ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Атидемократические политико-государственные режимы: понятие, основные черты и виды  Форма политического режима - совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима:

1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

3. Огосударствление всех общественных организаций;

4. Личность лишена каких-либо прав;

5. Реально действует примат государства над правом;

6. Наличие милитаризация общественной жизни;

7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

8. Наличие цензуры;

9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

- авторитарный – разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется контролирующим лицом или группой лиц при минимальном участии населения;

- тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности. 2. Виды ограниченной монархии 1. Парламентская монархия - в ней состав правительства формируется парламентом, без участия в этом процессе главы государства (монарха), в дальнейшем правительство подотчетно только парламенту. Подобная форма правления наблюдается, например, в современной Англии, Японии; 2. Дуалистическая монархия - в ней состав правительства формирует глава государства (монарх), без участия в этом процессе парламента, в дальнейшем правительство подотчетно только монарху, который руководит им лично, либо через назначаемого им премьер-министра. В республике верховная государственная власть осуществляется избранными населением на определенный срок органами (парламентом, президентом). 3. Виды органов государства 1. По способу возникновения органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные - это те, которые возникают в силу избрания и, соответственно, получения полномочий непосредственно от избирателей (например, парламенты в республиках). К ним же причисляют и возникающие в порядке наследования в наследственно-монархических странах. Таким образом, их объединяет то, что они никем не создаются. Производные же органы создаются указанными первичными органами государства. Это и исполнительные, и многие другие государственные органы (прокуратура и т.п.). 2. По задачам в системе органов государства выделяют а. законодательные; б. исполнительные; в. судебные. Законодательные органы. Они образуются путем выборов (кроме монархий), осуществляют законотворчество, в т.ч. принимают бюджет, формируют правительство и контролируют его деятельность и т.д. Исполнительные органы. К ним относятся, как правило, главы государств, правительств, министерств и ведомств, главы региональных органов управления (губернаторы и т.д.). Эти органы формируются различными путями: через выборы (президенты), посредством назначения (правительство), в конкурсном порядке (так замещаются ряд чиновничьих должностей). Основная задача - исполнение законов, в т.ч. и путем издания собственных подзаконных актов. Судебные органы. Их главная задача - осуществление правосудия. Суды формируются путем избрания (непосредственно населением либо представительным органом) либо назначения (президентом). Правосудие осуществляется судами через разрешение дел (споров). С соблюдением при этом материально-правовых и процессуальных норм. 3. Важным критерием классификации государственных органов является их деление по объему полномочий. В этом плане выделяются высшие и местные государственные органы.  4. Виды федераций Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:


  • Симметричные

  • Aсимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия,), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия). По особенностям формирования федерации выделяют:

  • территориальные

  • национальные

  • смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например США), в национальных — по национальному признаку (например бывшие СССР). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

  • договорные

  • конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства (например Германия, Россия). Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. Степень централизации: централизованные (Аргентина), децентрализованные (Швейцария, США) 5. Восточный путь возникновения государств

Жаркий климат поставил общество перед необходимостью осуществления строительства поливных сооружении - координация усилий всего населения - формируется единый центр управления, который постепенно распространяет свою власть на всю жизнь общества - аппарат управления отделяется от общества + формируется аппарат принуждения = государство 6. Государственный орган и его признаки

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;

2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;

3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;

4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;


5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;

6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;

7. Имеют соответствующую материальную базу;

8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;

9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории. 7. Государство как основной элемент политической системы общества Государство входит в институциональную подсистему политической системы, которая представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которые входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества).

Государство является политическим институтом, непосредственной целью которого является осуществление власти или воздействия на нее.

Роль государства в политической системе общества велика. Поскольку политические отношения связаны с частными и общими интересами, часто они служат причиной возникновения конфликтов, поэтому необходим специальный механизм, который бы поддерживал, укреплял отношения в обществе. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на слои, группы, классы, и является государство.

Государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения.

Именно государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения и распространяющей свою волю на всех членов общества.

Государство обладает широким набором средств воздействия на своих граждан, материальными ресурсами, позволяющими обеспечивать реализацию своей политики.

Только государство устанавливает правовые основы функционирования всей ПС и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, устанавливающие порядок создания и деятельности других политических организаций и др.

Государство выполняет интегрирующую роль в рамках ПС, являясь основным стержнем ПС.

Государство является концентрированным выражением и воплощением общества, его официальным представителем. 8. Демократические политико-государственные режимы: понятие, основные черты, виды Форма политического режима - совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть.


Демократический режим – политический режим, основанный на фактическом признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Признаки демократического режима:

1. Свобода личности в сфере экономической деятельности;

2. Государством осуществляется реальная гарантированность личностных прав и свобод граждан;

3. Прямое воздействие населения на осуществление государственной власти;

4. Реально существует разделение властей;

5. Государственная власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства;

6. Наличие партийного плюрализма;

7. Наличие гласности и отсутствие цензуры;

8. Демократические методы государственной власти позволяют преодолеть возникающие социальные противоречия;

9. Государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности личности и общества. 9. Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства  Представители данной теории: Монтескье, Дидро, Руссо, Гоббс, Локк, Радищев. Гос-во -это результат общественного договора.

Общество, подчиняясь праву сильного, не будучи ограниченным никакими правилами, постепенно приводило к хаосу. Чтобы избежать этого все собрались и решили создать новую организацию власти, которая бы выражала интересы всех и защищала бы все потребности человека - становится государство. 10. Западный путь возникновения государств Совершенствуются орудия труда - разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесленничество) - расслоение общества на богатых и бедных (старейшины, вожди, купечество) - богатые заинтересованы в создании такой организации власти, которая выражала их интересы и сосредотачивала власть в их руках - государство 11. Конфедеративное государственное устройство: понятие, основные черты. Конфедерация - объединение двух и более государств которые после этого не теряют своего суверенитета (межгосударственное образование, форма государственного устройства)

1. После вхождения в конфедерацию страны не теряют своего суверенитета; объединяются для достижения общей цели. Самое недолговечное по причине перерастания в федерацию или распада.

2. По вопросам, ради которых конфедерация создана, государства создают совместные органы власти + решения данных совместных органов власти должны быть обязательны для членов конфедерации. 12. Материалистическая (марксистско-ленинская) теория происхождения государства Основатели материалистической теории происхождения государства: Маркс, Энгельс, Ленин. Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.  13. Многоплановость понятия государства 1. Философский подход


Цицерон: «Государство-это согласованное правовое общение членов общества, т.е. определенные правовое образование. Государство общий правопорядок.

2. Социологический подход

Государство - организация всех членов общества, которые объединены в единое целое при помощи полит. процессов и отношений.

3. Юридический подход

Государство – политико-территориальная, суверенная организация классового общества, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения в отличии населения для выполнения своих обязательных велений и существующая за счет налогов 14. Монархическая форма правления: понятие, основные черты и виды Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением. Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная)

Признаки монархии:

1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

2. Монарх пользуется властью пожизненно;

3. Власть передается по наследству;

4. Монарх юридически безответственен.

Ограниченная монархия бывает:

а) сословно-представительная – такая ФП, при которой власть монаха ограничена сословно-представительными органами.

б) конституционная - такая ФП, при которой власть монаха ограничена представительными органами на основании Конституции государства.

Конституционная монархия бывает парламентской (такая форма правления, при которой власть монаха ограничена практически во всех сферах государственной деятельности) и дуалистической (такая форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху – Швеция, Япония, Дания).

Признаки парламентской монархии:

1) Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;

2) Лидер партии с наибольшим числом депутатских мест – глава государства;

3) Фигура монарха символическая (в законодательной, исполнительной и судебной власти он ограничен);

4) Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

5) Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монахом.

Признаки дуалистической монархии: