Файл: Конституционное защита прав и свобод личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматриваемая концепция единства и взаимодействия систем права в защите прав человека органично включает в себя не только право каждого человека на судебную защиту его прав, но и те необходимые правовые признаки – они же и качественные характеристики – которыми должны обладать суд, процесс судебного рассмотрения для защиты прав человека. В соответствии со ст. 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. При этом каждый человек, согласно ст. 10 Всеобщей декларации, имеет право для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения на то, чтобы на основе полного равенства его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Таким образом, эффективной реализации прав и свобод личности должна служить и четкая работа органов, образующих правоохранительную систему. Ведущее положение занимает в ней суд. По месту и роли суда в обществе можно судить о степени демократичности государства. Важным этапом в становлении подлинно независимого суда, а стало быть надежного обеспечения прав человека стало принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который в п. 2 ст. 1 констатировал, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Данный закон устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В последнее время во многих странах, в том числе и в России, сложился институт конституционного контроля, которому принадлежит важное место в юридическом механизме защиты прав и свобод человека


2.2. Правозащитная деятельность межгосударственных институтов и организаций и вопросы взаимодействия внутригосударственного права.

Развитие защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе – сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека, наделенных функциями контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией Гуманитарного права. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на региональном уровне является одним из наиболее значительных достижении регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и межправительственные организации. Ведущая роль государств в таком сотрудничестве проявляется прежде всего в том, что они играют решающую роль в разработке и принятии правовых актов в области прав человека, а также в создании как специализированных межправительственных организаций, занимающихся вопросами защиты прав человека, так и универсальных организаций, одним из направлений деятельности которых является защита прав человека. Ни что не препятствует государствам добровольно передавать на обсуждение организаций вопросы, касающиеся нарушения прав человека. Все большее внимание уделяется их функциям и полномочиям в деятельности ООН и в различных универсальных и региональных соглашениях. В этом процессе значительную роль играет и то обстоятельство, что отдельные вопросы традиционно отнесенные к внутренней компетенции государств, ныне регулируются и нормами права. В сфере ООН существует 6 основных конвенций в области прав человека: пакт о гражданских и политических правах; пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о правах ребенка. Эти, равно как и другие правовые документы, предусматривают разнообразные мера содействия осуществлению соглашений по правам человека, защиты этих прав. Гражданин РФ имеет возможность выбора разнообразных процедур и организаций, куда следует обращаться в случае нарушения прав и свобод. С точки зрения реализации положений ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, представляет наибольший интерес, в связи с вступлением в Совет Европы, анализ Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, где в первом разделе (ст. 2-13) содержатся права и свободы. Практика показывает, что любой гражданин (независимо от его дееспособности) имеет возможность обратиться в Европейские структуры по защите прав и свобод человека в том случае если он считает, что правительство нарушило его права и свободы, закрепленные в Европейской Конвенции и протоколах к ней с учетом интерпретации их содержания Европейским Судом. В отличие от процедур, предусмотренных Факультативным протоколом, Европейские структуры по защите прав и свобод предусматривают петиции не только от лиц, чьи права уже нарушены. Дело в том, что Страсбургское «прецедентное право» ввело понятие «потенциальной жертвы», нечто вроде доктрины вероятностного нарушения прав человека. Это означает, что индивид может заявить, что его права нарушены, если ему известно, что есть законодательство, допускающее нарушения таких прав. Достаточно, чтобы угроза нарушения прав была вполне реальной, отражалась бы на жизни потенциальных жертв и носила бы в отношении их непосредственный характер. Следует подчеркнуть, что правовой механизм защиты прав человека, в том числе предусмотренный Европейской конвенцией, – достаточно сложная система признанная быть устойчивой и постоянно демонстрирующей свои функции и правовое предназначение. В связи с этим подавляющее большинство обращений в Комиссию (как и в Комитет по правам человека в ООН) признаются неприемлемыми из-за несоответствия предъявляемым критериям приемлемости (ст. ст. 25,26,27,29 Европейской Конвенции). Что касается Европейского Суда, то до него по различным причинам, в том числе по причине разрешения вопроса во внесудебном порядке в соответствии с Конвенцией, доходят, в общем-то, немногие обращения.


Таким образом, Необходимо разработать ряд мер, направленных на реализацию конституционного права граждан на обращение в органы по защите прав и свобод человека, так как это далеко не автоматический процесс координационным центром в нем мог бы стать Верховный Суд России. Во-первых, целесообразно признать не только Европейскую Конвенцию, но и решения Европейского Суда источником российского права. Пленум Верховного Суда мог бы стать той нормативной базой, которая позволила бы судам всех уровней в своих решениях ссылаться на Страсбургское прецедентное право. Его использование в практике российских судов позволило бы обезопасить государство от лавины решений Европейского Суда, принятых не в пользу российского правительства. Во-вторых, необходимо систематически обучать судей применять прецеденты Европейского Суда, так как порой для них затруднен доступ к страсбургскому праву, ратифицированным РФ. Распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 68-рп «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина»

Заключение

Проводимые в России реформы, в том числе правовая и судебная, находятся, в сущности, в самой начальной своей стадии, характерной для переходного периода. Очевидно, что коренные качественные преобразования потребуются и за границами этого периода. У них весьма длительная историческая перспектива. Данная работа свидетельствует и подтверждает, что по самой сути процесс усиления взаимодействия внутригосударственного права в сфере основных прав человека: их обеспечения и зашиты ,содержательного обогащения и умножения, реальной ответственности государств за их реализацию и гарантирование-все это является конкретным проявлением все более усиливающейся в мире глобализации. Противоречие между процессом глобализации современного мира и возрастанием значимости, своеобразия ценностей различных человеческих цивилизаций с их культурой, традициями, стремлением сохранить свою самобытность и специфику образа жизни самым непосредственным образом относится и к сложившемуся к настоящему времени универсальному кодексу основных прав человека, и также в основном сложившемся правовому институциональному механизму поддержания и защиты этих основных прав, и к системе взаимодействия внутригосударственного права в сфере основных прав человека и др. Как справедливо отмечает Е.А. Лукашева «мы в основном обращаем внимание на универсальный характер прав человека, в наших подходах преобладает евроцентристский подход. Однако, оценивая тенденции в развитии прав человека, следует взвешенно подходить к соотношению европейских универсальных стандартов и традиционализма, культуры, религии иных цивилизаций (индийской, исламской, африканской, дальневосточной – Япония, Корея, Китай и др.)».


Конституцией РФ подчеркивается признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам права и в соответствии с Основным законом. Содержится принципиальной важности положение о том, что как непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления.

Приходилось при этом исходить из того, что до настоящего времени сущностная связь государства с правами человека, их взаимо обусловливающие отношения и зависимости (а это решающий фактор в выявлении взаимодействия внутригосударственного и международного права в отношении основных прав человека) остаются далеко не в полной мере раскрытыми и осознанными. Более того, весьма распространены суждения, исходящие из представления о некоей несовместимости прав человека с государством как таковым. Условия переходного периода к новому общественно-политическому строю и к новой цивилизационной эпохе как никогда ранее требуют осмысления проблем соотношения и взаимодействия Российского государства, становящегося в процессе такого перехода государством правовым, и универсальными демократическими правами человека.

Список литературы.

  1. Васильев, С.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами России в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Монография: моногр. / С.А. Васильев. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2016.
  2. Витрук, Н.В. Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства / Н.В. Витрук. - М.: Книга по Требованию, 2015
  3. Гаджиева, З. Р. Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления З.Р. Гаджиева. - М.: Проспект, 2015.
  4. Егорова, О. А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод судебной практике / О.А. Егорова, Ю.Ф. Беспалов. - М.: Проспект, 2014. 
  5. Конвенция "О защите прав человека и основных свобод". - М.: Рид Групп, 2014
  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. - М.: КноРус, 2016.
  7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. - М.: Норматика, 2016
  8. Нудненко, Л. А. Конституционные права и свободы личности в России / Л.А. Нудненко. - М.: "Издательство "Юридический центр" 2016.
  9. Нудненко, Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. Практикум по учебному курсу / Л.А. Нудненко. - М.: Юридический центр Пресс, 2016.
  10. Неказаков, В. Я. Конституционные права и свободы человека и гражданина в XXI веке. Проблемы теории и правоприменительной практики / В.Я. Неказаков. - М.: Юридический центр, 2015.
  11. Фромм Бегство от свободы. Человек для себя / Фромм, Эрих. - М.: Попурри, 2017
  12. Рассел, Джесси Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2015
  13. Защита прав человека. Сборник документов . - М.: Юридическая литература,2016.
  14.  Султанов, А. Р. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека: моногр. / А.Р. Султанов. - М.: Статут, 2014.
  15. Скокова, Л .И. И. С. Тургенев о правах человека в "Записках охотника" / Л.И. Скокова. - Москва:2015.
  16. Микеле де Сальвиа Европейская конвенция по правам человека / Микеле де Сальвиа. - М.: "Издательство "Юридический центр",2016.
  17. Колесников, Е. В. Конституционное право РФ / Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова, М.А. Кулушева. - М.: Высшее образование, Юрайт,2013.