Файл: Налоговая система РФ (Структура налогообложения РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

_ лесной налог;

_ водный налог;

_ экологический налог;

Федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но и в определенных пропорциях как в субфедеральный, так и в местные бюджеты, поэтому 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальная часть поступает в территориальные бюджеты, доля остальных федеральных Налоги в федеральный бюджет составляют: 75% НДС, 50% акцизный сбор на алкоголь, водку и алкогольные напитки, 20% налог на покупку иностранных банкнот, 30% земельный налог, 100% оставшихся акцизов, 100% подоходный налог.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, действующим в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Обязательна оплата на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги (налоги административно-территориальных единиц республик в пределах Российской Федерации, налоги территорий, областей и автономных образований.) В настоящее время включают 7 налогов:

Косвенные налоги:

  • налог с продаж. Прямые налоги:
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации правовыми актами муниципальных образований. Обязательно платить на территории соответствующих муниципалитетов.

Местные налоги включают в себя:

  • Земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • налог на рекламу;
    • налог на наследство и дарение;
  • Местные лицензионные сборы;
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники;
  • плата за победу в бегах;
  • плата за право вести кино и телевидение;
  • плата за право пользования местной символикой;
  • курортный сбор;
  • плата за право торговли;
  • налог на строительство промышленных объектов в курортной зоне;
  • налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурного назначения.

1.3 Принципы построения налоговой системы

Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 7) устанавливает основные принципы налоговой системы, регулирующей налогообложение на всей территории России:


1. Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать налоги, установленные налоговым законодательством, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2. Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития предприятия.

3. Налоги не могут применяться на основании политических, идеологических, этнических, конфессиональных и других аналогичных критериев.

4. Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему Российской Федерации.

5. Не допускается устанавливать дополнительные налоги, увеличивать или дифференцировать налоговую ставку и налоговые льготы в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического положения. место происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Чтобы понять суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они одинаковы для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен быть установлен с учетом способностей налогоплательщика, то есть уровня дохода. Подоходный налог должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

2. Необходимо приложить все усилия, чтобы налогообложение доходов носило разовый характер. Многократное налогообложение доходов или капитала недопустимо. Примером реализации этого принципа является замена в развитых странах налога с оборота, где налогообложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом только один раз до его внедрения.

3. Обязательство по уплате налогов. Налоговая система не должна оставлять налогоплательщика под сомнением неизбежности платежа.

4. Система и порядок уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для налоговых органов.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко приспосабливаемой к меняющимся социально-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение созданного ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, поскольку они обеспечивают реализацию всех функций налогов.

Налоговая система Российской Федерации основана на следующих принципах:


1. Приоритетным направлением освобождения от налогов является налогообложение субъектов хозяйствования (юридических лиц). В рыночной экономике такое явление требует поэтапной (постепенной) передачи налогового бремени гражданам.

2. По сравнению с зарубежными странами, относительно высока доля косвенных налогов и сравнительно меньшая доля прямых налогов. Более того, доля косвенных налогов в последнее время увеличивается.

3. Создание разветвленной системы Федеральной государственной налоговой службы Российской Федерации сверху донизу, прямое подчинение подчиненных ей структур вышестоящим органам власти, основной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, в том числе региональных и местные.

4. Наличие широкого спектра различных преимуществ, в основном направленных на стимулирование производства.

5. Разработаны и утверждены жесткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, в том числе меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

6. Установлено, что все субъекты предпринимательской деятельности должны быть зарегистрированы в налоговых органах с правом открытия банковского счета только после регистрации в налоговых органах.

7. Приоритет отдается направлению средств, имеющихся у предприятий на их счетах, для уплаты налогов по сравнению с остальными расходами предприятия. Налогоплательщикам предоставляется возможность получения по их запросу отсрочек и платежей в рассрочку в течение текущего года, а также финансовых санкций, если их использование может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Перечисленные принципы налогообложения учитываются при формировании налоговой системы России, адекватных рыночным преобразованиям.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

_ прибыль (доход);

Определяется стоимость определенных товаров;

_ добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

Юридическая собственность юридических и физических лиц;

Передача имущества в собственность (дарение, наследство);

С операциями с ценными бумагами;

Виды отдельных видов деятельности;

Объекты Другие объекты

Налоговые льготы (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), количеством граждан, зарегистрированных в налоговых органах, и количеством граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.


Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц в стране. Все питоги, сборы, пошлины и другие платежи «подпитывают» бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых взносов. Источником этих расчетов также является тот факт, что ВВП должен быть на должном уровне, а затраты на оплату труда оплачиваются на основе страховых взносов, связанных с заработной платой и включением в себестоимость продукции.

1.4 Правовая основа налоговой системы

Законодательство, регулирующее отношения по исчислению и уплате налогов в бюджет, в настоящее время включает три категории нормативных актов различного статуса.

Во-первых, это группа законов, регулирующих основные положения в процессе взаимодействия налогоплательщиков и государства (в лице налоговых органов) относительно уплаты налогов. Центральным элементом в этой группе является «Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, в котором определены основные принципы налогообложения, перечислены налоги, применяемые в Российской Федерации, права и обязательства налогоплательщиков и налоговых органов, а также штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и ряд других положений. И «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

Эта же категория нормативных актов включает в себя президентские указы, регулирующие определенные элементы налогового режима, и законодательные акты, посвященные каждому из действующих налогов по всей России. Эта группа нормативных актов может также включать ежегодные законы о федеральном бюджете Российской Федерации, поскольку они устанавливают элементы распределения налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации.

Во-вторых, это группа законов субъектов Российской Федерации, которые регулируют способы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативные акты, которые устанавливают конкретные льготы и ставки федерального налога в Российской Федерации. часть, предусмотренная федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта федерации, и дополнительные льготы по этому налогу).


В-третьих, это группа подзаконных актов. Прежде всего, в эту группу входят инструкции налоговой службы и Министерства финансов, в которых подробно описывается порядок исчисления и уплаты отдельных налогов в бюджет. В эту группу также входят инструкции, изданные финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие способы исчисления и уплаты этих налогов.

Итак, налоги - это один из экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику. В рыночной экономике любое государство широко использует налоговую политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в ​​рыночных условиях.

Использование налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов устанавливаются отношения между предпринимателями, предприятиями всех форм собственности, государственным и местными бюджетами, банками, а также организациями более высокого уровня. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе привлекаются иностранные инвестиции, формируется самостоятельный доход и прибыль предприятия.

Роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, продвижение и развитие ее приоритетных секторов велики. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Их обязательный характер определяется тем, что взносы производятся независимо от воли субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый налогоплательщик платит все установленные государственные и местные налоги, поскольку последние взимаются в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.[5]

Основным условием, которое порождает для конкретного лица обязанность по уплате налога, установленного законом, является объект налогообложения. Это основной юридический факт, порождающий налоговые обязательства. И хотя такие обстоятельства связаны с волей плательщика (получение дохода, продажа товаров, владение имуществом и т. Д.), В то же время физические и юридические лица не создают их специально, чтобы создать налоговые правоотношения, Наоборот, как известно, в пошлинах есть желание, если не уклоняться от него, то максимально снизить сумму уплаты налога. Это срочно требует четкого и полного представления в налоговом законодательстве тех условий и порядка, в которых взимаются налоги. И так, основная юридическая ценность объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговые обязательства, является фактической основой для сбора налогов. Законодательство в рамках налогового разбирательства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, их отражения в соответствующих документах налогоплательщиком, налоговым агентом или налоговым органом.