ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 1100
Скачиваний: 0
Была особо отмечена актуальность обеспечения международной коллективной безопасности как одного из ключевых элементов общей системы мировой безопасности.
Обе стороны считали взаимодействие в форматах БРИК и Рос- сия–Индия–Китай эффективным инструментом содействия укреплению более сбалансированной и предсказуемой международной системы в посткризисный период. Россия и Индия также отметили, что ШОС стала авторитетной международной организацией, обеспечивающей мир и стабильность и способствующей экономическому развитию региона. Россия выступила за полноценное членство Индии в ШОС. Россия и Индия высказались в пользу становления Афганистана в качестве демократического, плюралистического и стабильного государства, за усиление роли Международных сил содействия безопасности в борьбе с незаконной наркоиндустрией в Афганистане.
Обе стороны заявили о поддержке международных усилий, направленных на полную ликвидацию ядерного оружия в глобальном масштабе при обеспечении мер контроля. В этой связи Индия приветствовала намерения России и США заключить новый Договор по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
Они также выразили убеждение, что международное сообщество должно наращивать усилия в борьбе с терроризмом во всех его проявлениях. Индия поддержала усилия России по сохранению мира и стабильности на Кавказе.
Россия подчеркнула, что рассматривает Индию в качестве одного из достойных и сильных кандидатов на место постоянного члена расширенного Совета Безопасности ООН. Она поддержала заявку Индии на членство в АТС и намерена работать над снятием моратория на расширение этого форума.
Одним из значимых итогов визита премьер-министра Индии в Россию стало парафированное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Это соглашение снимает все возможные ограничения и предполагает расширение сотрудничества России и Индии в мирной атомной энергетике, в том числе в строительстве АЭС1380. Обе стороны обсуждали перспективы расширения торгово-экономического сотрудничества. В 2010 г. товарооборот должен составить 10 млрд. долл. М. Сингх сказал, что к 2015 г. товарооборот может вырасти до 20 млрд. долл. Среди приоритетов, выделенных российской и индийской сторонами, было сотрудничество в фармакологии, производстве и обработке алмазов, в информационных технологиях и телекоммуникациях1381.
656
Российско-индийский саммит 2009 г. продемонстрировал стремление обеих стран углублять взаимодействие во внешнеполитической сфере и важных областях торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, а также в ВТС. Это было подтверждено во время визита в Индию премьер-министра РФ Путина в марте 2010 г.
Глава 38 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИНДИЕЙ И США
История индийско-американских отношений началась незадолго до вступления США во Вторую мировую войну. До этого у Индии были эпизодические контакты с Америкой, хотя еще в 1792 г. первый президент США Джордж Вашингтон назначил Бенджамина Роя консулом в столице Британской Индии Калькутте. В последующие полтора столетия политические отношения между Британской Индией и США, по существу, отсутствовали. Фактически единственным связующим звеном были американские миссионеры, которых в Индии насчитывалось несколько тысяч, существенно меньше, чем
вКитае. Для Индии Америка была малознакомой страной. В начале
1940-х годов там проживало всего 2400 индийцев, в основном сик- хов-фермеров, которые эмигрировали в Калифорнию1382.
Американское представление об Индии во многом формировалось голливудскими фильмами о британском владычестве, повестями и поэмами Редъярда Киплинга. Некоторый интерес у американцев вызывала деятельность М.К. Ганди с его ненасильственными кампаниями против британского правления.
Часть образованных индийцев рассматривала США как страну,
вкоторой господствовал бытовой материализм, преступность и расовая дискриминация чернокожих. Джавахарлал Неру считал США расистским и империалистическим государством. В 1928 г. он писал:
«Именно Соединенные Штаты представляют собой самое хорошее поле для изучения экономического империализма»1383. Негативное впечатление у индийцев об Америке складывалось и в результате жесткой иммиграционной политики властей США. Так, Рабиндранат
Тагор сократил свою поездку с лекциями в США, поскольку был оскорблен поведением иммиграционного чиновника1384.
Вступление США в войну в декабре 1941 г. заметно повысило значение Британской Индии для Америки. США рассматривали ее
657
как опорную базу для поддержки Китая против японцев и как потенциальный источник людских и материальных ресурсов для союзников. Дуайт Д. Эйзенхауэр, тогда бригадный генерал и помощник начальника отдела военного планирования, писал: «Мы должны удержать Россию в этой войне, а также не упустить Индию!!! Тогда мы сможем сокрушить Германию при содействии Англии»1385.
В марте 1942 г. Рузвельт предложил Черчиллю немедленно сформировать в Индии временное правительство доминиона, что, по его мнению, способствовало бы «большей лояльности индийцев
вотношении Британской империи и подчеркнуло бы опасность японского господства при сохранении преимущества мирной эволюции,
вотличие от хаотической революции». При этом Рузвельт дипломатично заметил: «Ради бога, не вовлекайте меня во все это, хотя я и хотел бы быть полезным. Строго говоря, это не мое дело, за исклю-
чением того, что оно является неотъемлемой частью успешной борьбы, которую мы вместе ведем»1386.
В1942 г. американцы создали отдельное командование (Китай– Бирма–Индия) во главе с генералом Джозефом Стилуэллом со штабом
вНью-Дели. Его задача состояла в оказании военно-технической помощи армии Чан Кай-Ши. Подразделения командования были сосредоточены в восточной Индии, где для нужд армии было построено большое число аэродромов. Это вызывало недовольство бенгальцев,
поскольку под это строительство у них отнимали плодородную землю и таким образом лишали людей главного источника существования1387. За время войны в Индии побывало около 250 тыс. американских солдат. Все это создавало впечатление у индийцев, что США поддерживали британцев, а не национально-освободительную борьбу индийцев.
Поэтому госдепартамент США посчитал необходимым выступить
сзаявлением о том, что американские войска не вовлекаются в индий-
ские внутренние дела, а находятся в Индии только для того, чтобы вести борьбу со странами оси1388.
США не могли найти приемлемое решение проблемы, связанной
споддержкой индийцев в их борьбе за независимость, поскольку они опасались из-за этого внести раскол в отношения со своим союзником Англией. Во время «Августовской революции» 1942 г. Америка отказалась поддержать индийцев и оказать давление на Великобританию, чтобы она пошла на уступки по вопросу о предоставлении Индии независимости. Об этом свидетельствовало также отношение
американской прессы, которая поддержала подавление англичанами движения «Прочь из Индии»1389.
Во время войны Америка установила контакты с ведущими лидерами индийского освободительного движения, в том числе Неру.
658
В течение почти всей войны в Индии работали личные представители президента США Ф.Д. Рузвельта и их миссии. Не случайно, что в конце декабря 1944 г. США посетила В.Л. Пандит с частным визитом, а также для того, чтобы принять участие в Конференции друзей Индии, таких как известная писательница Перл Бак. Ее поездку организовал с благословления государственного департамента США командующий ВВС США генерал Стратемейер. Пандит много ездила по Америке, выступая с призывами за предоставление Индии независимости. В этой связи исполняющий обязанности госсекретаря США Джозеф Гру заявил, что Америка «будет рада внести свой вклад в соответствующей форме в удовлетворительное решение этой проблемы. Мы поддерживаем, – сказал он, – тесные связи дружбы как с Британией, так и с индийским народом»1390.
За месяц до своей смерти, 15 марта 1945 г., Рузвельт проявил озабоченность положением дел на Востоке. Он говорил, что там «правит небольшая кучка белых людей, и народы Востока возмущаются этим. Наша задача, – сказал он советнику госдепа Чарлзу Тоссигу, – должна состоять в том, чтобы помочь им достичь независимости. 1100 миллионов потенциальных врагов опасны. Черчилль не понимает этого»1391.
После смерти Рузвельта 12 апреля 1945 г. отношения США с Индией оставались весьма сложными. В октябре 1945 г. президент США Гарри Трумэн выступил с заявлением в поддержку самоопределения всех колониальных народов. Неру приветствовал это, но высказал определенное «разочарование» тем, как на деле Америка защищает независимость этих народов1392.
Развитие событий во время Второй мировой войны, приведшее к ухудшению отношений между индийцами и Америкой, во многом предопределило их характер в последующие годы. Хотя после войны состояние индийско-американских отношений было достаточно неопределенным, индийцы подавали американцам сигналы о своей готовности активизировать связи с их страной. Одним из таких сигналов было назначение Г.Ш. Баджпаи генеральным секретарем МИД Индии. До этого он был генеральным агентом Индии в США, которого направил в Британское посольство в Вашингтоне вицекороль Индии Линлитгоу. Многие индийцы рассматривали его как английскую марионетку. Однако по возвращении в Индию Баджпаи занял пост генерального секретаря по международным делам, подчинявшегося только Неру как министру иностранных дел.
Первый индийский посол в США был назначен в конце 1946 г. Им стал один из руководящих деятелей Конгресса Асаф Али. Неру следующим образом определил его задачи: «США – великая страна, и мы хотим дружить с ней по многим причинам. И все-таки я хотел
659
бы вполне определенно сказать, что мы не намерены подчиняться кому-либо… У нас на руках много хороших карт и нам нет никакой необходимости выглядеть просителями перед любой страной»1393.
Когда Асаф Али нанес первый протокольный визит госсекретарю Джорджу Маршаллу 26 февраля 1947 г., он, тем не менее, говорил о необходимости оказания помощи Индии. Он также заявил, что Индия могла бы быть «бастионом мира против великого северного соседа, который сейчас отбрасывает свою тень на два континента –
Азию и Европу» (вполне очевидно, что имелся в виду Советский Союз. – Ф.Ю., Е.Ю.)1394.
Первые индийско-американские контакты на высшем уровне
В октябре и ноябре 1949 г. Неру по приглашению президента Трумэна находился с визитом в США. В течение трех недель он путешествовал по Америке – от Атлантического до Тихоокеанского побережья, встречался со многими политическими и общественными деятелями, выступал на многочисленных митингах. Однако в беседах с руководством США Неру не нашел должного понимания по ряду крупных вопросов, в первую очередь по положению в Кашмире.
Эта проблема стала предметом серьезных разногласий между Индией и США. В январе 1948 г. СБ ООН по инициативе США и Великобритании принял резолюцию о создании Комиссии ООН по Индии и Пакистану. Комиссия пыталась добиться соглашения между обеими странами по вопросу о проведении плебисцита по Кашмиру. Главное разногласие было в том, кто будет контролировать Кашмир во время плебисцита. Проблема зашла в тупик. Между тем на территории Кашмира разрастались военные действия. 1 января 1949 г. под эгидой ООН в Кашмире была установлена линия прекращения огня, но не было достигнуто соглашение по проведению плебисцита. Таким образом, Кашмир был поделен на две части – индийскую (3/5 территории) и пакистанскую (2/5 территории). Индия продолжала настаивать, что Джамму и Кашмир является ее неотъемлемой частью, а контроль (оккупация) Пакистаном северных и северо-западных районов бывшего княжества является незаконным. Пакистан считал вопрос
нерешенным и требовал проведения плебисцита под международным контролем1395.
15 августа 1949 г. Неру заявил послу США Лою Хендерсону, что он «устал от моралистических советов со стороны США… А по Кашмиру он не уступит и дюйма и будет твердо стоять на этой пози-
660
ции даже, если Кашмир, Индия и весь мир развалятся на части»1396. Еще до поездки в США Неру отклонил предложение Трумэна быть посредником по вопросу о плебисците1397.
Всоздавшейся ситуации визит Неру в США не мог привести
кпрорыву в индийско-американских отношениях. К тому же американские руководители встретили в лице Неру трудного и неуступчивого партнера. Сам Неру был во многом разочарован своими собеседниками, их демонстрацией богатства, отсутствием хорошего вкуса и культуры. В частности, тем, что на его обеде с бизнесменами хозяева объявили, что представители принимающих его компаний обладают капиталом более чем в 20 млрд. долл. Его также поразило, что беседа за ужином в Белом доме носила далеко не актуальный характер: главной темой разговора Трумэна и вице-президента США
Эбена Баркли были достоинства виски-бурбон, производимого в штате Кентукки1398.
Конечно, не эти детали определяли позицию Неру в отношении США. Его не устраивало то, что США проявляли особое внимание к Пакистану. После того, как американцы оказали теплый прием пре- мьер-министру Пакистана Лиакат Али Хану через несколько месяцев после поездки самого Неру в Америку, Неру писал сестре В.Л. Пандит: «Американцы или слишком наивны, или им явно не хватает интеллекта. У них одна и та же стандартная процедура и для Неру, и для Шаха Ирана, и для Лиаката Али Хана... Очень похоже, что они явно стремятся усилить Пакистан, и, если так можно выразиться, ослабить Индию. Меня просто поражает, насколько примитивно по-
литическое мышление у американцев!.. Весьма удивляет отсутствие у них понимания ситуации в Азии»1399.
Тема Кашмира и Пакистана продолжала сказываться на противоречиях и росте напряженности между Индией и США. В декабре 1950 г. в обзоре госдепартамента США об американской политике в Южной Азии подчеркивалось, что вместе с Китаем, оказавшимся под властью коммунистов, Советский Союз охватывает весь периметр Индийского субконтинента. Индия стала «ключевым государством»
внекоммунистической Азии с учетом ее относительно значительной мощи, стабильности и влияния. Выражалась надежда, что Индия
«добровольно согласится сотрудничать с США и близкими им по духу странами в противостоянии коммунизму»1400.
Состоявшиеся в апреле 1951 г. в Нью-Дели индийско-амери- канские переговоры, в которых принял участие Неру, вновь выявили серьезные разногласия по крупным вопросам, связанным с войной
вКорее, отношением к Советскому Союзу и КНР, а также по Кашмиру. Посол США Хендерсон писал в этой связи, что между Амери-
661