Добавлен: 16.02.2019
Просмотров: 3882
Скачиваний: 13
В неполных семьях дети зачастую не обращаются за разъяснением к матерям по важным для них вопросам, считая, что они не смогут их понять так, как надо. Подобную позицию занимают почти в равной мере мальчики и девочки. В ходе социологического опроса, проведенного П.Я. Циткиловым и Т.Г. Волохиной в г. Новочеркасске и Саль- ском районе Ростовской области в декабре 2011 - январе 2012 гг., было опрошено 100 детей от 12 до 17 лет из неполных семей (по 50 мальчиков и девочек). Это исследование показало, что у половины опрошенных мальчиков и половины опрошенных девочек «в жизни возникали такие вопросы, которые они не могли задать матери, но задали бы отцу». Основной причиной у девочек являлось то обстоятельство, что «мама не поняла бы так, как папа» (25%); у мальчиков аргументация заключалась в том, что «мама не знает таких простых вещей, которые папа знает обязательно» (25%).
Занятость матерей из неполных семей на нескольких работах зачастую оборачивается несвоевременным реагированием их на появление вредных привычек (курения) или зависимости (от спиртного, наркотических средств) у их детей. По данным российского социолога Л.С. Алексеевой, доля курящих детей из неполных семей в два раза выше, чем у детей из полных.1
Исследователями замечено, что многие дети из неполных семей склонны к девиантному поведению. В современной России 46% несовершеннолетних правонарушителей являются выходцы из неполных семей.[21] [22] К числу проблем неполных семей психологи относят и склонность к конфликтности. Матери из таких семей, воспитывая сами детей, порой проявляют гипер-опеку по отношению к ним. На это дети отвечают непослушанием, протестами. Особенно непросто могут складываться отношения матерей-одиночек с сыновьями. По данным ряда авторов (А.И. Захарова, В.В. Солодников и др.), разведенные матери по сравнению с замужними женщинами в 2,5 раза чаще конфликтуют со своими сыновьями.[23]
С возрастом определенная часть мальчиков из неполных семей высказывает упрёки своим матерям за то, что «они не смогли сохранить семью». Такая позиция иногда приводит к конфликту. В данном случае можно сослаться на результаты уже отмеченного социального опроса, проведенным профессором П.Я. Циткиловым и Д.В. Чудико- вой (декабрь 2010 - январь 2011г., г. Новочеркасск и Семикаракорский район Ростовской области). На вопрос анкеты о том, по какой причине ушёл отец из семьи, 45% детей из неполных семей в возрасте от 12 до 16 лет ответили, что из-за его нежелания жить с нами. Но почти столько же респондентов (42%) считали, что отец ушёл из семьи из-за «неправильного поведения матери» и 13% респондентов эту причину видели в своём плохом поведении. Следовательно, значительное количество опрошенных детей (42%) основную причину ухода отца из семьи видели в поведении матери. Причем, среди мальчиков этот мотив был ещё более значимым. Из их числа 47,5% опрошенных объяснили уход отца отношением к нему матери, 36% мальчиков полагали, что отец ушёл из семьи «из-за своего нежелания жить с нами», а остальные 16,5% мотивировали это своим плохим поведением.
Психологи отмечают, что иногда в основе конфликтности между родителями и ребёнком в неполных семьях являются проявления грубости и даже жестокости со стороны матерей. В данном случае обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина подсознательно вымещает на своих детей.
Некоторые женщины свою обиду на мужа, ушедшего из семьи, а также повешенное психологическое напряжение, связанное с чрезмерной занятостью для обеспечения семьи, пытаются заглушить алкоголем, курением. При этом они не всегда осознают, каким негативным последствием для социализации их ребенка (детей) это может привести. Например, ученые из университета Сантьяго-де-Компостела в Испании выявили, вероятность возможного приобщения ребёнка к курению, в зависимости от того, в какой семье он воспитывается. В семье, где оба родителя не курят, шанс начать курить у подростка-мальчика составляет 12%, а девочки - лишь 5%. В семье, где оба родителя курят, это процентное соотношение - 24 и 23 процента. В неполной же семье, где курит мать, риски наиболее высоки. Вероятность начать курить у мальчика из такой семьи составляет 32%, а у девочки - 28 процентов.[24]
Наконец, важной проблемой неполных семей являются повышенные риски заболеваемости детей. По данным российских социологов и врачей - педиатров, дети из неполных семей чаще, чем дети из полных, подвержены заболеваниям (в особенности острым и хроническим). В среднем такие дети болеют в 2-1,7 раза чаще,1 а хроническая патология у них встречается в 3^4 раза чаще, чем у детей из полных семей.[25] [26] [27] Такая тенденция, по мнению специалистов, связана не только со стрессовым воздействием на ребенка ситуации развода и постразводного периода, но и с низкой медицинской активностью матери- одиночки. Последнее проявляется в редком обращении её к врачам в случае болезни детей из-за занятости или материального неблагополучия, а также в распространённой практике самолечения.
Медико-биологические исследования детей с хроническими заболеваниям показали, что у тех из них, кто воспитывается в неполных семьях, чаще бывают задержки развития речи. Выявлено, что такие дети менее устойчивы психически, требуют больше внимания со стороны взрослых.
Отдельные исследования свидетельствуют и о том, что в неполных семьях у детей более высокий риск смертности. Семидесятилетние наблюдения за 1521 ребёнком, проведенные в США, показали, что дети разведенных родителей имеют на 33% более высокий риск смерти в сравнении с теми, кто прожил с обоими родителями хотя бы 21 год.
Развод нередко негативно сказывается на здоровье и самих супругов. Исследования НИИ педиатрии АМН Российской Федерации показали, что около 11% женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно тех из них, которые имеют маленьких детей.[28]
Однако не следует преувеличивать негативные проявления, которые характерны для значительной части неполных семей. Имеются данные, что многих детей из таких семей отличают более высокие успехи, чем у их сверстников из полных, но конфликтных семей.[29] Да и в сравнении с детьми, воспитывающимися в полных благополучных семьях, способности их сверстников из неполных семей сильно не отличаются.
Таким образом, в современной России вызревает потребность в усилении внимания общества не только к вопросу материального неблагополучия многих неполных семей, но и к проблеме негативных психологических последствий воспитания детей в таких семьях. Исследование типологии и комплекса проблем неполных семей позволяет создать необходимую теоретическую основу для анализа и совершенствования деятельности государственных, региональных органов власти, муниципалитетов, общественных структур по оказанию социальной поддержки неполным семьям и эффективному проведению с ними социальной работы.
Развод — это далеко не лучший, а, пожалуй, худший вариант разрешения семейного кризиса. Он тогда имеет смысл, когда оба разведенных супруга могут сразу же создать новые семьи. Возможностей таких, к сожалению, немного. Иногда мешают психологические трудности, иногда — демографические. Как свидетельствует беспристрастная статистика, в течение 10 лет в повторный брак вступает лишь 68% мужчин и 27% женщин. Между первым и вторым браком разница в среднем 5,5 лет. Не скоро наступает равновесие после первой семейной катастрофы, немало нужно времени для восстановления душевных сил, осмысления всего, что произошло, поиска нового спутника жизни. Некоторые вовсе не могут преодолеть боязнь повторной ошибки и привыкают к одиночеству. Трудности создания новой семьи для разведенной женщины во многом обусловлены наличием детей, которые обычно после развода остаются с матерью (вероятность выйти замуж в этом случае в 3 раза меньше). Кроме того, после 35 лет главной причиной женского одиночества является нехватка мужчин соответствующего возраста из-за их повышенной смертности. По психологическим причинам из числа потенциальных «женихов» женщинами исключаются сильно пьющие мужчины. Следовательно, фактические шансы разведенных женщин еще ниже. Поэтому, чем старше женщина, тем труднее ей найти мужа. С возрастом и дети становятся старше и начинают активно препятствовать новому браку.
Несмотря на то, что мужчинам чаще, чем женщинам, удается преодолеть одиночество, вступив в новый брак, все-таки довольно значительная часть их либо остается холостяками, либо и во второй раз женится неудачно. Во-первых, травмы, нанесенные разводом, дают о себе знать и в новом браке. Во-вторых, новый брак не всегда решает проблему, так как он менее устойчив и подвержен распаду в два раза чаще, чем первый. По мнению специалистов, распад повторных браков во многом обусловлен личностными качествами отдельных мужчин: среди них часто встречаются такие эгоцентрики, которые ни с кем не могут ужиться. Именно поэтому «разводы совершаются не только в первом браке, но и во втором, третьем, четвертом. Видимо, не случайно некоторые исследователи называют повторный брак бессмысленным «бегом за горизонтом». Человек находится в состоянии постоянного ожидания, что следующий брак будет лучше. Каждый супруг чем-то не нравится, в чем-то не устраивает, и хочется надеяться, что другой будет «идеальным».
Однако нет никакой гарантии того, что новый брак будет счастливее предыдущего, поскольку и в нем любовь подвержена адаптации. Случаи стабильности брачных отношений в новом союзе чаще всего объясняются тем, что из опыта первого, хотя и неудачного супружества, люди извлекают уроки, избавляются от недостатков, которые мешали в прежней семейной жизни, становятся более уживчивыми и терпеливыми по отношению друг к другу. Но все это требует огромного психического напряжения, постоянной работы над собой.
Во втором супружестве есть свои особенности. Обычно те, кто прошел процедуру развода, утверждают, что любви не существует, что она выдумана. Поэтому партнеры, вступившие в повторный брак, уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и рассматривают супружество с рациональной точки зрения. Выбор нового спутника жизни осуществляется продуманно, с учетом достоинств и недостатков друг друга, совместимости интересов и потребностей. Мужчина и женщина стараются учитывать и исключать промахи, которые были в предыдущем браке, поэтому не решаются на второй брак, если обнаружат у кандидата те же или сходные недостатки, что были у первого супруга. В основе второго брака лежит сознательная симпатия, а не эмоциональная восторженность, как при первом. Здесь практически можно избежать разочарования, ибо есть опыт оценки мужчин и женщин, есть возможность до заключения брака испытать друг друга на психологическую удовлетворенность.
Следует заметить, что правильные выводы из предыдущей неудачи делают нормальные, адаптированные личности, которые выбирают для второго брака более адекватного партнера или ведут себя более разумно и тактично. Например, мужчина, имевший в первом браке излишне эмоциональную жену, постоянно требовавшую проявления внимания к себе, доказательств любви и восхищения ее достоинствами, для второго брака выбирает скромную, тихую женщину. Если в первом браке у мужчины была слишком заботливая жена, от чрезмерной опеки которой он чувствовал себя несмышленым ребенком, то во второй раз он отдает предпочтение женщине, с которой у него устанавливаются симметричные отношения. Он может остановиться даже на несамостоятельной женщине, рассчитывающей на его защиту и заботу, что позволит ему поддерживать в себе чувство ответственности и ощущение зрелости. Женщина, бывшая замужем за алкоголиком, желает найти для второго брака спокойного и непьющего человека, к которому она сможет проявить исключительную приветливость, если он будет дорожить домом и семьей.
Несколько иная картина повторного брачного выбора наблюдается у лиц, имеющих определенные личностные деформации или психические отклонения: невротические проявления, выраженный фрустрационный комплекс или патологические черты характера. Такие люди в повторном браке делают тот же неудачный выбор партнера, что и в предыдущем, допускают те же ошибки, которые привели к распаду первого брака. В частности, жена, которая развелась с мужем по причине его пристрастия в алкоголю, вновь выходит замуж за алкоголика. Муж, разведясь с женой-истеричкой, опять женится на истеричке, т.е. разведенные супруги переносят типичное для них неадаптивное поведение из первого брака во второй, и отношения, которые привели к дисгармонии в первой семье, повторяются.
Во втором браке могут возникнуть серьезные трудности, имеющие закономерный характер, справиться с которыми супругам поможет их житейская мудрость. Семейные отношения могут осложниться рядом глубоких и устойчивых противоречий: между прежними установками и необходимостью выбрать новые; между опытом прежней жизни и новыми семейными отношениями; между привычками, которые привносит в семью каждый из супругов, и необходимостью примириться с ними, либо избавиться от них. Противоречие может возникнуть между супружеской и родительской любовью, если от предыдущего брака остался ребенок. Нередко семье мешает и определенный психологический барьер. При вольном или невольном сравнении прежнего супруга с новым мужем вдруг обнаруживается, что первый в чем-то был лучше. А в сложных ситуациях супруги невольно начинают действовать, как и в прежней семье, негативными средствами, методами, по старой привычке.
Иногда в новой семье ведут себя наоборот: в прежней ссорились по пустякам, здесь — уступают и в принципиальных вопросах; если прежде в доме не было порядка, в новой семье чистоту доводят до абсурда; если раньше дом был открыт для друзей, то теперь живут замкнуто. Ошибка здесь заключается в крайностях. Супругам не следует бояться полезных навыков, которые они обрели в прежней семье. Просто следует пересмотреть опыт предыдущей семейной жизни, закрепить и умножить все доброе из прежнего багажа, если для новой семьи это тоже приемлемо, а затем можно постепенно вводить в супружескую жизнь новые обычаи и правила семейных отношений. Чтобы не возникло нежелательных недоразумений между супругами, накануне заключения брака лучше честно и искренне рассказать все, что было до супружества, ибо не исключено, что какие-либо «доброжелатели» могут привнести искаженную информацию со стороны.
Одной из особенностей повторного брака является также то, что партнеры постоянно сравнивают свою новую жизнь с прошлым супружеством и находят, что раньше они были счастливы в большей степени, чем сейчас (особенно это характерно для овдовевших супругов). Это может вызвать трудности психологической адаптации супругов в новом браке. Поэтому использование даже позитивного семейного опыта должно быть очень деликатным. Прежде всего, надо дать менее опытному супругу возможность проявить свои способности, выразить свои запросы, желания. Следует помочь ему приобрести уверенность в себе как в мужчине или в женщине.
Второе супружество нужно беречь особенно. Это тот случай, когда брак будет либо счастливым, либо его вообще не будет. Второй супруг достается женщине дорого, его не сразу встретишь, нелегко подобрать ключи к его сердцу. И мужчине вторая жена тоже достается через сомнения, размышления, опасения, оценку возможностей сделать женитьбу счастливой и быть отцом, а не отчимом ребенку. Именно психологическая совместимость стоит на первом плане при создании второго брака и первые годы его существования. Чтобы все негативное ушло в прошлое, надо создать в себе новый супружеский характер. Тогда постепенно сотрутся впечатления от первого брака, так как это качественно новая жизнь.