Файл: 1курс.методы раб с инфой презентация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 1. Информация и ее виды.

Вопросы:

1. Понятие информации. Значение информации в жизни человека и в развитии общества.

2. Виды информации.

3. Свойства информации.

Практическое занятие 2. Методы поиска, сбора и анализа информации.

Вопросы:

1.Информационно-поисковые системы.

2. Поиск информации в библиотеке.

3. Поиск информации в сети Интернет.

4. Электронные библиотеки.

Задания для самостоятельного выполнения:

Мультимедийные презентации на темы:

  1. Современные носители информации.

Содержание: Традиционные носители информации: книги, журналы. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиаресурсы. Возможности мультимедиа.

II. Работа с книгой как одно из направлений информационной деятельности.

2. Основные типы литературы.

Содержание: Учебная, справочная, научная, научно-популярная, художественная. Стилевые особенности различных типов литературы.

3. Справочная литература.

Содержание: Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. Энциклопедии универсальные (БРЭ, ДЭ) и отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и др.) Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

4. Периодическая печать.

Содержание: Понятие о периодической печати. Основные виды изданий: периодические, непериодические. Газета, журнал, рубрика, статья, заметка: читательское назначение, оформление, содержание.

III. Библиотека как информационно-поисковая система.

5. Поиск информации в библиотеке.

Содержание: Система библиотек и информационных учреждений: научные, универсальные, учебные библиотеки. Библиотечный абонемент. Читальный зал. Специализированные отделы: отдел литературы по искусству, технической литературы, иностранной литературы, краеведческой литературы. Принципы систематизации информационных ресурсов. Библиотечно-библиографическая классификация и ее использование в библиотеках. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители.


6. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Содержание: Понятие справочно-библиографического аппарата библиотеки. Назначение и принципы построения библиотечных каталогов. Виды каталогов. Алфавитный каталог, его назначение. Систематический каталог и его функции. Систематизация книг по отраслям знаний. Разделители, отражающие структуру каталога. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека газетно-журнальных статей. Предметные картотеки.

IV. Интернет как информационно-поисковая система.

7. Поиск информации в сети Интернет.

Содержание: Интернет как огромное хранилище распределённой информации, различных форматов и видов: Web-страницы, электронные библиотеки, каталоги продуктов и услуг, открытая правительственная информация, научно-исследовательские публикации, документы различных сервисов Интернета: электронной почты, телеконференций, аудио- и видеоконференций и др. Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Гипертекст. Электронные словари, справочники, энциклопедии. Достоинства и недостатки электронных носителей информации.

Основная литература:

1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 1999.

2. Вершинская О.Н. Человек в электронном мире. М., 2006.

3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005.

4. Интернет в гуманитарном образовании /под ред. Е.С. Полат. М., 2001.

5. Коноплев Е.С. Информационные практики в современном обществе. М., 2007.

6. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2005.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология : учеб. для студ. высш.учеб. завед. М., 2007.

8. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. - М., 1999.

9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.,2004.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

12. Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе модели Интернета. СПб., 2002.


Дополнительная литература:

1.Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981.

2. Збаровская Н.В. Обучающие игры в библиотеке. СПб., 2001.

3. Власова Ю.Ю. Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, № 1, М.,1998.

4. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, М.,1998.

5. Информационная культура. Новые информационные технологии. М., 2000.

6. Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное. М., 1980.

7. Морозов В.П. Гипертексты в экономике // Информационная технология моделирования. М., 1997.

8. Макотрова Г.В. Интернет – технологии в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся профильных классов. Белгород, 2007.

9. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб., 2002.

10. Пейп Дж. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся. М., 2000.

11. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. М., 2000. №5.

12. Семенюк Э.П. Глобализация и социальная роль информатики. М., 2003.

13. Сенокосов А.И. Информатика для любознательных. М., 2006.

14. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учеб.пособ. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008.

15. Субботин М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации. М., 2002.

16.Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). М., 2004. 

17. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М., 2003.

Информационное обеспечение (Интернет- ресурсы, программные средства, мультимедиа технологии)

www. liberary.ru

www.psychology.ru

www.psihotest.ru

www.nsu.ru/psich/internet

www.voppsy.ru

http://www.superidea.ru

Практическое занятие 3. Методы поиска, сбора и анализа информации.

1. Эмпирические методы сбора информации: наблюдение и эксперимент, их отличительные признаки (таблица).

2. Дополнительные эмпирические методы сбора информации: опрос (анкетирование и интервьюирование), тестирование (виды тестов), анализ продуктов деятельности, контент – анализ и др.


Практическое занятие 4. Методы поиска, сбора и анализа информации.

  1. Теоретические методы сбора информации, их характеристика.

  2. Моделирование и визуальные методы представления информации.

Практическое занятие 5. Методы поиска, сбора и анализа информации.

  1. Метод анализа информации.

  2. Алгоритм сбора информации.

3. Систематизация информации: понятие и виды.

Практическое занятие 6. Групповые методы работы с информацией.

  1. Метод круглого стола.

  2. Мозговая атака.

  3. Синектика.

  4. Метод групповых экспертных оценок.

  5. Деловая игра как источник информации.

  6. Мето­ды творческой деятельности.

  7. Преимущества и недостатки групповых методов работы с информацией.

Практическое занятие 7. Работа с текстом.

1. Чтение текста. Методы скорочтения.

2. Методы анализа текста.

3. Методы запоминания текста.

Практическое занятие 8. Психологические особенности работы с информацией.

1. Понимание и усвоение информации.

2. Приемы эффективного запоминания информации.

3. Обучаемость и усвоение знаний.

Практическое занятие 9. Информационная культура.

  1. Понятие информационной культуры.

  2. Общение как обмен информацией. Коммуникативная сторона общения.

3. Коммуникативные барьеры.

4. Эффективные средства обмена информацией.


Мультимедийные презентации на темы:

  1. Новые подходы к образованию в информационном обществе.

Содержание: Информационное общество и требования к образованию. Новые подходы к образованию в информационном обществе. Роль информационно-образовательной среды в процессе образования личности.

Особенности обучения в информационно-образовательной среде. Портфолио как средство мониторинга достижений учащихся. Дистанционное образование: значение, сущность, технологии.

2.Текстовая информация и ее обработка.

Содержание: Чтение. Усвоение информации при чтении текста. Методы скорочтения. Методы анализа текста. Методы запоминания текста.

3. Психологические особенности работы с информацией.

Содержание: Психологические особенности восприятия, переработки, усвоения, понимания, запоминания, воспроизведения информации. Факторы, влияющие на процесс усвоения. Этапы усвоения. Компоненты усвоения. Показатели усвоения информации. Формы усвоения, уровни усвоения. Обучаемость и усвоение знаний. Информационный стресс. Компьютерная тревожность.

4. Групповые методы работы с информацией.

Содержание: Характеристика групповых методов работы с информацией: круглый стол, мозговая атака, синектика, метод «эвристических вопросов», мето­ды творческой деятельности. Деловая игра как источник информации. Метод групповых экспертных оценок. Преимущества и недостатки групповых методов работы с информацией.

5. Информационная культура.

Содержание: Информационная культура как компонент человеческой культуры. Общение как обмен информацией. Коммуникативная сторона общения. Модели коммуникации. Структура коммуникации. Содержание коммуникативной информации. Коммуникативные барьеры. Эффективные средства обмена информацией.

. Составьте следующие информационные портфолио:

  • Электронная библиотека

  • Успей сказать близким людям спасибо

  • Фотоальбом

  • Музыка

  • Мой английский (или другой язык, который вы изучаете)

  • Мои тренинги (если вы тренер или преподаватель)

  • Мои книги

  • Мы говорим (портфолио цитат, поговорок, скороговорок, анекдотов, баек и т.п.)

  • Портфолио по профессиональным вопросам.