Файл: Социально-психологический климат организации (Анализ понятия «социально-психологический климат» в отечественной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Социально-психологический климат организации» обусловлена тем, что среди задач социального управления одно из ведущих мест занимает создание благоприятного социально-психологического климата в организации. Это важная комплексная проблема, включающая повышение удовлетворенности трудом членов коллектива, воспитание чувства гордости за свой коллектив, повышение престижности ряда профессий, создание условий для всестороннего развития личности в коллективе, для наиболее полного удовлетворения ее социальных потребностей, улучшение взаимоотношений с коллегами по работе и руководством, развитие новых традиций, норм и правил формирования корпоративной культуры и т.д.

Актуальность изучения проблем социально-психологического климата организации на современном этапе вызвано рядом социально-психологических тенденций научно-технической революции, к которым относятся: интенсификация (наращивание ее темпов, ритмов и уровня напряженности) психической деятельности работников организации; развитие духовного потенциала человека, рост его социальных потребностей, при том, что условия формирования социально-психологического климата, многообразны и охватывают практически все воздействия, оказываемые на коллектив.

В настоящее время возрастает интерес к проблеме социально-психологического климата в организации, в том числе и в контексте его влияния на эффективность совместной деятельности людей. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. По мнению Б.Д. Парыгина, одной из наиболее точных индикаторов социально-психологического климата является преимущественное настроение ее членов. Исследователи приходят к выводу, что формирование благоприятного климата является одним из важнейших условий роста продуктивности труда и качества выполняемой работы.

Цель работы: исследование социально-психологического климата организации.

В соответствии с целью в работе решались задачи:

1. Проанализировать понятие «социально-психологический климат» в отечественной психологии.

2. Охарактеризовать основные показатели социально-психологического климата организации.


3. Провести эмпирическое исследование социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Объект исследования: коллективы учреждений образования двух типов - школы (МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8») и гимназии (МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1»).

Предмет исследования: социально-психологические факторы формирования климата педагогического коллектива и пути его оптимизации.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой наиболее важными факторами, определяющими уровень социально-психологического климата (СПК) коллектива, являются индивидуальные особенности его членов, так как СПК всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования: теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; экспериментальные: тестирование; статистическая обработка, интерпретация результатов.

Структура работы: исследование включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Анализ понятия «социально-психологический климат» в отечественной психологии

Социально-политический климат (СПК) является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности. Социально-психологический климат трудового коллектива - это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому.

Анализ литературы[1] свидетельствует, что в настоящее время не существует единого подхода к определению сущности СПК. Но здесь наметились две тенденции:


  • дифференцированные определения, которые сводятся к полному перечню эмпирических характеристик СПК, причем набор таких характеристик у всех разный, и
  • интегрированные определения, в которых делается попытка обобщающего подхода к понятию «СПК».

В конце 60-х гг. появилась работа «К вопросу о СПК научно-исследовательского коллектива» Г.А. Моченова и М.Н. Ночевника, в которой было дано определение понятия «СПК» и проанализировано состояние исследований этого феномена. По мнению авторов[2], «под социально-политическим климатом следует понимать эмоционально-психологический настрой, который складывается в коллективе в процессе работы. Этот эмоционально-психологический настрой появляется в результате того, что при непосредственных личных контактах работников все связи между ними (функциональные, организационные, информационные, специальные и идейно-психологические) приобретают эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива».

В 1976 г. на XXV съезде КПСС отмечалось, что «здоровый СПК в коллективе благоприятно сказывается на результатах производства». В этот период большой вклад в разработку методов диагностики, прогнозирования и регуляции СПК сделал Б.Д. Парыгин[3]: понятие «СПК коллектива» по его мнению отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Социально-психологическая концепция Л.Г. Почебута и В.А. Чикера, базирующаяся на четырех подходах к пониманию природы СПК, позволила провести эволюционный анализ термина «СПК» в отечественной психологической науке[4].

Представители первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) рассматривают климат как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. С позиции данного подхода сопоставление взглядов позволяет выделить важную интегральную особенность социально-психологического климата: общественно-психологический характер его возникновения.

Сторонники второго подхода (А.Н. Лутошкин, А.А. Русалинова) подчеркивают, что сущностной характеристикой СПК является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.


Авторы третьего подхода (Б.Д. Парыгин, В.А. Покровский, В.М. Шепель) анализируют СПК через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

Создатели четвертого подхода (Л.Н. Коган, В.В. Косолапов,
А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

Все исследователи сходятся во мнении, что социально-политический климат как степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности, выполняет ряд важных функций:

  • консолидирующую, которая заключается в сплочении членов коллектива, в объединении коллективных усилий, направленных на решение профессиональных задач;
  • стимулирующую, направленную на создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • стабилизирующую, обеспечивающую устойчивость межличностных отношений, создание необходимых предпосылок для успешной адаптации в коллективе новых сотрудников;
  • регулирующую, связанную с утверждением норм взаимоотношений членов коллектива.

Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знания его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы.

1.2. Основные показатели социально-психологического климата организации

Социально-психологический климат определяется как система сложившихся в трудовом коллективе межличностных отношений между его членами.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата в коллективе - постоянная практическая задача, во-первых, руководителей, во-вторых, психологической службы и, в-третьих, каждого члена коллектива.

Отношения, складывающиеся на основе деловых контактов, восприятия людьми друг друга и их реального взаимодействия, относятся к категории непосредственных межличностных. Следовательно, результатом такого общения, при котором людей связывает профессиональная деятельность, являются опосредованные межличностные отношения.


Таким образом, характер межличностных отношений определяется условиями и содержанием совместной деятельности людей.

В общем виде социально-психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности.

Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива организации являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность.

Кратко рассмотрим сущность этих показателей[5].

Сплоченность - один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными - уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.

Ответственность - контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

Контактность и открытость - определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.

Рассматривая условия, формирующие социально-психологический климат коллектива, следует выделить две группы факторов: макросреды и микросреды.

К факторам макросреды в первую очередь относится общественный строй данного общества, его мораль. Этот фактор воздействует на социально-психологический климат коллектива во многом через отношение к труду, который соответственно может представлять собой или самостоятельную ценность, или только средство к существованию. Принятые и ободряемые обществом нормы морали также оказывают влияние на нормы поведения в коллективе.

Существенное значение в формировании социально-психологического климата коллектива имеют такие социально-демографические характеристики, как пол, возраст, образование и т.д. его членов. В частности, половой состав группы заметно отражается на социально-психологическом климате, так как строится, например, в мужских и женских коллективах на принципиально иных основах. В чисто мужских коллективах социально-психологический климат всегда выше по номиналу, чем в чисто женских, так как в них значительно меньше личных конфликтов. Это зависит от различных ценностных ориентаций у различных полов. Для мужчин в труде более важны: содержательность труда и престижность высокого заработка; для женщин - удобный режим работы и хорошие условия труда, а также хорошие отношения с руководящим составом. Кроме того, в мужских коллективах действует закон «мужской солидарности», основанный на большой толерантности (терпимости) по отношению друг к другу. У женщин же «женской солидарности» значительно меньше. Они более требовательны по отношению друг к другу, склонны проводить моральный анализ достоинств и недостатков. Считается, что оптимален смешанный половой состав, так как в этих условиях отношение к труду лучше за счет того, что женщины меньше затрачивают времени на обсуждение личных проблем, мужчины испытывают прилив соревновательной активности, повышается культура поведения, есть общий стимул для общения вне работы. В то же время диспропорции в составе по полу (один из всех - противоположного пола) могут приводить к неблагоприятным последствиям.