ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Глава 1 | В начале пути
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Резюме
Одно из самых важных прав каждого ребенка – право на воспитание в семье. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, лучше жить в приемной семье, чем в детском учреждении. Семейные формы устройства ребенка довольно разнообразны: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, патронат, семейно-воспитательная группа и другие. Каждая форма имеет свои особенности.
Существует достаточно много мифов относительно приемных детей, которые следует осознать пред тем, как взять в свою семью приемного ребенка. Кроме того, непременно надо подумать о следующем:
Согласие семьи. Очень важным условием принятия в свою семью ребенка является согласие на это всех членов семьи. Если вы подойдете к этому недостаточно ответственно, то в будущем это может привести к сложностям во взаимоотношениях.
Время, терпение и постоянная забота. Помните, что для построения теплых и доверительных отношений с приемным ребенком требуется время. Постоянное внимание очень важно для приемных детей, по крайней мере, первое время. Поэтому лучше всего, если у вас будет возможность много времени проводить дома.
Школа приемных родителей. Воспитание приемного ребенка отличается от воспитания собственных детей. Вам могут потребоваться дополнительные знания и навыки, поэтому необходимо пройти обучение в Школе приемных родителей. И, кроме того, важно помнить, что Школа – это одно из мест, где вы можете получить поддержку специалистов и других приемных родителей. А на поддержку и помощь вы всегда имеете полное право!
28
1.Какая форма устройства ребенка наиболее предпочтительна?
a. Усыновление b. Приемная семья c. Детский дом
2.Что наиболее важно для приемного ребенка? a. Отдельная комната и много игрушек
b. Наличие хотя бы одного брата или сестры c. Любовь, терпение и забота
3.Кто не может быть приемным родителем?
a.Разведенный мужчина
b.Семейная пара, уже имеющая 5 родных детей
c.Женщина, лишенная родительских прав
4.На основании чего ребенок помещается в приемную семью? a. На основании личного заявления b. По решению суда
c. На основании договора между органом опеки и приемным родителем
5.Нужно ли согласие 6-летнего ребенка на помещение его в приемную семью? a. Да, обязательно
b. Нет, за исключением особых случаев c. Нет, никогда
6.С кем необходимо посоветоваться, перед тем как создавать приемную семью?
a. С членами семьи и близкими родственниками b. С друзьями и знакомыми
c. Лучше ни с кем не советоваться
7.Чтобы стать приемным родителем,
не нужно предоставлять:
a.Характеристику с места работы
b.Справку об отсутствии судимости
c.Справку о состоянии здоровья
8. Для чего нужна Школа приемных родителей?
a.Без ее окончания невозможно стать приемным родителем
b.Она дает необходимые знания и поддержку
c.Это просто место, где можно хорошо провести время и завести новых друзей
1–a,2–c,3–c,4–с,5–b,6–a,7–b,8–.b Правильныеответы:
В начале пути | Глава 1
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Тест
29
Глава вторая. Ваш ребенок: что о нем нужно знать
В этой главе вы узнаете, чем отличаются дети, оставшиеся без попечения родителей от других детей – особенности их физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Кроме того, мы расскажем вам, что такое жестокое обращение с детьми и как помочь ребенку справиться с различными проблемами.
31
Ваш ребенок: что о нем нужно знать | Глава 2
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Как сказал классик, дети – это те же взрослые, только маленькие. Дети, которые попадают в приют, — это маленькие взрослые с огромным жизненным опытом. И опыт этот, как правило, не всегда позитивный. Некоторым из них пришлось пережить такое, от чего любой взрослый пришел бы в отчаяние или, как минимум, впал бы в депрессию – страх, лишения, предательство самых близких людей. У каждого ребенка есть своя история, непохожая на другие, у каждого ребенка свой опыт переживания произошедшего с ним. Поэтому нарисовать общий портрет ребенка из детского учреждения невозможно. Но мы можем выделить некоторые особенности, которые часто встречаются у детей, оставшихся без попечения родителей. Эти особенности необходимо знать приемным родителям, чтобы легче распознать их у своего ребенка и быстрее помочь ему. Информация, которую мы предлагаем вашему вниманию, может показаться несколько пугающей. Отнеситесь к ней спокойно – это всего лишь обобщенный опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Как правило, совсем скоро дети, попавшие в нормальную семейную атмосферу, перестают чем-либо отличаться от своих сверстников, воспитанных в кровной семье.
Особенности физического развития детей
Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто отличаются по состоянию своего здоровья от детей из благополучных семей. Дети, которые растут без постоянной заботы со стороны родителей или других близких людей, имеют ряд особенностей, но это не значит, что все они чаще болеют или страдают хроническими заболеваниями. Большинство особенностей, о которых пойдет речь – функциональные, то есть они поддаются исправлению, если здоровью ребенка уделяется достаточно внимания.
–Увы мне! – горестно прошептала жена. – Разве у нас нет собственных детей, что тебе, хозяин, понадобилось сажать к нашему очагу подкидыша? А может, он принесет нам несчастье? И кто его знает, как надо за ним ухаживать?
–И она очень рассердилась на мужа.
Но прошло еще немного времени, и она обернулась к мужу и поглядела на него, и ее глаза были полны слез. И тогда он быстро вошел в дом и положил ребенка ей на колени. А она, поцеловав ребенка, опустила его в колыбельку рядом с младшим из своих детей.
Оскар Уайльд. Мальчик-звезда.
33
Глава 2 | Ваш ребенок: что о нем нужно знать
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
Наиболее часто у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается задержка физического развития, которая проявляется в снижении, по сравнению со сверстниками, роста и веса ребенка. После помещения в семью, при условии правильного питания и активного образа жизни, приемные дети легко догоняют своих сверстников. Однако на первых порах у приемного ребенка могут наблюдаться нарушения пищеварения (тошнота, рвота, изжога, понос или запор, боли в животе). Это может быть связано как с неправильным или непривычным питанием, так и с аллергическими реакциями, или психологическими нагрузками и стрессовыми ситуациями. Исправление этих нарушений зависит в большей мере не от медикаментозного вмешательства, а от правильной диеты и нормализации режима дня.
Наряду с особенностями роста, питания и пищеварения, среди приемных детей нередко встречаются симптомы неврологических расстройств, включая:
•возбудимость, импульсивность, иногда агрессивность, рассеянность и слабую концентрацию внимания;
•заторможенность реакций, вялость;
•нарушение общей и тонкой моторики (недостаточную ловкость, неупорядоченность или избыточность движений);
•речевые нарушения
•недержание мочи (энурез) или кала (энкопрез)
Причины неврологических симптомов разнообразны, начиная от неправильного питания (авитаминоз), и заканчивая психоэмоциональными травмами или изменениями в опорно-двигательном аппарате. Важно знать, что большинство этих симптомов обратимы – нужно лишь вовремя их заметить и обратиться к врачу.
Другие особенности здоровья характерны как для приемных детей, так и для их сверстников, воспитывающихся в кровных семьях. Так, среди современных школьников часто встречаются нарушения осанки, вплоть до искривления позвоночника. Для профилактики нарушений опорно-двигательной системы нужны регулярные занятия физкультурой (зарядка). Для коррекции нарушений врач может рекомендовать лечебную физкультуру, коррекционный массаж, в ряде случаев — мануальную терапию. По рекомендации врача дети также могут посещать различные спортивные секции (плавание, баскетбол и др.), что поможет исправить имеющиеся нарушения.
Кроме того, у детей часто наблюдаются различные аллергические реакции: кожная сыпь, зуд, отек губ, слезотечение, кашель, чихание, слизистые выделения из носа, проявляющиеся после употребления определенных продуктов питания, в один и тот же сезон, при нахождении в определенном помещении, и т.п. Пищевая аллергия также может проявляться в виде различных нарушений пищеварения, описанных выше. Наш совет тот же: быть внимательным к своему ребенку и вовремя обращаться к врачу.
34
Ваш ребенок: что о нем нужно знать | Глава 2
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие
«Нужно очень аккуратно вводить новые блюда в рацион питания ребенка, так как некоторые продукты могут вызывать аллергию.»
Для того чтобы взять в свою семью ребенка с хроническим заболеванием или ребенка с особыми потребностями, необходимо пройти особую подготовку. О том, как ухаживать за ребенком с особыми потребностями вам подробно должны рассказать специалисты учреждения, в котором находился ребенок. Врач должен предоставить вам полную информацию о заболевании, режиме дня, диете. Кроме того, мы рекомендуем вам почитать специальную медицинскую литературу.
Особенности психического развития детей
Говорить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, намного чаще других де- |
«Раньше я |
тей страдают нарушениями психического развития, было бы неправильно. Но при- |
|
емным родителям, также как и кровным, необходимо иметь представление о тех |
попрошайни- |
трудностях, с которыми они могут столкнуться, знать, на что в поведении детей |
чал на улице, |
надо обязательно обращать внимание. Ведь как бы то ни было, непростые жизнен- |
а теперь смо- |
ные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться ребенку, успели отложить |
гу с ребятами |
свой отпечаток на его психике. К счастью, детская психика довольно пластична, и в |
в футбол иг- |
домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму. |
рать!» |
У детей могут наблюдаться астенические состояния, которые связаны с исто- |
|
щением нервной системы. Ребенок постоянно чувствует слабость, повышенную |
|
утомляемость, для него характерны частая смена настроения, повышенная раз- |
|
дражительность и плаксивость, может нарушаться сон. |
|
Истощение нервной системы может проявляться по-разному. Рассмотрим не- |
|
сколько примеров. |
|
Ситуация 1. Маленький Саша с самого утра занят каким-либо делом. То с маль- |
Детство – ког- |
чишками в войну играет, то с девчонками наперегонки бегает, а потом у него еще |
|
секция каратэ или шахматный кружок. К вечеру Саша очень устает, но когда при- |
да все удиви- |
ходит домой, то никак не может успокоиться, начинает капризничать, отказыва- |
тельно и ничто |
ется идти спать. |
не вызывает |
|
удивления. |
«Состояние Саши связано с излишней |
А. Ривароль |
возбудимостью нервной системы. В подобных |
|
случаях важно вовремя обратиться к |
|
специалисту. Нужно уменьшить нагрузку на |
|
ребенка и давать ему по рекомендации врача |
|
препараты, укрепляющие нервную систему.» |
|
35