Файл: 2.Опорно-Двигательная система.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Опорно-Двигательная Система

Скелет Человека Спереди:

Строение Костей

Скелет Головы

Скелет Туловища

5Ть Отделов Позвоночника:

Второй шейный позвонок /эпистрофей, вид сверху

1. Шейный,

2. Грудной,

3. Поясничный,

4. Крестцовый.

Скелет Конечностей

2.Скелет Свободной Верхней Конеч­ности (Скелет руки)

Первая помощь при Травмах: Растяжении связок, Вывихах суставов, Переломах костей

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение

Основные Группы Скелетных Мышц

II. Мышцы Туловища:

1.Мышцы груди,

4.Дыхательные мышцы: наружные и внутренние межреберные, диафрагму.

III. Мышцы Конечностей:

Работа Мышц

1.Сгибатели и разгибатели,

2.Приводящие и отводящие,

3.Вращающие кость по часовой стрел­ке и против нее.

Утомление мышц

Динамическая и Статическая Работа мышц

Опыт с удержанием груза

Определение наличия плоскостопия

Развитие Опорно-Двигательной Системы

-неравномерное распределение нагрузки на тело и нетренированность мышц;

-неправильная посадка за партой, столом; -неправильная посадка может привести к сколиозу - боковым ис­кривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди(рис.).

- манера человека стоять, его поход­ка (рис.32

Нарушении осанки →смещение позвонков и межпозво­ночных дисков → ряд тяжелейших болезней.

Неправильная осанка →делает фигуру некрасивой + вредно влияет на работу внутренних органов.

При нарушениях осанки → к врачу для ее коррекции → физи­ческие упражнения - корригирующая гимнастика.

Позвоночник человека:

1 - с правильной осанкой;

2 - с круглой спиной, сутулого;

3 - с боковыми искривлениями

Осанка при ходьбе:

1 — правильное положение корпуса;

2 - боковые искривления, вызванные неравномерной нагрузкой на правую и левую стороны;

3- сутулость, вызванная привычкой смотреть под ноги;

4- запрокидываниекорпуса при ходьбе, изгибы позвоночника развиты слабо.

Профилактика Искривлений Позвоночника и Нарушения Осанки:

Кости у детей гибкие и легко искривляются.

-При переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распреде­ляться равномерно.

Младшим школьникам носить учебники лучше в ранце, за спиной. Если ученик пользуется портфелем, нужно помнить, что нельзя носить его все время в одной руке. Портфель не следует носить все время в одной руке, а лучше заменить ранцем

-Сидеть во время работы за столом, партой также нужно правильно. Сидеть надо прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние от глаз до ра­бочего места - 30-35см, между грудью и партой - ширина ладони. Ноги должны упираться в пол или подставку полной ступней. При сидении чело­век должен занимать весь стул или скамью, локти держать на столе.

-При движении и стоянии тело следует держать прямо, равномерно опираться на обе ноги.


-Систематические занятия физической культурой, спортом способству­ют правильному формированию опорно-двигательной системы и осанки.

Проверяем правильность Осанки:

- углы лопаток должны находятся на одном уровне. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боко­вое искривление - сколиоз.Между опущенными руками и туловищем образу­ются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равен­ства нет (рис. 33).

- определяем сутулость осанки: берем мерную ленту, которой пользуются портные. Найдите на плечах са­мые крайние точки и измерьте расстояние между ними сначала со стороны груди, а затем со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы - все в порядке, если второе число намного больше первого - сутулость есть.

Позвоночник имеет S-образную форму, благодаря чему смягчаются удары при ходьбе, беге, прыжках. Иногда эти изгибы бывают плохо выражены -прямая спина. Однако чаще встречается другой недостаток: спина слишком выпукла -круглая спина.

Определение правильности осанки:

1 - плечи и углы лопаток на одном уровне, треугольники между опущенными руками и туловищем одинаковы слева и справа; 2 - лопатки, ягодицы и пятки прижаты к стене, под поясницу можно просунуть ладонь, а не кулак.

3и степени наруше­ний Осанки:

1ой степени отклонения от нормыслабо выраженыи исчезают в прямой стой­ке.

2ойстепениотклонения от нормы устой­чивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны только с неразвитостью мышечного аппара­та, а потому поддаются исправлению.

3ей степени искривления затрагивается и скелет и лечению поддаются с трудом.

Обычно с нарушениями первой степени человек справляется сам.

Нару­шения второй степени требуют консультации специалиста.

При тяжелых нарушениях третьей степени необходимо систематическое лечение и далее оперативное вмешательство, например для устранения горба.

Определение гибкости позвоночника

Практическая работа Гибок ли ваш позвоночник?


Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, мак­симально наклонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удастся, то опустите руки ниже ее (рис.36). Теперь с помощью линей­ки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже ее, поставьте знак «+», если не дотянулись, то знак «—». Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6 ÷ +9, а у девочек +7÷ +10. Все остальные по­ложительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные - как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.

Профилактика /Предупреждение Плоскостопия(т.е. форма свода стопы меняется, становится плоской):

-если большую часть дня проводят на ногах, переносят большиетяжести;

-очень узкая и тесная обувь или обувь на высоких каблуках.

Обувь должна быть на небольшом каблуке (3-5см), правильно подранная по размеру, удобная.

Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают.

Плоскостопие может быть предотвращено корригирующей гимнастикой- это специальные упражнения на захват пальцами ног различных предметов: мячика и др (рис.34). В детских учреждениях применяются специальные ортопедические массажные коврики.) + плавание, ходить босиком, на цыпочках, заниматься подвижными играми; очень полезно хождение босиком.

Упражнения, предупреждающие Плоскостопие:

1-ходьба по палке; 2-катание мяча ногой; 3-катание обруча пальцами ног; 4-приседание на палке; 5- приседание на мяче; 6-сгибание и разгибание стопы; 7-захват и перекладывание предметов пальцами ноги.

Практическая работа Есть ли у вас плоскостопие?

Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Со­едините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки - линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МD от то­чек А и М. Найдите точку пересечения МD со сле­дом и обозначьте ее буквой С. Затем СО разде­лите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СD равен нулю, это в пределах нормы.



Определение наличия плоскостопия

Существует и более быстрый прием определения плоскостопия. На сле­де центр пятки соединяют с центром третьего пальца, если полученный отре­зок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет.

Развитие Опорно-Двигательной Системы

Рост в длину и окостенение скелета идет до 25лет, а в толщину до 35 лет.

Развитие опорно-двигательной системы зависит от:

-полноценного питания: наличия в пище витаминов и минеральных солей;

-двигательной активности человека… на костях в местах прикрепления мышц образуются выступы, бугорки. Это увеличивает поверхность прикосновения сухожилия мышцы с костью, что содействует прочности прикрепления, + надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут.

Значение двигательной активности:

-необходимы для его нормального физического и умственного развития.

-недостаток движения - гиподинамия (снижение силы), вредно влияет на здоровье человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням, развивается ожирение. Для поддержания двигатель­ной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.

Значение тренировки мышц:

При работе мышцы лучше снабжаются кровью. Она приносит клеткам мышц больше питательных веществ и кис­лорода.

В организме непрерывно идут процессы обмена веществ. Часть всосав­шихся в кишечнике веществ идет на построение элементов клеток и тканей, на синтез ферментов. Другая часть распадается и окисляется с освобождени­ем энергии. Эти процессы тесно связаны между собой. Чем сильнее идут про­цессы распада и окисления, тем интенсивнее создаются новые вещества.

При несоответствии между поступлением питательных веществ и энер­готратами избыток всосавшихся веществ идет на образование жира. Он от­кладывается не только под кожей, но и в соединительной ткани, которая не­редко замещает специализированные ткани (мышечную, печеночную и др.).

Рассмотрим, что происходит при интенсивной мышечной работе. Ин­тенсивное биологическое окисление органических веществ приводит к обра­зованию большого количества молекул АТФ, которые участвуют в работе мышц. Мышечная работа происходит за счет распада молекул АТФ с освобож­дением энергии. После ее окончания обычно значительный запас неизрасхо­дованных молекул АТФ остается в мышечных волокнах. За счет этих молекул идет восстановление утраченных структур, причем их оказывается больше, чем было в начале работы - это тренировочный эффек­т. Он наступает после интенсивной мышечной работы при условии доста­точного отдыха и полноценного питания. Но всему есть свой предел. Если нагрузка слишком интенсивная, а отдых после нее недостаточен, то восстанов­ления разрушенного и синтеза нового не будет.