Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Психологические особенности детей младшего школьного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности в целом.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие
мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации
личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям. На сегодняшний день проблема общей способности к учению является актуальной, так как обусловлена потребностями практики. Во-первых, интерес исследователей прикован к названной проблеме в связи с изучением готовности детей к учению в школе, во-вторых, с возможностями формирования обшей способности к учению в младшем школьном возрасте как основы для субъектного вхождения в учебную деятельность.

Цель работы – исследовать особенности мотивации к учению у младших школьников.

Задачи работы:

  • исследовать процесс формирования мотивов к учению в младшем школьном возрасте;
  • рассмотреть педагогические средства формирования мотивации к учению у младших школьников;
  • охарактеризовать учебную мотивацию и особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.
  • провести исследование уровня мотивации в учебной деятельности обучающихся.
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: мотивация учебной деятельности на уроках у младших школьников.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что развитие мотивационной сферы детей начальной школы будет обеспечено в том случае, если система их обучения будет построена на основе психологических закономерностей и принципов развития и соответствовать познавательным потребностям и возможностям детей, их личностному своеобразию.

В работе использовались общенаучные методы познания – индукции и дедукции, анализа и синтеза, методы структурного, системного и ситуационного анализа, методика выявления ведущих мотивов будущих первоклассников М. Р. Гинзбурга, методика диагностики обучаемости А. И. Иванова; методика «Вербальный выбор»; методика диагностики мотивов Н. Г. Лусканова.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили научные работы, учебники по педагогике, возрастной психологии, публикации в периодической печати, информация в сети Интернет.


Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и одного приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи учебной мотивации и успеваемости в младшем школьном возрасте

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Наивысшей точкой детского возраста учёные считают младший школьный возраст. В этот период у детей остается достаточно много качеств, присущих дошкольному возрасту – наивность, доверчивость, легкомыслие. На взрослых младший школьник смотрит «снизу-вверх», признавая его авторитет, но в то же время начиная утрачивать свою непосредственность и проявляя иную логику мышления. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста становится учение, а также существенно изменяется его социальная ситуация развития – он осваивает новую для себя роль ученика. Таким образом, в школе наряду с приобретением знаний, умений и навыков, ребенок развивается социально, выводя межличностные отношения на более высокий уровень. Изменениям подвергается так же и ценностно-смысловая сфера ребенка, меняя уклад его жизни. М.В, Матюхина рассуждает: «…к концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном стиле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно- родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинять себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «я должен» над мотивом «я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе» [4].

В своей статье Е.И. Игнатьева пишет о том, что «…в данном возрасте (6-


8 лет и далее) основательно меняются все органы и ткани организма.

Меняется и поведение. У ребенка развивается воля, деятельность обретает направленность и смысл, появляется привычка придерживаться правил и норм поведения. Развиваются чувства, эстетические переживания, интересы» [2, 3].

В этом же направлении размышляет Д.Б. Эльконин. Он пишет, что

«…ребенок семи лет больше направлен на себя, как бы отвернувшись от окружающего мира. В каком-то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он хочет иметь свою комнату, свой угол в который может удалиться или складывать свои игрушки» [6, 8].

Младшие школьники в данном возрасте начинают отдавать приоритеты каким-либо определенным телевизионным передачам, таким образом находясь в постоянном «самотворчестве», наблюдая и активизируя мыслительные процессы. Помимо этого, отмечается постоянное стремление младших школьников что-либо творить руками: рисовать, лепить, собирать конструктор и т.д. Особое значение приобретают игры по правилам.

В этом возрасте ребенок становится достаточно требователен и критичен к себе, часто отдают очень много времени и энергии какому-либо захватившему их делу. Вследствие этого, семейные отношения могут приобретать характер обожествления то одного, то другого родителя.

Анализируя психологические подходы к проблеме психологических особенностей младшего школьного возраста, Д.Б. Эльконин делает выводы:

«…7-8 летние дети мыслят, используя логические операции конкретного операционного мышления. Лучше понимают связь между временем, пространством и расстоянием. Уменьшается эгоцентричность ребенка, он начинает все лучше понимать точки зрения других людей. У ребенка появляется чувство юмора. После 1-2 лет обучения в школе у ребенка улучшается память, речь, логика – все это результат обучения» [6, 8].

Однако, этот возраст так же примечателен наличием закономерного кризиса развития – кризиса 7 лет. Он сопровождается активным формированием эмоционально-волевой сферы ребенка, определением его потребностей, мотивов, в деятельности закрепляются характерные способы

реагирования на стимулы из внешнего мира. Основным и наиболее важным результатом прохождения ребенком кризиса 7 лет является, по мнению Д.Б. Эльконина, дифференциация внутренней и внешней стороны личности.

Общение в младшем школьном возрасте так же претерпевает изменение – оно становится внеситуативно-личностным. Младший школьник стремится выстраивать более глубокие, тесные и продолжительные отношения со сверстниками. Однако, в данном процессе часто возникают у детей трудности, выраженные в возможной конфликтности, обособленности и других нарушениях сферы общения. В первую очередь, это связано со слабой произвольностью эмоционально-личностной сферы. Если данную ситуацию не взять под контроль вовремя, то в будущем это может стать причиной серьезных нарушений межличностной сферы.


Как было сказано выше, меняется социальная ситуация развития ребенка, обусловленная расширением круга значимых в жизни людей. В сравнении с дошкольниками, у которых на первом месте в сфере общения стоят родители, с поступлением ребенка в школу меняются приоритеты межличностных контактов на сверстников и учителей. Младшие дошкольники начинают учиться защищать своё мнение и право на автономность (равноправие в межличностных отношениях). Дети знакомятся с другими культурами речевого и эмоционального общения, что возможно приводит к усложнению отношений вплоть до открытых конфликтов.

Мышление младшего характеризуется преобладанием крайностей видения окружающего мира (деление всего на «черное» и «белое»), что объясняет полярность и безапелляционность отношений детей друг с другом. Оценочные суждения в отношениях младших школьников друг с другом характеризуются упрощенностью и прямолинейностью, «ярлыками».

Стратегия поведения в различных ситуациях общения зависит от самой ситуации и предыдущего опыта, а также половозрастных особенностей. Таким образом, чем разнообразнее поведенческий репертуар у ребенка, тем легче ему адаптироваться к новому социуму.

Поступление ребенка в начальную школу ведет к появлению новой социальной ситуации развития, ключевой фигурой которой становится учитель.

Таким образом, в младшем школьном возрасте учебная деятельность превращается в ведущую, являя собой особую форму активности учащегося. Д.Б. Эльконин определяет учебную деятельность как «…особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения» [6, 8]. Это один из самых сложных и продолжительных видов деятельности, на который уходит около 10-11 лет жизни.

Изучая учебную деятельность, Д.Б. Эльконин выделял ее структуру, в которую включал мотивацию учения, учебную задачу, учебные действия, действия контроля, действие оценки. Рассмотрим каждый элемент подробнее. Мотивация учения – совокупность внешних и внутренних факторов, которые побуждают ребенка к учебной деятельности, придают ей значимость и смысл; учебная задача представляет собой сумму заданий, выполняя которые ребенок приобретает новые навыки деятельности; с помощью учебных действий идет усвоение учебной задачи (по сути, это те действия ребенка, которые он выполняет каждый день на уроках); действия контроля направлены на контроль хода усвоения учебных задач; действия оценки помогают оценить успешность или не успешность усвоения учебной задачи [1, 9].


Психические познавательные процессы в младшем школьном возрасте так же претерпевают особые изменения – теперь ведущей функцией становится мышление, которое окончательно переходит из стадии наглядно- образного к словесно-логическому мышлению. Обучение в школе характеризуется адаптацией к особенностям мыслительных операций младших школьников, то есть строится на приоритете словесно-логической составляющей. При переходе из одного класса в другой сокращается использование наглядных образцов в обучении, они заменяются терминами и понятиями, законами и теориями и т.д.

Таким образом, образное мышление становится все меньше и меньше необходимым в учебной деятельности, отходит на второй план, уступая место словесно-логическому.

Ближе к подростковому возрасту у ребенка начинают проявляться индивидуальные различия в стиле мышления: одни дети легче решают задачи словесного плана (их называют «теоретики» или «мыслители»); у других («художников») развито образное мышление; третьим необходима наглядность и опора на практические действия («практики»). Данные стили являются скорее крайностями, в мышлении большинства детей наблюдается относительное равновесие между тремя видами мышления.

Одним из условий развития теоретического мышления является формирование у ребенка научных понятий. С помощью теоретического мышления складывается иной подход к решению задач: субъект ориентируется не на внешние признаки и связи объектов, но в первую очередь рассматривает внутренние, существенные свойства. Полнота формирования теоретического мышления у младшего школьника напрямую зависит от типа обучения (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; JI.B.Занковым)[5, 10].

Уровень восприятия ребенка младшего школьного возраста отличается низкой дифференцированностью, что может проявляться, например, в допущении ошибок при написании похожих цифр и букв. Хотя ребенок этого возраста уже целенаправленно изучает предметы или рисунки, при их выделении (как и в дошкольном возрасте) делается акцент на ярких внешних свойствах – величина, цвет и форма.

Постепенно в процессе обучения меняется и восприятие: от анализирующего (больше характерного для дошкольников) к синтезирующему. Ребенок становится способен устанавливать связи между отдельными элементами воспринимаемых объектов, что наиболее ярко демонстрируется, например, при описании младшим школьником картины. Если в возрасте 2-5 лет ребенок лишь перечисляет предметы на картине, к 6-9 годам он уже описывает саму картину, а после 9 лет пытается интерпретировать ее содержание.