ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проанализируйте подходы различных авторов к определению понятия «педагогика». Выработайте собственное определение этого понятия.

2. Что является объектом педагогики? Аргументируйте свое мнение.

3. Как вы считаете, что является предметом педагогики? Докажите свой взгляд на это понятие педагогики.

4. Перечислите функции педагогики, выделенные в.А. Сластениным. Вы разделяете его точку зрения? Если да, докажите. Если нет, дополните существующие или предложите собственные функции педагогики.

6. В чем проявляется взаимосвязь педагогики с другими науками? Проанализируйте все возможные, на ваш взгляд, варианты такой взаимосвязи.

7. Дайте определение понятиям «обучение», «самообучение». Назовите и дайте краткую характеристику разным видам обучения.

8. Проанализируйте основные положения современной дидактической концепции.

9. Дайте определение понятиям «воспитание», «самовоспитание». Назовите виды воспитания. Перечислите требования общества к воспитанному гражданину.

10. В чем суть системного подхода к реализации педагогической деятельности? Дайте определение понятию «педагогическая система».

11. Назовите структурные и функциональные компоненты педагогической системы. Дайте им краткую характеристику.

23. Аш Монтессори

24. Аш Вальфадорская.

25. Аш я.Корчка

26.Аш а.С. Макаренко

27. Аш л.Н. Толстого

28.Аш Песталоции.

29.Аш Эльконина-Давыдова.

30. Аш декроли

31.Аш Штацкого.

32.Аш Щетинина.

1. Проанализируйте подходы различных авторов к определению понятия «педагогика». Выработайте собственное определение этого понятия.

Педаго́гика — наука о воспитании и обучении человека.

Есть разные трактовки этого понятия:

наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);

наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);

теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);

искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. (В. И. Слуцкий).

наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

Все эти определения содержат одну общую идею: основная цель педагогики – воспитание человека, передача знаний и умений, способствующих социализации индивида в обществе.

2. Что является объектом педагогики? Аргументируйте свое мнение.

Как наука педагогика представляет собой сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, которые ориентированы на познание педагогической деятельности, совершенствование систем достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем. Существует много определений педагогики, которая является наукой как современной, так и древней, широко используется в практике, является признанной и постоянно повышает свое значение. С момента зарождения педагогики и до середины XX в. объектом педагогики считали детей, их родителей, учителей, работников дошкольного и школьного образования, семьи и их участие в подготовке подрастающего поколения. Она исторически родилась и долгое время росла под напором традиционного подхода, но постепенно стала отступать от него. С XVIII в. в ее круг вступило еще одно понятие – деятельность технических школ, которые готовили квалифицированных мастеров. А уже в XIX в. в объект педагогики стали входить и высшие образовательные учреждения. В 60-х гг. прошлого века интенсивно стала развиваться педагогика взрослого человека, прежде всего военных, а затем к этой категории добавились спортсмены, трудовые коллективы, юристы и многие другие. Новое время, которым стал рубеж третьего тысячелетия, а также происходящие события, как в стране, так и в мире, стали основанием для расширения объективного поля педагогики. Теперь педагогика – не наука о детстве и школе, современная жизнь заставляет ее расширить свои представления и стать наукой о жизни человека. Педагогика стала сталкиваться с принципиально новыми требованиями к жизни человека, с изменившимися условиями существования и развития человека, которые стали оказывать на них значительное социально-педагогическое влияние. Источники новых педагогических сил стали выходить за рамки школы, семьи, стали выпадать из-под контроля, плохо поддаваться целенаправленному педагогическому усовершенствованию, что существенно стало ослаблять силу традиционной школьной и семейной педагогики и повышать роль реалий «педагогики жизни». Объектами исследований и практического применения педагогики становится широкий круг жизни государства, общества, а именно их структура, субъекты, факторы, условия жизнедеятельности, которые оказывают влияние на воспитанность, обученность, развитость граждан, на цивилизованную самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресс страны, человечества. К сожалению, в большинстве изданий еще существует утверждение, что объектом исследования педагогики осталось только образование. Это утверждение можно назвать не только «отставшим от жизни», но и вообще не имеющим под собой методологических и фундаментальных обоснований, поскольку неправомерно сужают объект и признание педагогики в современном обществе. Современное видение объекта педагогики отвечает реалиям современности, повышает одновременно социальную значимость и ответственность педагогики в обществе.



3. Как вы считаете, что является предметом педагогики? Докажите свой взгляд на это понятие педагогики.

Под предметом той или иной науки понимается некоторая часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том или ином объекте действительности. Эти размышления никогда полностью не охватывают всей сложности исследуемого объекта, всегда носят объект-субъектный характер, т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и поэтому всегда лишь в той или иной степени соответствуют объекту.

По мере усложнения содержания педагогической деятельности, роста многообразия ее форм понадобился и специальный анализ педагогических отношений, как и других областей социальной действительности. Из совокупности этих размышлений и сформировалась уже в Древнем мире особая отрасль знаний, существовавшая сначала в виде составной части других наук, таких, как философия, история, а затем, к Новому времени, превратившаяся в самостоятельную науку.

Сегодня предмет педагогической пауки определяют как совокупность размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

Педагогика, таким образом, представляет собой науку, раскрывающую сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающую практические пути повышения их результативности.

Характером предмета педагогической науки обусловлена се тесная связь с практикой, поскольку ее задачей является не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

4. Перечислите функции педагогики, выделенные в.А. Сластениным. Вы разделяете его точку зрения? Если да, докажите. Если нет, дополните существующие или предложите собственные функции педагогики.

ческая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

· описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

· диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;


· прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

· проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В. Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

· преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

· рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

5. Проанализируйте уровни реализации функций педагогики. Дополните или уберите те уровни, которые, на ваш взгляд, не соответствуют современным отечественным социально-экономическим условиям и мировым требованиям в области образования.

Функции можно взять из 4 билета, вопрос сам себя повторяет


6. В чем проявляется взаимосвязь педагогики с другими науками? Проанализируйте все возможные, на ваш взгляд, варианты такой взаимосвязи.

Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.