ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Периферический отдел слуховой сенсорной системы. Строение и функции звукопроводящего аппарата.

2. Классификация условных рефлексов.

2. Динамический стереотип.

1. Классификация рецепторов и рецепторных органов. Критерии классификации.

2. Учение а.А.Ухтомского о доминанте. Принцип доминанты в деятельности мозга. Свойства доминанты

1.Обонятельная сенсорная система, её значение. Периферический отдел, проводящие пути и корковый отдел обонятельной сенсорной системы. Современные теории восприятия обонятельных сигналов.

Типы внд, их обусловленность характером корково-подкорковых взаимодействий.

1. Внутренне ухо. Строение улитки, микроструктура спирального (кортиева) органа.

2. Торможение условных рефлексов, их виды и механизмы.

1. Светочувствительный аппарат глаза. Микроструктура сетчатки: фоторецепторы и нервные элементы.

2. Стадии выработки условного рефлекса.

2. Представление о временной (условной) связи. Механизмы ее замыкания.

Различение сигналов: психофизиологический закон Вебера-Фехнера.

Мотивации как физиологическое состояние, их биологическая роль и механизмы.

Электрические явления в сетчатке и зрительном нерве. Электроретинограмма.

Эмоции, их биологическая роль и нейрофизиологические механизмы.

Зрачковые реакции, их значение для восприятия и психодиагностики.

Основные положения учения и.М.Сеченова и и.П. Павлова.

Спектральная чувствительность глаза. Цветовое зрение. Нарушения цветовосприятия.

Стадии выработки условного рефлекса.

. Механизм восприятия звуков, рецепция звуков разной частоты.

Инстинкт. Организация инстинктивного поведения.

Гравитационная (вестибулярная) сенсорная система.

Понятие высшей нервной деятельности, компоненты поведения: безусловные рефлексы, приобретенные формы, рассудочная деятельность.

Внутреннее ухо. Анатомическое строение органов слуха и равновесия.

Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.

Пространственное (стереоскопическое) зрение, острота зрения, методы их оценки.

2. Нейрофизиологические особенности поведения. Структура поведенческого акта.

Кожная сенсорная система: рецепторы кожи, проводящие пути и корковый отдел.

Мотивации как физиологическое состояние, их биологическая роль и механизмы.

Проприорецепция. Механорецепторы мышц и сухожилий, проводящие пути и корковый отдел двигательной сенсорной системы.

Торможение условных рефлексов, его виды и механизмы.

Гравитационная (вестибулярная) сенсорная система.

Эмоциональные реакции, их значение, компоненты и механизмы

Гравитационная (вестибулярная) сенсорная система.

Нейрофизиологические особенности поведения. Структура поведенческого акта.

Светочувствительный аппарат глаза. Микроструктура сетчатки: фоторецепторы и нервные элементы.

Нарушения слуха и речи.

Помимо основной анализаторной функции, важной для управления позой и движениями человека, вестибулярная сенсорная система оказывает разнообразные побочные влияния на многие функции организма, которые возникают в результате иррадиации возбуждения на другие нервные центры при низкой устойчивости Вестибулярного аппарата. Его раздражение приводит к снижению возбудимости зрительной и кожной сенсорных систем, ухудшению точности движений. Вестибулярные раздражения приводят к нарушениям координации движений и походки, изменениям частоты сердцебиения и артериального давления, увеличению времени двигательной реакции и снижению частоты движений, ухудшению чувства времени, изменению психических функций — внимания, оперативного мышления, кратковременной памяти, эмоциональных проявлений,

Нейрофизиологические механизмы памяти. Основу адаптивного (индивидуального) поведения составляют два процесса — обучение и память. В нейрологической памяти выделяют генотипическую (врожденную) память, которая обусловливает становление безусловных рефлексов, инстинктов, импринтинга, и фенотипическую память, мозговые механизмы которой обеспечивают обработку и хранение информации, приобретаемой живым существом в процессе индивидуального развития. Обучение и память считают неотделимыми процессами. Обучение обеспечивает постоянное пополнение и изменение знаний, приобретение новых навыков. С физиологической точки зрения научение — это результат совпадения двух сознательных или бессознательных процессов в головном мозге. Судьба отобранного для хранения материала определяется его характером. Невербальная информация из сенсорной памяти поступает во вторичную память (промежуточную), где она может храниться от нескольких минут до нескольких лет. Вербальная (речевая) информация передается в первичную (кратковременную) память — систему хранения (на период в несколько секунд) с ограниченной емкостью (примерно 7+2 бита). Вербальный материал требует более длительной «активации», повторения и, лишь пройдя повторные циклы через первичную память, поступает во вторичное хранилище. Эффективность переноса возрастает с увеличением времени обработки информации в первичной памяти. Существенным фактором в организации вторичной памяти является значимость информации для индивидуума. Эта особенность находит отражение в характере ошибок при воспоминании. Если во время считывания из первичной памяти ошибки состоят в использовании близких звуков, то при извлечении материала из вторичной памяти ошибки представлены конструкциями со сходными значениями. Во вторичной памяти фиксируются пространственно-временные отношения элементов материала, поступающего на хранение. Наиболее прочное удержание информации обеспечивает третичная (долговременная) память. Здесь фиксируются персональные данные, способность к чтению, письму, профессиональные навыки. Этот вид памяти более устойчив к мозговым повреждениям. Психологические исследования последних лет подтверждают существование промежуточной или лабильной памяти.


Билет 22


Эмоциональные реакции, их значение, компоненты и механизмы

Эмоция — особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями. Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т. п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т. д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). Основное биологическое значение эмоционального переживания состоит в том, что, по существу, только оно позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, а также возможности ее удовлетворения в результате уже совершенных действий. В самом деле, мы никогда не оцениваем истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т. д. Возникновения ощущения, переживания голода уже достаточно. Удовлетворение потребности также отражается и оценивается в эмоции. Например, в ощущении сытости. В процессе деятельности эмоциональные переживания закономерно сменяют друг друга. Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Два класса эмоций, по В.К. Вилюнасу, ведущие и ситуативные (или производные) — несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет — цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие В результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения, само поведение, средства достижения цели. Анализируя ситуативные эмоции у человека, В.К. Вилюнас [8] выделяет класс эмоций успеха — неуспеха с тремя подгруппами: 1) констатируемый успех—неуспех; 2) предвосхищающий успех — неуспех и 3) обобщенный успех — неуспех. Эмоции, констатирующие успех — неуспех, отвечают на смену проб в поведении, обобщенная эмоция успеха — неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом. Предвосхищающие эмоции успеха — неуспеха формируются на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации, которая при повторном столкновении с ситуацией воспроизводится уже в качестве эмоций, предвосхищающих возможные удачи или затруднения. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания, догадки, появлением идеи решения, которая еще не вербализована. По данным O.K. Тихомирова, им соответствует резкое падение сопротивления кожи. Переход от идеи к конкретному действию осуществляется позже, с задержкой.


Билет 23


Гравитационная (вестибулярная) сенсорная система.

Вестибулярная сенсорная система служит для анализа положения и движения тела в пространстве. Это одна из древнейших сенсорных систем, развившаяся в условиях действия силы тяжести на земле. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека. Вестибулярная сенсорная система состоит из следующих отделов

  • периферический отдел включает два образования, содержащие механорецепторы вестибулярной системы — преддверие (мешочек и маточка) и полукружные каналы;

  • проводниковый отдел начинается от рецепторов волокнами биполярной клетки (первого нейрона) вестибулярного узла, расположенного в височной кости, другие отростки этих нейронов образуют вестибулярный нерв и вместе со слуховым нервом в составе 8-ой пары черепно-мозговых нервов входят в продолговатый мозг; в вестибулярных ядрах продолговатого мозга находятся вторые нейроны, импульсы от которых поступают к третьим нейронам в таламусе (промежуточный мозг);

  • корковый отдел представляют четвертые нейроны, часть которых представлена в проекционном (первичном) поле вестибулярной системы в височной области коры, а другая часть — находится в непосредственной близости к пирамидным нейронам моторной области коры и в постцентральной извилине. Точная локализация коркового отдела вестибулярной сенсорной системы у человека в настоящее время не установлена.

Периферический отдел вестибулярной сенсорной системы находится во внутреннем ухе. Каналы и полости в височной кости образуют костный лабиринт вестибулярного аппарата, который частично заполнен перепончатым лабиринтом. Между костным и перепончатым лабиринтами находится жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта — эндолимфа. Аппарат преддверия предназначен для анализа действия силы тяжести при изменениях положения тела в пространстве и ускорений прямолинейного движения. Аппарат полукружных каналов служит для анализа действия центробежной силы при вращательных движениях. Адекватным его раздражителем является угловое ускорение. Три дуги полукружных каналов распложены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: передняя — во фронтальной плоскости, боковая — в горизонтальной, задняя — в сагиттальной. В одном из концов каждого канала имеется расширение — ампула. Вестибулярная сенсорная система связана со многими центрами спинного и головного мозга и вызывает ряд вестибуло-соматических и вестибуло-вегетативных рефлексов.Вестибулярные раздражения вызывают установочные рефлексы изменения тонуса мышц, лифтные рефлексы, а также особые движения глаз, направленные насохранение изображения на сетчатке. — нистагм (движения глазных яблок со скоростью вращения, нов противоположном направлении, затем быстрое возвращение к исходеной позиции и новое противоположное вращение).