозу1364.

648


Россия решительно осуждала трансграничный терроризм в штате Джамму и Кашмир и других районах Индии, поддерживала меры, предпринимаемые этой страной по пресечению деятельности сил, делавших ставку на террористические методы. Со своей стороны, Индия полагала, что действия России в Чечне, как неотъемлемой части Российской Федерации, были важными шагами по преодолению терроризма, которым руководили связанные с ним внешние силы. Россия и Индия выступали против двойных стандартов в отношении к международному терроризму. Они считали, что глобальный терроризм во всех его формах и проявлениях представлял одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности и осуждали все акты терроризма, кем бы и где бы они не совершались, вне зависимости от их мотивации. Они заявляли, что не может быть никакого оправдания терроризма по любым причинам, включая идеологические, религиозные, расовые, этнические и другие1365.

У индийско-российских отношений всегда были достаточно ярко выраженные глобальные и региональные измерения. Адаптация России, Индии и многих других стран, включая развитые, к новым условиям происходила с немалыми трудностями и издержками, что определялось кардинально изменившейся конфигурацией сил на международной арене, в том числе и в Азии. Эти перемены оказывали огромное влияние и на характер отношений между Россией и Индией.

В конце ХХ – начале ХХl в. существенно возросла активность США и других западных держав в Индии, Китае и других азиатских странах. Во всех сценариях развития мировой политики Америка отводила Китаю ведущее место, учитывая его динамично растущий экономический и военный потенциал, быстро развивающийся рынок. Реализуя задачу ослабления Советского Союза и России, США «проглядели» рывок в наращивании экономической и политической мощи Китая и восполняли упущенное, вовлекая его в торгово-экономические отношения. Об этом, в частности, свидетельствовало принятое Конгрессом США в 2000 г. решение о предоставлении КНР режима наибольшего благоприятствования.

Индия также рассматривалась США и Западом в качестве растущего центра силы и крупного рынка с учетом ее людских ресурсов и быстро прогрессирующей экономики. Запад стремился усилить свое влияние и в Центральной Азии, которая имела геостратегическое значение. Запад был заинтересован в доступе к ее природным ресурсам и уменьшении влияния России на этом важном для нее геополитическом пространстве. Новые государства Центральной Азии вскоре превратились в регион борьбы за влияние в нем. Ситуация там характеризовалась непостоянством и внутренней нестабильностью.

649


Для Индии, как и для России, было небезразлично, в каком направлении будут развиваться события в Центральной Азии. Обе страны считали, что безопасность и стабильность в этом регионе отвечали их приоритетным интересам. Они признавали, что развитие государств Центральной Азии по пути демократии требовало уважения к свободе их выбора модели развития и реформ. Россия и Индия проявляли заинтересованность в двустороннем и многостороннем сотрудничестве в этом регионе. Это могло бы внести вклад в укрепление стабильности и безопасности в Центральной Азии1366.

Вэтом же контексте можно было рассматривать и ситуацию

вИраке в начале ХХI в. Россия и Индия были обеспокоены ухудшением положения в этой стране. Они выступали за мирное решение иракской проблемы, придерживались принципиальных позиций по урегулированию ситуации в Ираке строго в рамках ООН с учетом законных интересов иракского народа, при уважении суверенитета и территориальной целостности этой страны. Россия и Индия призыва-

ли к широким международным консультациям по миротворческим усилиям в этой стране1367. В связи с войной в Ираке Россия и Индия считали, что возвращение к миру, стабильности и прогрессу в этой стране может быть достигнуто только путем примирения и широкого внутреннего диалога между всеми этническими и религиозными группами и политическими силами. Они также полагали, что события в Ираке указывали на необходимость коллективных международных усилий, направленных на скорейшую нормализацию ситуации в стране.

Позиции России и Индии были близкими и по проблемам арабоизраильского конфликта. Они выступали за его всеобъемлющее и справедливое решение на основе международного права и резолюций СБ ООН, осуждали насилие, от кого бы оно не исходило, и призыва-

ли международное сообщество активизировать усилия по нормализации ситуации на Ближнем и Среднем Востоке1368.

Сходные позиции Индии и Китая по ряду крупных международных проблем были близки и России, что создавало объективную основу для сотрудничества трех держав. Вместе с тем речь не шла о каком-то «треугольнике» или «блоке» этих стран. Каждая из них проводила свою независимую внешнюю политику, в которой их позиции не всегда совпадали. И, тем не менее, сотрудничество этих стран по важнейшим вопросам мировой политики было вполне оправданным и необходимым. Это нашло свое выражение во встрече на высшем уровне руководителей России, Индии и Китая в Санкт-Петербурге

в2006 г., а также многих встречах министров иностранных дел этих стран. На них обсуждались такие крупные проблемы, как демократи-

650