Файл: Конституционное защита прав и свобод личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, Конституция РФ 1993 года действительно является Конституцией демократического правового государства, потенциально мощной защитой прав и свобод личности, документом своего времен,. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина.

По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ превосходит аналоги более детальным рассмотрением многих принципов. Что особенно важно, Конституция РФ более четко регламентирует сферу вмешательства законодателей с целью ограничения публичных свобод.

1.2 Правовой статус человека и правовой статус гражданина с позиции, обеспечивающей и гарантирующей их роли государства во внутригосударственном праве

Гарантирование государством прав и свобод такой наиболее многочисленной категории лиц, как собственные граждане имеет ряд своих особенностей. Права и свободы граждан можно подразделить на те из них, которыми они обладают исключительно как индивиды, и на те, составляющие относительно небольшую группу, которые принадлежат исключительно гражданам. Конституция РФ в формулировании статей, посвященных правам и свободам человека и гражданина, применяет часто выражения «каждый», «все», «никто», имея в виду, что распространяются права действительно на каждого человека, находящегося на территории Российской Федерации безотносительно к тому, является ли он гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или апатридом. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, т.е. относятся к первой, наиболее многочисленной их группе, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст. 17 Конституции РФ). Основные права, принадлежащие только гражданину, гарантируются в основном и главным образом государством. Основывается данное гарантирование на той устойчивой правовой связи, которая существует между гражданином и государством его гражданства и в силу которой обеспечивается глубинная и постоянная сопричастность гражданина и его государства с широкими правовыми возможностями гражданина действенно участвовать в демократических процессах (выборах) формирования органов государства, в контроле над деятельностью государства, его органов и должностных лиц, в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. С этим связано и обладание гражданином тех политических прав, которые не могут принадлежать ни иностранному гражданину, ни апатриду. Гарантирование государством прав гражданина основывается на гражданстве – устойчивой правовой связи, существующей между гражданином и государством. Всеобщей декларации прав человека закрепляет как право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, так и равного доступа к государственной службе. И хотя данная статья обращена к «каждому человеку», совершенно очевидно, что в ней имеется в виду именно гражданин, поскольку только гражданин имеет доступ к государственной службе «в своей стране». Более существенно то, что группа прав и свобод, применимых исключительно к гражданам и не распространяющихся в силу гражданства на иностранцев и апатридов, сущностно в условиях демократического гражданского общества и правового государства однородны со всем массивом общепризнанных прав и свобод человека, отвечают единым принципам правового статуса личности, являются неотделимым комплексом единого правового статуса личности ( ст. 64 Конституции РФ).


Представляется, что важнейшей составляющей понятия государственного гарантирования прав и свобод является помимо гарантирования каждого права в отдельности, также и создание правовых условий, исключающих противопоставление их друг другу, конкуренцию и тем более их взаимоисключение. Сказанное относится и конституционным обязанностям. В связи с этим заслуживает быть отмеченной необходимость гарантирования государством осуществления принципов правового статуса человека и гражданина во внутригосударственном праве. Конституционные принципы в обобщенной, концентрированной форме характеризуют и закрепляют отношения, лежащие в основе правового статуса личности. К ним, по нашему мнению, следует отнести:

  1. принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 19 Конституция РФ);
  2. принцип равенства прав и свобод перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституция РФ);
  3. принцип соразмерности при осуществлении, исключающим нарушения, прав и свобод человека и гражданина с правами и свободами других лиц (ч.3 ст. 17 Конституции РФ);
  4. принцип обеспечения прав и свобод каждого правосудием (ст.18 и ч.1 ст.46 Конституции РФ);
  5. принцип публичности нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина ( ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
  6. принцип свободы доступа каждого к документам и материалам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не предусмотрено законом ( ч.2 ст.24 Конституции РФ).

Назначению государственного гарантирования отвечает и система конституционных принципов, относящаяся к области прав и свобод гражданина:

  1. принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации (ч.2 ст.6 Конституции РФ);
  2. принцип равенства обязанностей граждан Российской Федерации (ч.2 ст. 6 Конституции РФ);
  3. принцип единого и равного гражданства, независимо от оснований приобретения (ч.1 ст. 6 Конституции РФ);
  4. принцип невыдачи и не высылки государством граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ);
  5. принцип защиты и покровительства государством граждан Российской Федерации за её пределами ( ч. 2 ст.61 Конституции РФ).

С точки зрения характеристики механизма осуществления государственного гарантирования прав и свобод особое значение имеют те из них, которые непосредственно влекут конституционные обязательства государства. В данном случае каждое из таких обязательств выступает формой гарантирования конкретного права. Ими являются:


  1. права потерпевших лиц с соответствующими обязанностями государства охранять их посредством закона, а также обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсировать причиненный ущерб (ст.52 Конституции РФ);
  2. права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ);
  3. права каждого и соответствующая ответственность государства, связанные с обжалованием в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Итак, все формы и разновидности государственного гарантирования основных прав и свобод человека и гражданина – это гарантирование в строгих рамках права и посредством права – международного и внутригосударственного.

Системы государственного гарантирования как гарантирования правового позволяет сделать выводы о том, что:

  1. данное обстоятельство служит существеннейшей характеристикой государства, как государства правового;
  2. эта система дает возможность выявить соответствие праву всех законодательных и подзаконных актов, их норм;
  3. обеспечение, защита (государственная и судебная) и реализация основных прав и свобод человека и гражданина носит правовой характер;
  4. выявляет деструктивную несовместимость реального гарантирования государством основных прав и свобод с практикой их систематического и масштабного нарушения, неправомерного ограничения, не обеспечение необходимыми материальными, организационно-правовыми и др. ресурсами.

Институционально функция государства по гарантированию прав и свобод человека и гражданина выражена, согласно Конституции РФ, полномочиями ряда органов государственной власти и среди них прежде всего Президента РФ, который в соответствии с ч.2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В присяге Президента РФ народу при вступлении в должность содержаться слова: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина» (ст.82 Конституция РФ). Президент вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч.2 ст.85 Конституции РФ).

Полномочия законодательных органов Российской Федерации по вопросам обеспечения основных прав человека и гражданина входят как в ведение Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ : регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав и свобод национальных меньшинств), так и совместное ведение Федерации и её субъектов (ст.72 Конституции РФ : защита прав и свобод человека и гражданина).


Осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан входит в компетенцию Правительства РФ (ст.114 Конституции РФ).

Функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина составляет главное назначение судебной системы.

Смысл конституционной гарантии государственного признания обеспечения и защиты прав и свобод - в том, что и признание, и защита составляют обязанности всего государственного механизма, всех органов государства и должностных лиц и что неисполнение или ненадлежащее исполнение ими этих конституционных обязанностей означает нарушение Конституции РФ.

Итак, в отличие от основных прав и свобод человека и гражданина исключительные права гражданина в наибольшей мере связываются с государством, а потому и обусловливаются им. Для понимания этого феномена необходимо рассмотрение исключительных прав и свобод гражданина в аспекте сущности государственного суверенитета и гражданства как правового института, выражающего этот суверенитет.

Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. С учетом вышесказанного процесс поощрения и защиты прав человека и основных свобод на национальном уровне должен носить универсальный характер и осуществляться без каких-либо условий. В порядке реализации указанной задачи Всемирная конференция по правам человека, в частности, обратилась с настоятельным призывом к правительствам «включить стандарты, и укрепить национальные структуры, институты и органы общества, которые играют определенную роль в деле поощрения и защиты прав человека.

Права гражданина по своему объему не совпадают с объемом прав личности, т.к. гражданин, будучи личностью, обладает всеми правами и свободами человека, личности, однако сверх того он обладает некоторыми, по преимуществу политическими правами, которые на лиц - не граждан в пределах государства их территориального пребывания не распространяются. В связи с этим Баглай В.М. охарактеризовал права гражданина как «своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства».

Тем не менее, ни один из правовых документов о правах человека как универсального, так и регионального характера не относят указанное различие в правах между гражданином и не гражданином к разряду дискриминации.

«Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения», - говорится в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека. Она же отвергла какие-либо различия на основе политического, правового статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.


Таким образом, Права гражданина «вписываются» в указанное признание и поощрение государства, как уже отмечалось, прежде всего, потому, что права гражданина имеют естественной своей основой его права как человека.

Глава 2. Защита основных прав человека в условиях взаимодействия внутригосударственного и международного права.

2.1. Концепция единства и взаимодействия внутригосударственного и международного права в системе судебной защиты прав человека и гражданина.

Основами этой концепции выступают принципы единства и взаимодействия указанных самостоятельных систем права, позволяющие обоснованно и гарантированно защищать посредством суда основные права человека. Но содержательно эта концепция органично включает в себя также и основные правовые проявления и признаки, сопровождающие защиту основных прав человека в единстве и взаимодействии указанных систем права.

Единство, и взаимодействие права внутригосударственного в защите основных прав и демократических свобод человека основывается на признаваемых этими системами права назначении, функциях и ответственности суверенного государства как члена демократического сообщества по признанию, одобрению, обеспечению и защите прав и свобод человека. При этом среди защитных институтов государства первейшее место занимает суд.

Государство - основной субъект защиты прав человека и основных свобод. И, тем не менее, государство может осуществлять эту свою защитную функцию в системно взаимодействии с сообществом и его органами как универсальным, так и региональными; с отдельными государствами - членами сообщества. Деятельность государства обусловлена, прежде всего, соответствующими обязательствами перед выраженными в добровольно взятых на себя обязательствах. Так, согласно ст. 2 о гражданских и политических права государства – участники приняла на себя обязательство обеспечить каждому лицу эффективную защиту от нарушения прав и свобод, причем эта защита распространяется на случаи, когда «нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве». Государство должно обеспечить, чтобы, само право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, обеспечивалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства. Особенно в связи с этим требуют развития возможности национальной судебной защиты. На государство, возлагается правовое обязательство обеспечить применение компетентными властями правовой защиты, когда они им предоставляются. Правовой характер защите государством прав человека и основных свобод придает обязательность выполнения им определенных правил по защите с принципами и нормами международно-правовых соглашений. И если, например, п. 1 ст. 8 Европейской Конвенции закрепляет право каждого человека на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность его жилища и тайны корреспонденции, то в п. 2 этой статьи устанавливается соответствующее обязательство государства: «Вмешательство публичной власти в осуществление этого права не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц».Если государство-участник Конвенции в установленные п. 1 ст. 56 сроки денонсирует её, то такая денонсация не освобождает это государство от его обязательств по Конвенции в отношении любого акта, способного представлять нарушение таких обязательств, который мог быть совершен им до даты вступления денонсации в силу. На таких же условиях перестает быть стороной Конвенции государство, переставшее быть членом Совета Европы. С позиции Концепции единства и взаимодействия внутригосударственного права в системе судебной защиты прав человека и гражданина принципиальное значение имеют конституционные положения о том, что общепризнанные принципы и нормы права, закрепленные в конвенциях и иных документах, а также договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что в случае, если договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. «Учитывая это, - говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8, - суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений договора. Концепция единства и взаимодействия двух систем права предполагает также такое соотношение применяемых при защите принципов и норм, которое в состоянии обеспечить такое единство и взаимодействие. Механизм данного обеспечения и служит признаваемая государством обязательность для него приоритета общепризнанных принципов и норм права, равно как и правил правовых договоров перед внутригосударственными принципами, нормами и правилами в случаях возможных противоречий внутригосударственного права.