ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
социальной группе
Контркультура |
направление развития современной |
|
культуры, противостоящей духовной |
|
атмосфере современного общества |
Культурные универсалии |
общие черты или формы, присущие |
|
всем культурам. |
Наука |
теоретически систематизированные |
|
взгляды на окружающий мир, |
|
воспроизводящие его существенные |
|
стороны в абстрактно-логической форме |
|
и основанные на данных научных |
|
исследований. |
субкультуры.
2. Субкультуры, отличающиеся своей спецификой, не претендуют на то, чтобы вытеснить собой господствующую культуру.
1.Контркультура возникает тогда, когда ценности,
возникающие в рамках какой-либо субкультуры, начинают выходить за ее рамки и претендовать на универсальность.
2.Контркультура выступает выражением механизма культурного обновления.
1)К культурным универсалиям относят институт
брака и семьи, религиозные ритуалы, язык с определенной грамматической структурой, искусство, танец, игру, обычай дарить подарки и многое другое.
2)Культурные универсалии по-своему преломляются в культуре разных общетств.
1. К функциям науки относят:
познавательно-объяснительную (объяснение окружающего мира и законов его развития)
культурно-мировоззренческую (формирование мировоззрения)
прогностическую (прогнозирование дальнейших изменений в окружающем мире и обществе, а также их последствий)
Образование |
социальный институт, удовлетворяющий |
|
потребности общества в передаче знаний, |
|
социализации подрастающего поколения, |
|
подготовке кадров. |
Мораль |
специфическая сфера культуры, в |
|
которой концентрируются и |
|
обобщаются высокие идеалы и |
|
строгие нормы поведения, |
|
регулирующие поведение и |
|
сознание человека в различных |
|
областях общественной жизни – |
|
труде, быте, политике, науке, |
|
семейных, личных, государственных |
социальная (включение науки в процессы социального развития и социального управления)
2. Современная наука стала непосредственной производительной силой общества, т.к. ее развитие предопределяет появление новых отраслей материального производства.
1. К функциям образования относят
экономическую (формирование социальнопрофессиональной структуры общества)
социальную (социализация личности)
культурную (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида)
2. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
1. Мораль включает в себя
|
моральные нормы ("не лги"; "не укради"; "не |
|
убий"; "почитай старших" |
|
и т.д.) |
|
моральные качества (доброжелательность; |
|
справедливость; мудрость и т.д.) |
x |
нравственные принципы (коллективизм – |
и межгосударственных отношениях
особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.
Религия |
мировоззрение и мироощущение, а также |
|
соответствующее поведение, основанное |
|
на вере в существование бога или богов, |
|
сверхъестественного. |
индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д.)
морально-психологические механизмы (долг, совесть)
высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье)
2. В морали проявляется коллективная воля людей и попытка согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм и оценок.
x1. К основным функциям религии относятся:
Мировые религии |
религии, имеющие огромное число |
|
последователей во всем мире, |
|
выходящие за рамки национальных |
|
государств, обращенные к |
|
представителям любых социальных |
|
групп и имеющие высокую |
|
пропагандистскую активность. |
Искусство |
специфическая форма общественного |
|
сознания и человеческой деятельности, |
|
представляющая собой отражение |
|
действительности в художественных |
|
образах |
x2. Все существующие религии делятся на следующие группы:
усилия социальных групп и институтов в целях
сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания)
Родоплеменные примитивные верования (тотемизм, фетишизм, анимизм)
Национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, синтоизм (у японцев), конфуцианство)
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
1.К мировым религиям относят буддизм,
христианство и ислам.
2.Все мировые религии проповедуют равенство всех людей перед Богом.
1.К специфике искусства как форме
художественного познания относят образность и наглядность, специфические средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.п.), воображение и фантазия познающего субъекта.
2.Искусство выполняет в обществе множество
|
|
функций: |
|
|
|
|
Общественно-преобразующую (под влиянием |
|
|
|
произведений искусства люди совершают |
|
|
|
определенные поступки, включаются в |
|
|
|
творческую деятельность) |
|
|
|
Утешительно-компенсаторную (Искусство влияет |
|
|
|
на внутренний мир человека, оно способно |
|
|
|
восстановить в человеке психическое |
|
|
|
равновесие) |
|
|
|
Воспитательную (способность художественных |
|
|
|
произведений влиять на становление личности, |
|
|
|
формировать мысли и чувства людей) |
|
|
|
Эстетическую (искусство формирует |
|
|
|
эстетические вкусы и потребности человека) |
|
|
Познавательную (способность произведений |
|
|
|
искусства отражать различные стороны жизни) |
|
|
|
x |
функцию предвосхищения (фантастические, |
|
|
|
социально-утопические, и социально- |
|
|
|
прогнозирующие произведения) |
VI. Социальная Социальные нормы |
установленные в обществе правила, |
1. Социальные нормы определяют границы |
|
сфера жизни |
образцы, эталоны поведения людей, |
x |
|
допустимого поведения людей применительно к |
|||
общества |
регулирующие общественную жизнь |
конкретным условиям их жизнедеятельности. |
2. К видам социальных норм относятся:
нормы морали традиции и обычаи
|
|
|
религиозные нормы |
|
|
|
политические нормы |
|
|
|
правовые нормы |
Социальные группы |
устойчивые |
совокупности |
людей, 1) Возникновение и существование социальных |
|
которые имеют отличные, только им |
групп обусловлено общественным разделением |
|||
|
присущие |
признаки |
(социальное |
труда и специализацией деятельности. |
|
|
положение, интересы, ценностные |
2) По одной из классификаций социальные группы |
|||
|
ориентации) |
|
|
разделяют на большие и малые (по числу |
|
|
|
|
|
участников). |
|
|
|
|
|
3) По другой классификации социальные группы |
|
|
|
|
|
делятся на первичные (группа друзей, соседей) и |
|
|
|
|
|
вторичные |
(производственно-хозяйственные |
|
|
|
|
организации, профсоюзы, политические партии и |
|
|
|
|
|
др.) |
|
Социальные общности |
относительно устойчивые совокупности |
1) Социальные общности могут варьироваться по |
|||
|
людей, обладающие более или менее |
количественному составу (от нескольких лиц до |
|||
|
одинаковыми чертами условий и образа |
многочисленных масс), по продолжительности |
|||
|
жизни, массового сознания, общностью |
существования (от часов до тысячелетий), по |
|||
|
ценностей, интересов и норм. |
степени связи между индивидами (от устойчивых до |
|||
|
|
|
|
случайных образований). |
|
|
|
|
|
2) Примерами социальных общностей являются |
|
|
|
|
|
этносы, театральная аудитория, пассажиры поезда, |
|
|
|
|
|
спортивные болельщики и др. |
|
|
|
|
|
3) Все множество реальных социальных общностей |
|
|
|
|
|
делят на массовые и групповые (социальные |
|
|
|
|
|
группы). |
|
Страта |
реальная общность, социальный слой, |
1) Страты в современном обществе различаются по |
|||
|
группа людей, объединенная каким- |
уровню доходов, основным чертам образа жизни, |
|||
|
либо общим социальным признаком |
отношениям собственности, включенности во |
|||
|
(имущественным, профессиональным, |
властные структуры, социальному престижу, |