ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Периферический отдел слуховой сенсорной системы. Строение и функции звукопроводящего аппарата.

2. Классификация условных рефлексов.

2. Динамический стереотип.

1. Классификация рецепторов и рецепторных органов. Критерии классификации.

2. Учение а.А.Ухтомского о доминанте. Принцип доминанты в деятельности мозга. Свойства доминанты

1.Обонятельная сенсорная система, её значение. Периферический отдел, проводящие пути и корковый отдел обонятельной сенсорной системы. Современные теории восприятия обонятельных сигналов.

Типы внд, их обусловленность характером корково-подкорковых взаимодействий.

1. Внутренне ухо. Строение улитки, микроструктура спирального (кортиева) органа.

2. Торможение условных рефлексов, их виды и механизмы.

1. Светочувствительный аппарат глаза. Микроструктура сетчатки: фоторецепторы и нервные элементы.

2. Стадии выработки условного рефлекса.

2. Представление о временной (условной) связи. Механизмы ее замыкания.

Различение сигналов: психофизиологический закон Вебера-Фехнера.

Мотивации как физиологическое состояние, их биологическая роль и механизмы.

Электрические явления в сетчатке и зрительном нерве. Электроретинограмма.

Эмоции, их биологическая роль и нейрофизиологические механизмы.

Зрачковые реакции, их значение для восприятия и психодиагностики.

Основные положения учения и.М.Сеченова и и.П. Павлова.

Спектральная чувствительность глаза. Цветовое зрение. Нарушения цветовосприятия.

Стадии выработки условного рефлекса.

. Механизм восприятия звуков, рецепция звуков разной частоты.

Инстинкт. Организация инстинктивного поведения.

Гравитационная (вестибулярная) сенсорная система.

Понятие высшей нервной деятельности, компоненты поведения: безусловные рефлексы, приобретенные формы, рассудочная деятельность.

Внутреннее ухо. Анатомическое строение органов слуха и равновесия.

Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.

Пространственное (стереоскопическое) зрение, острота зрения, методы их оценки.

2. Нейрофизиологические особенности поведения. Структура поведенческого акта.

Кожная сенсорная система: рецепторы кожи, проводящие пути и корковый отдел.

Мотивации как физиологическое состояние, их биологическая роль и механизмы.

Проприорецепция. Механорецепторы мышц и сухожилий, проводящие пути и корковый отдел двигательной сенсорной системы.

Торможение условных рефлексов, его виды и механизмы.

Гравитационная (вестибулярная) сенсорная система.

Эмоциональные реакции, их значение, компоненты и механизмы

Гравитационная (вестибулярная) сенсорная система.

Нейрофизиологические особенности поведения. Структура поведенческого акта.

Светочувствительный аппарат глаза. Микроструктура сетчатки: фоторецепторы и нервные элементы.

Нарушения слуха и речи.

Понятие высшей нервной деятельности, компоненты поведения: безусловные рефлексы, приобретенные формы, рассудочная деятельность.

Высшая нервная деятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных и человека в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях. Высшую нервную деятельность центральной нервной системы следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.

Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта), в результате которого человек приобретает способность выбирать наилучший из возможных вариантов, предвидеть результаты своей деятельности, изменять окружающие его условия, создавать новые, не имеющие аналогов материальные и духовные ценности, то есть осуществлять психическую деятельность.

Безусловные рефлексы, становление которых завершается в постнатальном онтогенезе, являются генетически заданными и жестко подогнанными под определенные, соответствующие данному виду экологические условия. Врожденные рефлексы характеризуются стереотипной видоспецифической последовательностью реализации поведенческого акта. Они возникают при первой их необходимости, при появлении «специфического» для каждого из них раздражителя, обеспечивая тем самым неуклонность выполнения наиболее жизненно важных функций организма независимо от случайных, преходящих условий среды. Характерной особенностью безусловных рефлексов является то, что их реализация определяется как внутренними детерминантами, так и внешней стимульной программой. И.П. Павлов в свое время разделил безусловные рефлексы на три группы: простые, сложные и сложнейшие безусловные рефлексы. Среди сложнейших безусловных рефлексов он выделил следующие: 1) индивидуальные — пищевой, активно- и пассивно-оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры; 2) видовые — половой и родительский. По мнению Павлова, первые из этих рефлексов обеспечивают индивидуальное самосохранение особи, вторые — сохранение вида.


По мнению П.В. Симонова, освоению каждой сферы среды соответствуют три разных класса рефлексов: витальные безусловные рефлексы, ролевые (зоосоциальные) рефлексы и безусловные рефлексы саморазвития.

1. Витальные безусловные рефлексы обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма. Сюда относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный и ориентировочный рефлекс (рефлекс «биологической осторожности»), рефлекс экономии сил и многие другие. Критериями рефлексов витальной группы являются следующие: 1) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели особи и 2) реализация безусловного рефлекса не требует участия другой особи того

же вида.

2. Ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена эмоционального резонанса («сопереживания») и формирования групповой иерархии, где отдельная особь неизменно выступает.

Появление рассудка - вершина эволюции психики. Вместе с тем он не является чем то обособленным, а лишь одной из сложных форм поведения. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами врожденного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения.

Оно является высшим итогом индивидуального накопления опыта, поэтому дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при быстро протекающих изменениях в среде обитания. Интеллект собаки находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект человека и даже обезьяны. Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма адаптивного поведения может осуществляться при первой встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. В том, что животное сразу, без специального обучения может адекватно среагировать, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. По определению Л.В. Крушинского, рассудочная деятельность - это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации. Эта уникальная возможность приспособления организма к среде возможна только у животных с хорошо развитой нервной системой. Собаки имеют высокоразвитый головной мозг, и рассудочная деятельность у них сильно выражена. Лабораторные исследования показывают, что по уровню развития рассудочная деятельность представителей семейства Волчьих занимает в сравнительном ряду следующее место после обезьян и дельфинов. Элементы рассудочной деятельности собак весьма многообразны: они проявляются в избегании собакой опасностей, преодолении препятствий, в частности, открывании различных запоров, ловли дичи и т. д. Однако рассудочная деятельность далеко не всегда используется в повседневной жизни, большей частью животное предпочитает действовать по привычному шаблону. У ряда животных перенапряжение нервной системы при решении трудных задач приводило к развитию своеобразных неврозов (фобий), выражавшихся в развитии боязни обстановки опыта. После отдыха собаки работали нормально. Это говорит о том, что рассудочная деятельность требует большого напряжения ЦНС, в силу чего проявление ее собаками представляет собой скорее исключение, чем правило. В качестве примера рассудочной деятельности можно привести способность животных экстраполировать функцию, известную на определенном отрезке, за его пределы


Билет 17


Внутреннее ухо. Анатомическое строение органов слуха и равновесия.

Слуховая сенсорная система служит для восприятия и анализа звуковых колебаний внешней среды. Она приобретает у человека особо важное значение и связи с развитием речевого общения между людьми. Деятельность слуховой сенсорной системы имеет также значение для оценки временных интервалов — темпа и ритма движений. Среднее ухо является звукопроводящим аппаратом. Оно представляет собой воздушную полость, которая через слуховую (Евстахиеву) трубу соединяется с полостью носоглотки. Колебания от барабанной перепонки через среднее ухо передают соединенные друг с другом 3 слуховые косточки — молоточек, наковальня и стремячко, а последнеe через перпонку овального окна передает эти колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе, — перилимфе. Благодаря слуховым косточкам амплитуда колебаний уменьшается, а сила их увеличивается, что позволяет приводить в движение столб жидкости во внутреннем ухе. При сильных звуках специальные мышцы уменьшают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек, адаптируя слуховой аппарат к таким изменениям раздражителя и предохраняя внутреннее ухо от разрушения. Благодаря соединению через слуховую трубу воздушной полости среднего уха с полостью носоглотки возникает возможность выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки, что предотвращает ее разрыв при значительных изменениях давления во внешней среде — при погружениях под воду, подъемах на высоту, выстрелах и пр. Это барофункция уха. (далее смотри вопрос №29)

Типологические особенности высшей нервной деятельности детей.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения к деятельности;

  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;

  • развитие нового познавательного отношения к действительности;

  • ориентация на группу сверстников.


Билет 18

Пространственное (стереоскопическое) зрение, острота зрения, методы их оценки.

Стереоскопическое зрение (от греч— твёрдый, пространственный) — вид зрения при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета, например благодаря бинокулярному зрению (количество глаз может быть и больше 2-х, как например у ос — два сложных глаза и три простых глаза (глазка), скорпионов — 3-6 пар глаз) или другим типам зрения. Головной мозг получает два различных изображения, поступающих в него от каждого глаза, а воспринимает их как одно трехмерное изображение. Несмотря на то, что изображение предметов на сетчатках глаз двумерное, человек видит мир трехмерным, то есть он может воспринимать глубины пространства стереоскопическим (стерео — от греч. stereos -твердый, пространственный) зрением. Человек обладает многими механизмами оценки глубины. К примеру, если вы знаете величину объекта (человек, дерево и др.), то можно определить расстояние до него и узнать, какой из объектов ближе, путем сравнения угловой величины объекта. Но если один предмет расположен впереди другого и частично его закрывает, то передний объект кажется человеку находящимся ближе.Выпуклый участок стены кажется более светлым в верхней своей части, если источник света расположен выше, а углубление в ее поверхности кажется в верхней части более темным. Важным признаком удаленности служит параллакс движения — кажущееся относительное смещение близких и более далеких предметов, если наблюдатель будет двигать головой влево и вправо или вверх и вниз.

Оценивать удаленность предметов можно также по величине аккомодации глаза. Важнейшим механизмом восприятия глубины пространства служит стереопсис, который зависит от одновременного использования двух глаз. Рассматривая любую трехмерную сцену, два глаза создают несколько различных изображений на сетчатках.

Острота зрения — способность глаза различать мелкие детали предмета с определённого расстояния. Зрение у разных видов животных очень различается по остроте, цветовосприятию и другим параметрам. Острота зрения меняется при изменении освещённости. У людей острота зрения меняется с возрастом, и она может быть разной для каждого глаза, вследствие наследственных особенностей или приобретённых дефектов (близорукость, дальнозоркость, астигматизм, катаракта и др. отклонения от нормы).