Файл: Конституционное защита прав и свобод личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Конституции, как правило, имеют преамбулы. Преамбула – вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции. Конституция Российской Федерации является основным законом в Российской Федерации, на ее основе строится правовое государство и формируется гражданское общество Конституции играют огромную роль в жизни каждого государства, что определяется их особым местом в правовой системе страны. В самом общем виде конституцию можно определить как правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина. В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью. Именно поэтому конституции принимаются народом или от имени народа. Особенность субъекта, принимающего конституцию обусловливает важнейшую черту ее понятия: она носит учредительный характер. Конституция учреждает основы государственного и общественного строя, механизм осуществления государственной власти. Она носит учредительный характер и потому, что все ее предписания являются первичными и им не могут противоречить другие, издаваемые государственными органами акты.

По проблеме прав и свобод человека и гражданина существует весьма обширная литература, в значительной мере использованная при подготовке настоящей работы. К крупнейшим отечественным специалистам, внесшим значительный вклад в разработку теории прав человека, следует в первую очередь отнести: С.С. Алексеева, М.В. Баглая, А.А. Безуглова, И.П. Блищенко, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводина, Г.В. Игнатенко, О.Е. Кутафина, И.И. Лукашука, Д.А.Керимов.

Объектом исследования определена Конституция Российской Федерации и совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования являются отношения, урегулированные нормами конституционного права в части осуществления конституционной обязанности защищать права и свободы человека и гражданина.


Целью курсовой работы является рассмотреть непосредственно конституционную защиту прав и свобод личности по Конституции РФ, выявить недостатки Конституции РФ 2015 года в сфере защиты прав и свобод личности.

Задачи исследования. Предпринимая попытку наиболее глубоко и всесторонне раскрыть цели курсовой работы, постаралась более полно осветить следующие вопросы:

выявление содержания и значения роли государства в признании, соблюдении, гарантировании и защите основных прав граждан во внутригосударственном праве;

единство и взаимодействие внутригосударственного права в системе судебной защиты прав человека и гражданина и обоснование концепции такой защиты;

вопросы взаимодействия внутригосударственного права в сфере правозащитной

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектико-материалистический метод познания, а также частнонаучный сравнительно-правовой метод исследования.

Глава 1. Государство – основной гарант прав человека и гражданина

Государство как основной гарант прав человека в системах внутригосударственного права.

Гарантирование, зашита и реализация основных прав человека относятся к числу основных назначений и функций правового государства, согласно которой именно государство несет в первую очередь ответственность за осуществление всеми людьми и всеми группами людей демократических прав личности и основных свобод на основе полного равенства в их достоинстве и правах. В Преамбуле Всеобщей декларации прав личности подчеркивается необходимость того, «чтобы права личности охранялись властью закона», констатируется, что «государства–члены обязались содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав личности и основных свобод», а «всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства»[1]. Каждый человек без каких-либо различий должен обладать всеми правами и свободами – такова основная цель, сформулированная в ст. 2 Всеобщей декларации прав человека[2].

Государство гарантирует, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для гарантий прав человека и гражданина, – говорилось еще во Французской Декларации прав человека и гражданина (ст.12), – необходима государственная сила, она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена».


Государственное гарантирование, как представляется, функционирует в качестве единой правовой системы, в которой тесно взаимодействуют. Единство этой системы объективно обусловлено тем, что все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны.

При характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система гарантирования, обеспечения и защиты основных прав человека основывается на демократизме общественно-политического строя, вследствие чего и само правовое государство содержательно – институционально характеризуется как демократическое. Поскольку же, как об этом говорится в ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, само демократическое государство содержательно- институционно характеризуется как правовое.

Отметив, что демократия, развитие и уважение к правам человека и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими, Всемирная конференция по правам человека в Вене (июнь 2015 г.) констатировала: «Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. С учетом вышесказанного, процесс поощрения и защиты прав человека и основных свобод на национальном и международном уровнях должен носить универсальный характер и осуществиться без каких-либо условий». Венская декларация, наряду с мерами по содействию укреплению и созданию учреждений, связанных с правами человека, обратила внимание мирового Сообщества на острую потребность в развитии плюралистического гражданского общества. “В этом контексте особое значение имеет содействие, оказываемое по просьбе правительств в проведении свободных и справедливых выборов, в том числе, путем оказания помощи в аспектах прав человека, относящихся к выборам и информированию общественности о выборах. Не менее важным является содействие, которое должно оказываться укреплению законности, поощрению свободы выражения мнений, а также отправлению правосудия и реальному и эффективному участию народа в процессе принятия решений».

Весьма значим тот факт, что формирование демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенства права, разделения властей, народного представительства (парламентаризма) и др. – магистральный путь создания прочной системы гарантий основных прав и свобод.


Демократизм – основное сущностное свойство основных прав и свобод и гарантированность этого основного свойства может быть осуществление лишь адекватной им демократической международно-правовой и конституционной системами.

Но основные права и свободы обладают и другими сущностными свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии также определенных гарантирующих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль. Назовем сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина:

  1. признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2 Конституции РФ);
  2. признание прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ);
  3. неисчерпаемость общепризнанных прав и свобод их перечислением в Конституции РФ и недопустимость отрицания или умаления этих общепризнанных, но не перечисленных в Конституции РФ прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ);
  4. не отчуждаемость основных прав человека (ч.2 ст.17 Конституции РФ);
  5. неизменяемость основ правового статуса личности (ст.64 Конституции РФ);
  6. неограниченность действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч.1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции РФ;
  7. возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, помимо вышепоименованных, федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ);
  8. непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ);
  9. равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом (ст.19 Конституции РФ);
  10. государственная и личная защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст.4 Конституции РФ);
  11. судебная внутригосударственная и международно-правовая защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 46 Конституции РФ);
  12. способность прав и свобод человека и гражданина определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст.18 Конституции РФ).

Весь вышеприведенный перечень конституционно признанных сущностных особенностей основных прав и свобод следует, в свою очередь, подразделить на те из них, которые принадлежат правам и свободам исключительно лишь человека, личности (общепризнанные мировым сообществом права и свободы) и те, которые применимы к человеку и гражданину («каждому» в конституционном смысле).


К первым, безусловно, относятся общепризнанность прав и свобод, их неисчерпаемость, не отчуждаемость, неограниченность действия, способность прав и свобод определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и местного самоуправления. Особенность этой категории прав состоит как раз в отсутствии взаимной зависимости проявлений этих прав от государства, прерогатив властных государственных органов. В самом деле, как, например, может зависеть от государства способность указанных прав определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти, если содержательно правовое государство определяемо правами человека и основными свободами. Опять же, такое свойство прав человека и основных свобод, как непосредственность действия всем своим смыслом, подчеркивает независимость от государства и его власти способность реализоваться помимо государства вне сферы его суверенных прерогатив («непосредственно»). Само собой разумеется, что и общепризнанность, и не отчуждаемость, и неограниченность действия прав и свобод человека прямо свидетельствует о независимости этих свойств прав в их проявлениях прежде всего от государства.

Конституция РФ в порядке реализации общепризнанных в международном праве норм установила в ст.55, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Безусловно, указанное конституционное положение основано на общепризнанных международно-правовых нормах и, тем не менее, с ними содержательно не вполне совпадают, охватывает более широкий круг целей, достигаемых введением возможных ограничений прав ч.3 ст. 55 Конституции РФ. Всеобщая декларация прав человека(ст.29) даёт исчерпывающий перечень подобных целей («установлены законом исключительно с целью …»). При этом в перечне отсутствуют такие упомянутые ч.3 ст. 55 Конституции РФ цели введения возможных ограничений как защита конституционного строя, здоровья законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. И если Всеобщая декларация прав человека исходит из исчерпывающего перечисления конкретных целей, служащих основанием для возможного ограничения прав («каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям…»), то Конституция РФ ориентирует больше на меру возможных ограничений («могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях …»).