Файл: методичка 2007 с рейтингами.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.04.2025

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Федеральное агентство по образованию

1. Введение

2. Между востоком и западом: россия на перепутьях истории*

3. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

1. Сахаров а.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. - м.: Наука, 2004. - с.12-18.

Литература основная

Литература дополнительная

Методические указания

Россия - страна «христианского Востока».

Термины

Доклады

1. Норманизм и «антинорманизм» вчера и сегодня.

2. Исторические условия появления и становления христианства.

Литература основная

Литература дополнительная

Методические указания

Россия между Востоком и Западом в XII - XV вв.

Термины

Доклады

1. Альтернативные варианты политического развития: Великий Новгород и Владимиро-Суздальское княжество.

Литература основная

Литература дополнительная

Методические указания

Россия накануне Нового времени (XVI - XVII вв.)

Методические указания

Россия в XVIII веке - шаг навстречу европейской цивилизации.

Методические указания

Поиски путей модернизации России в XIX - начале XX вв.

Термины

Доклады

1. Западники и славянофилы о путях модернизации России.

2. Общественное движение в России на рубеже XIX-XX вв.

Литература основная

Литература дополнительная

Методические указания

Исторический эксперимент социалистического строительства в ссср и его итоги*

Термины

Методические указания

От ссср к России (1985-2007)

Методические указания

5. Приложения

Государственный стандарт по дисциплине «Отечественная история».

Методические рекомендации по оформлению доклада

Реферативная форма работы

Вопросы для повторения.

Рейтинговая система оценки.

Методические указания

Цель семинара - проследив процесс создания «государственного социализма» в СССР, показать неизбежность преобразований в экономической, политической и идеологической сферах.

1. - 2. При рассмотрении вопросов № 1 и № 2 необходимо охарактеризовать две принципиально различные модели социалистического строительства, одна из которых базировалась на применении экономических методов (НЭП), а другая на внеэкономическом принуждении и административно-командных методах, проанализировать объективные и субъективные причины, по которым предпочтение было отдано последней. Раскрыв термин «тоталитаризм», выделите основные черты тоталитарного государства (наличие единственной партии, лидер которой является и лидером государства;

сращивание партийного и государственного аппаратов; господство единой общеобязательной идеологии; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация общественной жизни; централизованное плановое хозяйство; всесторонний контроль за жизнью общества) и докажите их наличие в СССР в 30-х - нач. 50-х гг.

3. Вопрос №3 предполагает анализ попыток смягчить административно-командную систему, не меняя ее принципиально, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий, демократизировать внутриполитическую жизнь.

4. Рассматривая последний вопрос, следует показать нарастание консервативных тенденций в идеологии; и в политике правящей партии, формирование механизма торможения в экономической сфере, распространение кризисных явлений на духовно-нравственную сферу:

  • упадок этики, снижение моральных критериев, массовое воровство;

  • неуважение к честному труду и агрессивная зависть к любым повышенным трудовым доходам;

  • неверие в провозглашаемые цели и намерения, апатия и безразличие;

  • паразитическая уверенность в гарантированной работе и социальной безопасности;

  • физическая и духовная деградация части нации на почве пьянства и безделья.

Смена политического курса в этих условиях становилась необходимой и неизбежной.

Семинар №9

От ссср к России (1985-2007)

1. Основные этапы преобразований в СССР:

а) попытка «ускорения» развития социализма (1985-1986);

б) попытка «перестройки» социализма (1987-1901 ); путч в августе 1991 г. и его провал.


  1. Начало радикальной социально-экономической модернизации России.

  2. Политический кризис осенью 1993 г. и его разрешение.

  3. Постсоветская Россия в современном геополитическом пространстве.

Термины

Стагнация, перестройка, новое мышление, путч, интеграция, сепаратизм, постиндустриальное общество.

Доклад

  1. Конституционные основы современной России. Конституция РФ. (Любое издание).

Литература основная

Чз, Аб - Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: НОРМА, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.:

Высшая школа, 2005.

Чз, Аб - История России /Под ред. А.А. Радугина. - М.: Библионика, 2004.

Чз – Россия в мировой истории /Под ред. В.С. Порохни. – М. Логос, 2003.

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 2006.

Литература дополнительная

Чз - Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М: Прогресс-Академия, 1994.

Чз - Геллер М., Некрич А. История России. 1917-1995. В 4-х т. - М.: Мик, Агар, 1996. - Т.3,4.

Чз, Аб - История России /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. -М.: Высшая школа, 2001.

Чз - Кравченко И.И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса //Вопросы философии. 2002. №9. - С. 3-19.

Чз, Аб - Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. - Брянск: Курсив, 1998. -§24.

Чзп - Согрин В.В. 1985-1995: реалии и утопии новой России //Отечественная история. 1995. №2. - С. 3-16.

Чзп - Согрин В.В. Уроки российской истории и современные реформы //Вопросы философии. 2002. №11.- С. 3-23.

Чзп – Согрин В.В. Второе пришествие либерализма в Россию (опыт историко-политологического анализа) // Отечественная история. 1997. №1. -С. 105-117.


Методические указания

Цель занятия - проанализировать основные этапы преобразований в СССР, а затем ­– в России, начиная с 1985 г.; рассмотреть итоги этих преобразований.

1. Раскрывая первый вопрос, следует обратить внимание:

на факторы, за счет которых новое политическое руководство страны намеревалось ускорить развитие социализма (ускоренное развитие машиностроения, школьная реформа и др.);

на содержание политической реформы, получившей отражение в Законе об изменениях и дополнениях к Конституции СССР;

на различные проявления политического радикализма, предшествовавшие попытке государственного переворота в августе 1991 г.

2. Второй вопрос предполагает характеристику либеральных экономических реформ, начавшихся в 1992 г., их последствий. Следует показать обострение политической обстановки в России, вылившееся в вооруженное противостояние Верховного Совета и Президента в октябре 1993 г., и последовавшую за этим «десоветизацию» страны.

З.При подготовке ответа на третий вопрос, следует познакомиться, помимо обязательной литературы, с работами В.В. Согрина, который убедительно показывает, что вместо обещанной радикалами «вестернизации» России произошла ее «латиноамериканизация».

5. Приложения

Приложение 1

Государственный стандарт по дисциплине «Отечественная история».

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России -неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.


Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодальногоземлевладения; крепостное право в России, мануфактурно - промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия и мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия;

социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны; Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного перепорота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.


Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Приложение 2