ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.04.2025
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Федеральное агентство по образованию
2. Между востоком и западом: россия на перепутьях истории*
3. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
1. Сахаров а.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. - м.: Наука, 2004. - с.12-18.
Россия - страна «христианского Востока».
1. Норманизм и «антинорманизм» вчера и сегодня.
2. Исторические условия появления и становления христианства.
Россия между Востоком и Западом в XII - XV вв.
Россия накануне Нового времени (XVI - XVII вв.)
Россия в XVIII веке - шаг навстречу европейской цивилизации.
Поиски путей модернизации России в XIX - начале XX вв.
1. Западники и славянофилы о путях модернизации России.
2. Общественное движение в России на рубеже XIX-XX вв.
Исторический эксперимент социалистического строительства в ссср и его итоги*
Государственный стандарт по дисциплине «Отечественная история».
Федеральное агентство по образованию
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
в г. Смоленске
В.Г. АФАНАСЬЕВ, Н.П. СТАРОДВОРЦЕВА, И.П. ЩЕРОВ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Методические указания
к семинарским занятиям по курсу
«Отечественная история»
Смоленск 2007
УДК 9 (с) (075.8)
М 69
Утверждено учебно-методическим Советом филиала ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске в качестве методического пособия для студентов филиала «МЭИ (ТУ)», обучающихся по всем направлениям и специальностям.
Подготовлено на кафедре гуманитарных наук
Рецензент
Доктор историч. наук, профессор филиала ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске
А.А. Александров
АФАНАСЬЕВ В.Г., СТАРОДВОРЦЕВА Н.П., ЩЕРОВ И.П.
Отечественная история. Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история». – Смоленск: филиал ГОУВПО «МЭИ (ТУ)», 2007. – 36с.
Представлены девять семинарских занятий по курсу «Отечественная история». Даны рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
© Филиал ГОУВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Смоленске
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории 6
3. Общие методические рекомендации по подготовке
к семинарским занятиям 9
4. Планы семинарских занятий 13
5. Приложения 30
1. Государственный стандарт по дисциплине
«Отечественная история» 30
2. Методические рекомендации по оформлению
доклада 31
3. Реферативная форма работы 32
4. Вопросы для повторения 33
5. Рейтинговая система оценки 35
1. Введение
Уважаемый первокурсник!
Вас ждет серьезное испытание: познакомившись в школе с историей Отечества в рамках I (8 - 9 классы) и II (10 - 11 классы) концентров, Вы вновь обращаетесь к истории России. Однако теперь и содержание курса, и формы работы над ним будут существенно отличаться от того, к чему Вы успели привыкнуть.
Курс «Отечественная история» входит в число общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессиональною образования, утвержденного Министерством общего и общего и профессионального образования Российской Федерации.*
Данный учебный курс призван сформировать целостное представление об исторических процессах и явлениях, систематизировать и дополнить знания студентов по отечественной истории, помочь уяснить диалектику общего и особенного в историческом процессе, понять место российской истории в мировом цивилизационном процессе, рассмотреть сложные проблемы современной общественной жизни, способствовать формированию культуры мышления и навыков научного исследования. Эти знания и навыки необходимы каждому образованному человеку независимо от его профессиональной деятельности.
В курсе подлежат рассмотрению проблемы возникновения и развития российской цивилизации, вопросы взаимодействия революций и реформ, альтернативности общественного развития, политического лидерства. К предмету дисциплины относятся проблемы становления и развития государственности, политических институтов, истории политических партий и движений, общественно-политической мысли в России.
Важное место отводится анализу социально-экономического развития, характеристике важнейших тенденций в духовной и культурной жизни, проблемам формирования и особенностей российского менталитета.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу и предусматривает рассмотрение основных этапов и важнейших проблем отечественной истории в сравнении с всемирной историей. В изложении предлагается список концепций, отсутствует излишняя политизация. Программа содержит обновленные формулировки в соответствии с теми новациями, которые введены в историческую науку в последнее время. Использован широкий круг источников.
Учебный план для студентов по курсу «Отечественная история» предполагает курс лекций (51 час) и проведение семинарских занятий (17 часов). Спецификой обучения является большой объем самостоятельной работы студентов, предполагающей изучение источников,
* См. приложение 1
учебных пособий и дополнительной литературы.* С целью оказания помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям и зачету (экзамену) проводятся консультации. Завершается курс сдачей дифференцированного зачета (экзамена).
В результате изучения курса «Отечественная история» студент должен:
знать: проблемы возникновения и развития российской цивилизации, особенности формирования российской нации и государственности, основные этапы политической истории (в том числе становления и развития государственного управления), особенности и закономерности развития хозяйственной жизни, быта, культуры;
уметь: ориентироваться в хронологии, анализировать явления или конкретно-исторические факты общественной жизни, понимать логику исторического развития, критически оценивать исторические источники и литературу;
6ыть ознакомлен: с важнейшими этапами в развитии исторического знания, с основными научными школами и направлениями, с трудами крупнейших российских и зарубежных историков, важнейшими публикациями по основным проблемам курса.
Разумеется, невозможно в течение одного семестра изучить в деталях ход российской истории. Но такая цель и не ставится. Главная задача курса -выявим. о< ионные особенности и тенденции развития России, сделавшие ее в итоге столь непохожей на страны Запада. Чтобы лучше понять, в чем заключается «логический стержень» курса, начните с изучения статьи Н.П. Стародворцевой «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». В ней показано, как накапливались различия между Россией и остальной Европой под воздействием того выбора, который делала страна (а иногда за нее - обстоятельства), подойдя в очередной раз к исторической развилке.
Кроме изданий, указанных к каждому семинарскому занятию, рекомендуется использовать справочную и хрестоматийную литературу:
История Отечества с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь.- М., 1999.
Рыжов К. Все монархи мира. Россия. (600 кратких жизнеописаний.) - М., 1999.
Стариков Н.В. История России. Справочник студента. - М., 2000.
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней /А.С. Орлов и др. - М., 1999.
Православная энциклопедия. Т. 1- 12. М., 2003; и другие.
2. Между востоком и западом: россия на перепутьях истории*
«Европейцы мы или азиаты, или нечто третье, особенное между Азией и Европой? Уже свыше столетия русское мышление вращается вокруг этого вопроса, - пишет Вальтер Шубарт. - Происшедшую эволюцию можно охарактеризовать следующим образом: уже два столетия Россия становится сознательно все более и более азиатской»1 (выделено мною. - Н.С.).
На наш взгляд, означенный процесс усиления азиатского начала занимает гораздо большее время, хотя далеко не всегда он является результатом сознательного выбора.
На протяжении ряда веков Россия не единожды оказывалась па своего рода развилках исторического пути, ей приходилось выбирать направление своего дальнейшего движения. И не единожды, под влиянием как объективных, так и субъективных факторов, выбирался путь, «разводивший» Россию с Западом и сближавший ее (вольно или невольно) с Востоком.
Первая такая развилка возникает в конце X в. и связана с «выбором веры». Принятие Киевской Русью христианства в его восточном варианте способствовало ее сближению с Византией, которой тогда принадлежало лидирующее положение в христианском мире, находившаяся в X -XI вв. на подъеме, Византия через некоторое время стала клониться к упадку. В XII-X1I1 вв. Западная Европа начинает превосходить Византию во всех отношениях и достигнутого превосходства уже не уступает. Между тем, православие по-прежнему сближало Русь с Византией, шедшей под уклон, и отдаляло от развивавшейся по восходящей Западной Европы что имело для Руси далеко идущие последствия.
Различия между Россией и Европой усиливаются в результате событий XIII - XV вв.2 В начале XIII в. в русских землях развиваются процессы, аналогичные европейским (растут города, увеличивается численность третьего сословия, наряду с усиливающейся княжеской властью сохраняются местные свободы, появляется шанс обрести органы сословного представительства - в 1211 г. князь Всеволод Большое Гнездо 601Ы1ЙСТ во Владимире собрание представителей разных сословии). Но к концу XV в, положение меняется. Внешне Русь опять вровень с Европой; одновременно с ведущими государствами Запада у нас завершается процесс политической централизации. Однако отличия Московской Руси от европейских государств уже значительны. Русь отстала от Европы в экономическом отношении (в развитии элементов буржуазности) и намного превзошла по степени политической централизации. Третье сословие, которое в Европе играло большую роль, как носитель демократических тенденций, сила в