ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов, и передавалось из поколение в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия на сотворчество с Миром.
Если следовать нашей логике, можно сказать, что Мир через сказки обучает человека, готовит его к сотворчеству с Собой.
Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии© понимается некий общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип – это сундук, который ждет пока его будет использовать человек, предварительно прочитав на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы – это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.
Архетипы составляют «матрицу» жизни. Причем, удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно будет не терять эмоциональную энергию на переживание «фатальности бытия».
Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт, проходя Жизненные Уроки.
Итак, теперь, когда мы с вами разобрались с тем, что такое архетип и архетипический сюжет, давайте с термином «узор судьбы», принятом в Комплексной Сказкотерапии©.
«Узор судьбы» – это уникальный рисунок жизни человека, в котором можно найти действие архетипов и архетипических сюжетов. В «узоре судьбы» записана информация о том, как человек проходит Школу Жизни, каким образом он проживает многообразные ловушки и испытания, какие ресурсы привлекает для прохождения инициирующих ситуаций, как встречает те вызовы, которые ему бросает жизнь. Если сказать проще, «узор судьбы» – это история жизни человека. Разве история жизни каждого из нас не является сказкой?..
Чем старше человек, тем богаче у него «узор судьбы». В этом отношении, конечно же, самый интересный процесс сказкотерапии со взрослыми. За каждым фрагментом жизни скрывается некий архетипический сюжет, а иногда и несколько. И сказкотерапевт распутывает сложнейший клубок переплетенных древних сюжетов, помогая клиенту выбраться из непростой жизненной ловушки.
В Комплексной Сказкотерапии© не используется словосочетание «жизненный сценарий». Само слово «сценарий» предполагает изначальную «заданность», некую фатальность, предопределенность. Но человек – нелинейное существо. У нас внутри немало различных сил, нередко – разнонаправленных, рождающих разные сюжеты. Сказкотерапевт старается рассмотреть жизненную ситуацию с разных сторон, найти проявления различных архетипов и сюжетов, разгадать их загадки и ловушки, и дать человеку возможность выбора – какой сюжет завершать. В какую сторону идти, в первую очередь.
Итак, сказкотерапевт – это тот, кто работает с уникальным «узором судьбы» человека, воспринимая его жизнь как новую сказку. Надо сказать, что быть на месте главного героя очень непросто. Читать и слушать про его приключения интересно, но проживать их ЛИЧНО… Поэтому когда говорят «жизнь – как сказка», сказкотерапевт глубоко вздыхает, потому что он сочувствуют главному герою…
Мы с вами постепенно познакомимся с мужскими и женскими архетипами, и архетипическими сюжетами, а также древними сюжетами отношений. Надеюсь, это поможет нам разбираться в порою запутанных «узорах судьбы». Но это будет уже в следующих лекциях. Сейчас мы с вами поговорим о принципах комплексной сказкотерапии.
Часть третья «О принципах комплексной сказкотерапии»
Система комплексной сказкотерапии стоит на «Трех Китах» - трех основных принципах. Это –
принцип «жизненной силы»
принцип «моста»
принцип «кристалла»
Принцип «жизненной силы». Согласно ему, все, что бы ни делал сказкотерапевт, должно умножать жизненную силу клиента. Когда у человека достаточно жизненной силы, желания жить, он справляется с выпавшими ему трудными ситуациями самостоятельно. Есть сила, приходят помощники, новые идеи, и все, со временем, разрешается.
Каждая ситуация – это своеобразный вызов нашей жизненной силе. Не бывает такого, чтобы у нас ее было недостаточно для разрешения проблемы. Испытания всегда по силам и средствам. Другое дело, что резервуар жизненной силы оказывается погребенным под плитой разочарований, стереотипов или банальной усталости. Задача сказкотерапевта «докопаться» до источника жизненной силы клиента.
Нередко сказкотерапевт рассказывает такую историю.
Представьте себе, недалеко от одного селения из-под земли бил чистый родник. Вода в нем была изумительно прозрачной и целебной. Сила источника была так велика, что издалека казалось, будто из-под земли бьет настоящий фонтан. Как это ни странно, но не всем людям это нравилось. Многие привыкли к тому, что вода из источников обычно сочится по каплям. Именно это, говорили они, делает воду особенно ценной. Надо сказать, что у этих людей нашлось немало сторонников, и в скором времени каждый приходящий к роднику считал своим долгом принести с собою камень, чтобы положить его в то место откуда из-под земли била вода.
Вскоре источник перестал издали напоминать фонтан. Его силуэт стал походить на курган. Вблизи, действительно, через камни просачивались лишь немногие капли, и люди с энтузиазмом и азартом ловили их в маленькие скляночки.
Прошло еще немного времени и вблизи каменного кургана стало невероятно сыро, даже образовалось маленькое болотце. По-видимому, вода нашла какой-то иной способ просачиваться сквозь землю. Это новое состояние источника перестало нравиться людям, они больше не стремились к роднику, а если и приходили, то несли с собой доски, чтобы справиться с сыростью под ногами.
Еще через какое-то время об источнике позабыли, а место, где он находился, стали называть Новым Болотом.
Вокруг Нового Болота налаживалась жизнь. Ведь многие растения, насекомые, земноводные, животные и птицы любят жить на болоте. Люди приходили сюда за особыми кислыми ягодами и некоторыми травами. Вроде все шло хорошо, и можно было бы даже сказать, что источник приобрел новое качество…
Но однажды в это место забрел один человек. Может, он заблудился, а может, страсть к приключениям и исследованию нового потянула его сюда. Сначала он промочил ноги, потом попробовал кислых ягод, и вот увидел странный каменный курган. Любопытство вело его по узкой тропинке. Оказавшись вблизи кургана, он увидел, как из-под камней вытекает тонкая струйка воды и растворяется дальше в болотных травах. «Вот где, оказывается, скрывается источник этого болота! – догадался он. – Но зачем же здесь так много камней?!»
Он стал снимать камни и отбрасывать их в сторону. Один, другой, третий… Непонятно почему, но ему хотелось разобрать этот странный курган и узнать, что лежит в его основании. Он работал ни один день. Ему было интересно. Болоту тоже. Оно менялось день ото дня. То, что оно теперь из себя представляло, кто-то мог бы назвать даже «садом камней».
По мере того, как путник убирал камни, воды становилось больше. Она была вкусной, чистой. Теперь от бывшего кургана бежал веселый ручеек.
И вот остался последний ряд камней. Путник отвлекся, залюбовавшись полетом бабочки, и вдруг услышал необычный звук, похожий на голос бурлящей воды.
Вода, действительно, бурлила. Родник, набрав свою силу, уже самостоятельно отбрасывал последние камни. Каждый из камней нашел свое место, укрепив русло только что образовавшейся речушки.
Со временем вода так обточила камни, что они стали похожи на чудесные скульптуры… Собственно, эта история символически представляет весь процесс сказкотерапии. Также она иллюстрирует принцип «жизненной силы». И, наверное, не нуждается в комментариях.
Истории, которые подбирает или сочиняет сказкотерапевт, а также их интерпретация должны умножать жизненную силу клиента. Даже когда происходит проблематизация. В этом случае сказкотерапевт напоминает человеку о том, что именно на долю главного героя любой истории выпадают основные трудности. Испытания даются сильнейшему.
Принцип «моста». Сказкотерапевт налаживает символический мост между реальностями – миром Яви и миром Нави. Мир Яви – это наш материальный мир, условно большинством людей называемый «реальностью». В мире Яви действуют социальные законы. Важна социальная сила, определяемая количеством денег, движимости и недвижимости, связями с влиятельными людьми, социальным статусом и прочим. Многие люди кладут жизнь лишь на умножение собственной социальной силы.
Мир Нави – это тонкий многоуровневый мир. Есть в нем пласт, связанный с нашей психикой: мыслями, чувствами, идеями, желаниями, стремлениями, возможностями. Есть пласт еще более тонкий, связанный с обитателями волшебного мира: гномами, русалками, феями, эльфами и другими. Есть пласт, связанный с общечеловеческими ценностями, верой. Есть еще множество таких пластов, о которых мы и не знаем, лишь догадываемся благодаря провидцам, гениальным деятелям науки и искусства, а также разнообразным сказочным и мифологическим историям. Есть люди, необычайно чувствительные именно к миру Нави, но их называют «не от мира сего», им непросто адаптироваться в социуме.
Согласно принципу «моста», задача сказкотерапевта гармонизировать Явь и Навь в жизненном сюжете человека. Если он слишком увлечен и «уплотнен» Явью, добавить ему информации из мира Нави. И наоборот. В примере с женщиной, воспринимающей происходящее с сыном как наказание, была рассказана история из мира Нави. Благодаря этому изменилось восприятие ситуации.
Миры Яви и Нави переплетаются в человеке, активно проявляясь в плоскости отношений. Может быть поэтому, мудрецы говорят, что самое важное в жизни человека – это качество его отношений. Качество повышается, когда в отношениях проявляется больше Любви. Через жизненные уроки человек постепенно преодолевает собственный эгоизм, и в его отношениях становится больше любви и заботы. Эта мысль не нова. Она многократно повторяется в сказках, легендах, мифах, философских трактатах и Священных Книгах.
Когда на консультацию к психологу приходит человек и рассказывает о своей проблеме, которая чаще всего лежит в плоскости мира Яви, сказкотерапевт выстраивает невидимый мост к миру Нави. Чтобы его выстроить достаточно задать себе вопрос: какой урок проходит этот человек? Урок выбора, урок любви, урок прощения, урок жертвенности или жизнестойкости, урок принятия собственной сути и предназначения, урок постижения Высших Ценностей? У сказкотерапевта появляется гипотеза относительно урока и ассоциативная память достает из закромов соответствующие истории. Герои разных времен уже проходили эти уроки, теперь достаточно вспомнить как у них это происходило.
Такой «мост» помогает сказкотерапевту довольно быстро припомнить сказку, притчу, другую историю и рассказать ее человеку.
Принцип «кристалла». Согласно этому принципу, каждая ситуация, событие – это кристалл со множеством граней. И урок, заключенный в ситуации также многогранен.
Лучше всего иллюстрирует этот принцип история о слепых и слоне. Каждый из слепцов осязал лишь часть слона и строил на этом основании свои суждения о целом. Тоже происходит и с человеком в проблемной ситуации. Поле сознания сужается и он становится «слепцом». Сказкотерапевт последовательно раскрывает различные грани ситуации, «расширяя» сознание клиента. В этом случае замечательным инструментом является работа с песочницей.
Эти три основных принципа составляют основу сказкотерапии.
Часть четвертая «Основные виды сказок в сказкотерапии»
Основным инструментом сказкотерапевта являются пять видов сказок, с помощью которых осуществляется недирективное психологическое воздействие на клиента.
К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат. Художественные сказки в данном случае наш внутренний довольно широкий термин.
Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные идеи: