Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Психологические особенности детей младшего школьного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из первых теорию учебной деятельности начал разрабатывать Д.Б. Эльконин, который определял её как деятельность «…общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством); общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой); общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами)» [27].

В процессе реализации учебной деятельности основные изменения происходят в самом ученике. Это деятельность, целью которой является, в первую очередь, самоизменение её субъекта.

Успешность учебной деятельности напрямую зависит от мотивов её реализации. В первую очередь, они должны быть адекватными, то есть такие мотивы, которые напрямую связаны с её содержанием. Эти мотивы также направлены на собственное самосовершенствование, рост, личные успехи.

Целесообразно было бы отметить, что человек обучается, получается знания не только в процессе организованного обучения, но и при самостоятельном чтении книг, взаимодействия со средствами массовой информации, беседы с родителями, сверстниками, через игровую и профессиональную деятельность.

Таким образом, мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, но и, что очень важно. Существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности – младшего школьника. Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности субъекта этой деятельности. Именно этой первостепенной важностью мотивации в учебной деятельности субъекта объясняется ее специальное рассмотрение в нашей работе.

Выводы по первой главе

Проанализировав психолого-педагогическую литературы по изучаемой проблеме, мы можем сформулировать следующие выводы:

  1. Проблемой мотивационной сферы личности занимались разные представители отечественной и зарубежной психологии – А.Н. Леонтьев, С. Иванова, П.М. Якобсон, К.К. Платонов, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин, З. Фрейд, А. Маслоу, К. Левин, У. Макдауголл, Б. Скиннер.
  2. Под мотивом понимается внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определенной потребности. Исходя же из современных психологических представлений о мотивации, под мотивационной сферой понимается совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов. С точки зрения развитости, ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности.
  3. К основным особенностям младшего школьного возраста относятся, во-первых, расширение социального круга общения и изменение социальной ситуации развития, в центр которой встает учитель. Во-вторых, ведущей деятельностью возраста становится учебная деятельность, в который входят уже, во-первых, учебная деятельность как ведущая деятельность возраста, во-вторых изменяется социальная ситуация развития, в центре которой встает учитель. В развитии психических функций в младшем школьном возрасте также происходят специфические изменения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление, а все остальные психически познавательные процессы приобретают характер все большей осознанности и волевого контроля
  4. Учебная мотивация является одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности, а также, существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности – младшего школьника. Учебная мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности субъекта этой деятельности. Именно этой первостепенной важностью мотивации в учебной деятельности субъекта объясняется ее специальное рассмотрение в нашей работе;
  5. Выделяются два основных мотива учения - познавательные мотивы и социальные мотивы. Познавательная мотивация проявляется в ситуациях направленности ученика на работу с изучаемым объектом. Социальные мотивы ученика выражаются в его стремлении общаться и устанавливать различного рода отношения в процессе учебной деятельности. Таким образом, для одних учеников важен больше процесс познавания, для других – социальные контакты, возникающие во время этого процесса.

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по определению мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе

2.1. Краткая характеристика группы испытуемых

Для изучения мотивации учебной работы на уроках в начальной школе младших школьников, было проведено исследование. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ, во 2 «Б» и 3 «Б» классах.

Во 2 «Б» классе обучается 13 человек, 6 мальчиков и 7 девочек. Преимущественно ребята одного возраста. Во втором классе на повторный год обучения была оставлена М. В., которая имеет слабые способности в обучении. По характеру девочка спокойная, не конфликтная, исполнительная.

Результаты успеваемости 2 Б класса среднего уровня. Обучающиеся С. Н., И Р. и М. Н. имеют хорошие результаты в обучении, но в классе есть дети с низким уровнем знаний В. А., М. Л., М. Д., М. А. и Т. К., у них слабо развита память, испытывают затруднения в изучении нового материала. М. С., М. В. и В. А. требуется индивидуальная помощь учителя.

В классе дисциплина на должном уровне, но есть обучающиеся, которые иногда ее нарушают М. С. и Л. А. Дети Л. А., И. Р., С. Н., М. С. и М. Н. активны в жизни класса. Ребята с удовольствием выполняют поручения классного руководителя и свои обязанности в классе, но есть ученики менее активны, в силу своей скромности и застенчивости

Детей в классе можно назвать дружными. Они помогают друг другу, если у кого-то что-то не получается. На уроках, по необходимости, всегда делятся школьными принадлежностями.

В 3 «Б» классе обучается 13 человек, 8 мальчиков и 5 девочек. Преимущественно ребята одного возраста.

Результаты успеваемости 3 Б класса среднего уровня. За время обучения в школе выявлена группа детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса (Б. А., Б. С., И. Н., Ф. Л.), есть ученики, которые присматриваются, осторожничают, не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал (К. З., К. М., К. А.).


Есть ученики, которые обладают неустойчивым вниманием, дольше других включается в работу, с трудом переключает свое внимание с одного вида деятельности на другой, нуждается в постоянной поддержке учителя (Б. И., К. В., М. А.).

В классе выявлена группа ребят, которые являются лидерами и другие дети «тянутся» к ним: И. Н., Ф. Л.

Большинство учеников класса открыты и легки в общении. За небольшим исключением дети в классе неконфликтны, легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками.

В исследовании были применены диагностики с целью выявить уровень развития мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Чтобы определить мотивы учения обучающегося, необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальные исследования. Исследование проводилось методом письменного опроса с применением анкет: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, так как он позволяет лучшим образом отражать отношение детей к школе и учебному процессу и «Анкета определения доминирующих мотивов учения» Н. Г. Лускановой, по которому можно определить уровень учебной мотивации обучающихся.

Цель исследования: выявить уровень школьной мотивации.

Задачи:

1. Оценить уровень мотивации учения младших школьников.

2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Исследование проводилось во 2 «Б» классе - возраст 7-8 лет (13 чел.) и в 3 «Б» классе 8-9 лет (13 чел.).

Вопросы анкет «Оценка уровня школьной мотивации» и «Определение доминирующих мотивов учения» (см. Приложение А; Приложение Б).

Обучающимся раздали бланки анкет для оценки уровня школьной мотивации (приложение А), а затем была дана инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса». Далее, детям раздали бланки анкеты определения доминирующих мотивов учения (приложение Б), и дана инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен список утверждений. Внимательно изучите этот список и выберите три наиболее важных мотива, которые характеризуют ваше отношение к учебе. Номер выбранного утверждения обведите в кружок. Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов».

После того, как испытуемые отметили свои ответы, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.


2.2. Анализ результатов исследования

После обработки результатов исследования получены следующие данные:

Таблица № 1

Заключения по итогам диагностики уровня школьной мотивации обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ

Фамилия Имя

обуч – ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

В. А.

3

3

3

3

3

3

3

3

0

1

2.

Д. Н.

3

3

3

1

3

0

3

3

3

3

3.

З. Н.

3

1

1

1

1

3

1

3

3

1

4.

И. Р.

3

1

0

1

1

3

3

3

3

3

5.

К. Б.

3

3

1

1

0

1

0

1

3

3

6.

Л. А.

3

3

3

3

1

3

3

3

3

3

7.

М. В.

3

3

3

3

0

0

3

3

3

3

8.

М. А.

1

3

3

1

1

0

3

3

3

3

9.

М. Д.

3

3

3

3

0

3

1

3

1

3

10.

М. А.

1

3

0

3

0

3

1

3

3

3

11.

М. Н.

1

1

3

3

3

3

3

3

1

3

12.

С. Н.

3

3

3

3

3

3

3

0

3

1

13.

Т. К.

0

3

1

3

1

1

0

1

3

3


Таблица № 2

Оценка уровня школьной мотивации обучающихся 2 «Б» класса МБОУ СОШ

Уровень школьной мотивации (баллы)

Количество школьников

Количество школьников %

25 – 30

4

31

20 – 24

6

46

15 – 19

3

23

10 – 14

0

0

Ниже 10

0

0

Методика: «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой.

Цель: Выявить уровень школьной мотивации обучающихся 2 «Б» класса.

Количественный анализ:

В методике участвовало 13 человек 2 «Б» класса.

Первый уровень. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. 31% обучающихся показали высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Второй уровень. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство обучающихся 2 «Б» класса, успешно справляющихся с учебной деятельностью. 46% обучающихся имеют хорошую школьную мотивацию.

Третий уровень. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. У 23% обучающихся наблюдается положительное отношение к школе, но школа привлекает их больше внеучебными сторонами.

Четвертый уровень (низкая школьная мотивация) и пятый уровень (негативное отношение к школе) обучающихся во 2 «Б» классе выявлено не было.

Качественный анализ:

Обучающиеся 2 «Б» класса с анкетированием справились успешно. Высокий уровень мотивации у 4 человек - 31% обучающихся, хорошая школьная мотивация у 6 человек - 46%, положительное отношение к школе у 3 человек - 23%. Таким образом 100% обучающихся приспособлены к учебной деятельности, адаптировались в начальном звене. По данному тесту обучающихся с низкой школьной мотивацией и детей, находящихся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, выявлено не было.

Таблица № 3

Заключения по итогам диагностики уровня школьной мотивации обучающихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ.

Фамилия Имя

обуч – ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

А. С.

1

3

3

1

3

0

3

3

0

1

2.

Б. А.

3

3

3

1

3

1

3

3

0

3

3.

Б. И.

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

4.

Б. С.

3

1

0

1

1

3

3

3

3

3

5.

З. Е.

3

3

1

3

3

1

1

1

3

3

6.

И. Н.

3

3

3

3

1

3

3

3

3

3

7.

К. З.

1

3

3

3

0

0

3

3

1

1

8.

К. А.

1

3

3

1

1

0

3

3

1

1

9.

К. В.

0

1

1

1

0

1

1

3

1

3

10.

К. М.

1

1

1

1

1

3

1

1

3

3

11.

М. А.

1

1

0

1

1

3

3

1

1

1

12.

О. И.

1

3

3

3

3

3

3

0

3

1

13.

Ф. Л.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3