Файл: Налоговая система РФ (Структура налогообложения РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Эта тема - «Налоговая система Российской Федерации» - одновременно сложна, интересна и важна, поскольку одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащая дисциплина налогоплательщиков. Знание основ этой темы актуально как для тех, кто занимается бизнесом в нашей стране, так и для тех, кто только планирует его организовать. Ведь для его успешного формирования очень важно выбрать подходящую налоговую систему на этапе формирования бизнеса. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система.

Сбор налогов является самой древней функцией и одним из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с делением общества на классы и появлением государственности, как взносы граждан, необходимые для поддержания публичной власти. В истории развития общества ни одно государство еще не могло обходиться без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денег, которую можно собрать только за счет налогов. Исходя из этого, минимальная налоговая нагрузка определяется размером государственных расходов на выполнение его минимальных функций: администрация, оборона, суд, правоохранительные органы, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налоги.

Налоговой системе уделяется достаточно пристальное внимание, так как государство посредством налогов может успешно решать экономические, социальные и многие другие социальные проблемы.

Целью данной работы является раскрытие налоговой системы Российской Федерации, ее сущности, структуры, принципов построения, классификации налогов, функций и роли налогообложения в экономической системе общества, типов существующих налоговых систем, их Преимущества, минусы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ


Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.[1]

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность:

_ система налогов и сборов Российской Федерации;

_ налоговые правовые системы;

_ системы участников налоговых правоотношений;

_ нормативная база налогообложения.

Кроме того, к элементам налоговой системы относятся принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового законодательства.

В широком смысле налоги - это обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономический характер, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важные функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения доходов отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Регулирующая функция означает, что налоги, будучи активным участником перераспределительных процессов, оказывают значительное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, а также увеличивая или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Фискальная функция - главная характеристика всех государств. С его помощью формируются государственные денежные средства, то есть создаются материальные условия для функционирования государства, существует реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. , Фискальная функция налогов определяет регулирующую функцию, поскольку создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

Однако регуляторная роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, все еще слабо проявляется. Это объясняется тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, а следовательно, их основное бремя, а стабильность экономики препятствует проявлению налогового механизма как инструмента эффективного воздействия на производственный процесс. Однако в последнее время, когда вступил в силу Налоговый кодекс Российской Федерации, при принятии изменений и дополнений в эти налоги они стали учитывать их нормативное значение.[2]


Принятая законодательством система налогообложения является практическим инструментом перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, поэтому именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования неотъемлемых функций налогообложения, т.е. о роли налоговой системы.

Все налоги содержат следующие элементы:

_ объектом налогообложения является имущество или доход, подлежащий налогообложению;

субъектом налогообложения является налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

_ источник налога - т.е. доход, с которого уплачивается налог;

_ ставка налога - сумма налога на единицу объекта налогообложения;

Налоговая скидка - полное или частичное освобождение от уплаты налога.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года налоги, сборы, пошлины и другие платежи понимаются как обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, вносимый плательщиками в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами. Сочетание налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Таким образом, в соответствии с Налоговым кодексом в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения их собственного имущества, хозяйственного ведения или оперативного управления средствами в целях финансового обеспечения деятельность государства и (или) муниципалитетов; пошлина - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридическими лицами в отношении плательщиков пошлин государственными органами, местными органами власти, другими уполномоченными органами и должностными лицами, в том числе предоставления определенных прав или выдача разрешений (лицензий).

1.2 Классификация налогов

Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм их действия. Налоги классифицируются следующим образом:[3]

по субъектам платежей, что означает, что они делятся на налоги, взимаемые с юридических лиц, и налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то же время существует ряд налогов, общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.


методами зарядки. На этом основании существуют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги включают налоги на доходы и имущество. Прямые налоги подразумевают прямое снятие части подоходного налога. Косвенные налоги с прямых платежей с доходов или имущества, которые включаются в виде премии в цену или тариф за услуги. Юридическое обязательство по уплате косвенных налогов возлагается на компанию, производящую товары или услуги, или компанию, которая их продает. Но эти компании не являются фактическими налогоплательщиками в отношении косвенных налогов. В связи с тем, что они включены в цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно он покупает их по ценам, увеличенным на сумму услуг. Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству более полно использовать как налоговые, так и регулирующие функции налогов.

Прямые налоги сложно передать потребителю. Из них проще всего обстоит дело с налогами на землю и другую недвижимость: они включены в стоимость аренды и аренды, цены на сельскохозяйственную продукцию.

Косвенные налоги переводятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем больше налога переходит на потребителя. Чем менее гибкое предложение, тем меньшая часть налога передается потребителю, а большая часть оплачивается за счет прибыли. В долгосрочной перспективе эластичность предложения возрастает, и все большая доля косвенных налогов передается потребителю.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления и, при высокой эластичности предложения, к снижению чистой прибыли, что приведет к сокращению инвестиций или переполнению капитала. в другие сферы деятельности.

В зависимости от характера использования налоги делятся на налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня (штат, субъекты федерации, местные) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели. Целевые или специальные налоги зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.[4]

В зависимости от территориального уровня, на котором он взимается. Закон «Об основах налоговой системы» вводит разделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня:


1. федеральные (их правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством);

2. региональные (их правовое регулирование осуществляется федеральным и региональным законодательством; зачисляется в территориальные бюджеты);

3. местные (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляется в местные бюджеты).

В этом случае распределение налогов между бюджетами может быть различным. Перечень налогов, определенных федеральным законом, является закрытым, т. Е. Региональным и местным органам власти не разрешается взимать налоги или сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Но регионам и местным органам власти предоставлены достаточно широкие законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов Российской Федерации и местные органы власти могут самостоятельно принимать решение о введении региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), а также порядок и сроки уплаты этих налогов. Так, региональные и местные органы власти не могут повысить налоговую нагрузку на свою территории превышают пределы федерального закона, но они могут создавать более благоприятную налоговую среду для физических лиц и организаций путем установления более низких налоговых ставок при различных налоговых льготах и ​​т. д. до отказа от введения всех региональных или местных налогов. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и являются обязательными к уплате на всей территории России. В настоящее время к федеральным налогам относятся 16 налогов:

Косвенные налоги:

налог на добавленную стоимость (НДС);

_ акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

_ таможенная пошлина и таможенные сборы;

_ налог на покупку иностранной валюты и платежные документы, номинированные в иностранной валюте.

Прямые налоги:

_ налог на прибыль (доход) организаций;

_ налог на прирост капитала;

_ подоходный налог с физических лиц;

_ взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

_ налоги на недропользование;

_ государственная пошлина;

_ налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

_ налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

_ плата за право пользования животным миром и водными биологическими ресурсами;