Файл: Социально-психологический климат организации (Анализ понятия «социально-психологический климат» в отечественной психологии).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Анализ понятия «социально-психологический климат» в отечественной психологии
1.2. Основные показатели социально-психологического климата организации
2.1. Методический инструментарий и процедура исследования
Возрастной состав группы также определяет некоторые особенности формирования социально-психологического климата. Так, в молодежных коллективах социально-психологический климат зависит от возможностей и организации общения вне работы, потому что у молодежи повышенная потребность в общении, и в рабочее время она не удовлетворяется. Если такой возможности нет или руководитель игнорирует эту проблему, то разобщенность в коллективе может возникнуть из-за наличия различных референтных групп «на стороне» у членов этого коллектива.
Факторы микросреды, проявляющиеся непосредственно в самом коллективе и в большой степени зависящие от руководителей, можно разделить на факторы материальной и социальной микросреды. К факторам материальной микросреды относятся: содержание и характер выполняемой трудовой деятельности; условия труда; уровень организации труда; система стимулирования труда. Хорошие условия труда могут поддерживать благоприятный социально-психологический климат, но не создавать его. Благоприятно влияет на коллектив не столько уровень, сколько динамика условий труда. В этих изменениях проявляется внимание к людям, которое не может не сказаться на их взаимоотношениях и отношении к труду.
Благоприятный социально-психологический климат как результат систематической психологической работы с группой и проведения специальных мероприятий, направленных на гармонизацию отношений внутри коллектива, зависит, прежде всего, от доверия и требовательности его членов друг к другу. Свободное выражение своего мнения, возможность профессионального роста, отсутствие давления со стороны руководства, информированность членов коллектива о его деятельности, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи коллегам, принятие каждым на себя ответственности за состояние дел являются необходимыми условиями его формирования.
Для неблагоприятного социально-психологического климата характерны пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, непонимание и недоверие.
Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе. В целом, благоприятный социально-психологический климат является необходимым условием его эффективной деятельности, а также удовлетворенности результатами организации труда и отношениями с коллегами.
Все обозначенное выше позволяет сделать вывод:
На современном этапе понятие «социально-психологический климат» рассматривается как результат совместной трудовой деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он может выступать в качестве весомого фактора, влияющего на эффективность тех или иных социальных явлений и процессов, происходящих в трудовом коллективе. Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников, продуктивность и удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Таким образом, социально-психологический климат организации выступает своего рода показателем уровня личной включенности человека в профессиональную деятельность и способствует выявлению возможных проблем, встречающихся на пути реализации психологических резервов трудового коллектива. В данном контексте немаловажно и то, что оптимальная реализация личностных и групповых возможностей трудового коллектива во многом зависит от эффективности совместной профессиональной деятельности. Благоприятная атмосфера в коллективе и хорошие межличностные отношения не только позитивно влияют на результаты трудовой деятельности, но и перестраивают человека, формируют его новые возможности.
На формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе влияют психологические особенности личности, которые либо способствуют, либо мешают формированию чувства общности и психологический настрой в организации.
В частности, социально-психологический климат оказывает влияние на следующие стороны жизнедеятельности человека:
- отдача личности в трудовой деятельности, степень реализации ее способностей (если общий эмоциональный настрой в коллективе положительный, то человек с удовольствием идет на работу с максимальным желанием реализовать себя в ней);
- трудовая стабильность личности (намерение продолжить работу в данном коллективе или искать другую работу), что связывает социально-психологический климат с проблемой текучести кадров: анализ причин увольнения показывает, что в качестве основных выдвигаются такие объективные факторы, как удаленность от дома, неудовлетворительные условия работы и т.д., однако очень часто предлог скрывает основную причину: неблагополучные отношения в коллективе;
- здоровье людей (эмоциональная сфера человеческой психики теснейшим образом связана с работой нервной системы), поэтому неблагоприятный социально-психологический климат вызывает различные заболевания нервной системы, что отражается и на количестве психосоматических заболеваний, например, заболевания сердечно-сосудистой системы. В хорошем коллективе человек старается не подводить других и некоторые болезни переносит на ногах, а в коллективе с отрицательным психологическим климатом даже легкое недомогание вызывает у него тревогу, и иногда он бессознательно использует этот повод для отлучки с работы;
- эмоциональный настрой в семье (при плохом социально-психологическом климате в коллективе человек вынужден разряжать свои переживания и напряженное состояние дома), так проявляются защитные механизмы личности;
- общее отношение к жизни (благоприятный социально-психологический климат раскрепощает способность человека получать удовольствие от жизни, радоваться ей, при этом человек полон энергии, бодрости, и, напротив, при плохом социально-психологическом климате он пытается «уйти» от отрицательных эмоций, переоценивая ценности, стремясь только к своему дому, к личному покою), так меняются даже личностные особенности человека: он становится более эгоистичным и неблагоприятные состояния со временем могут закрепиться в отрицательных чертах характера и повлиять в дальнейшем на судьбу человека.
Таким образом, социально-психологический климат организации играет одну из важнейших ролей в жизни каждого индивида и жизненного цикла организации в целом.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГИМНАЗИИ И ШКОЛЫ)
2.1. Методический инструментарий и процедура исследования
Цель исследования: психологическая диагностика социально-психологического климата педагогического коллектива.
В соответствии с целью в исследовании решались задачи:
- подбор диагностического инструментария;
- проведение психологической диагностики;
- анализ и интерпретация полученных результатов.
Гипотеза исследования: наиболее важными факторами, определяющими уровень социально-психологического климата коллектива, являются индивидуальные особенности его членов.
Исследование проводилось на базе двух образовательных учреждений - гимназии и средней школы.
В соответствии с законодательством образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»[6]).
Гимназия от школы отличается тем, что для присвоения статуса гимназии обычному учебному учреждению придется полностью заменить состав педагогов. Только тогда она будет соответствовать особому уровню преподавания. Для организации образовательного процесса в гимназиях учителя обязаны обладать высшей квалификационной категорией, а также участвовать во всех конкурсах, нацеленных на оценку педагогического мастерства. Подавая документы для поступления на работу в такое учреждение, педагоги должны представить портфолио с результатами своей деятельности.
В исследовании приняли участие 2 коллектива учителей (по 15 чел. в каждом): коллектив Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани «Гимназия №1» и коллектив общеобразовательной школы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8». Стаж работы исследуемых учителей - от 1 до 31 года.
МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1»[7] находится по адресу: 414056, Россия, г.Астрахань, ул. Комсомольская Набережная, 7 а. Дата основания гимназии: 01.09.1975; сотрудников - 69 чел.; учеников - 1060 чел.
Директор гимназии: Н.А. Муштакова, кандидат педагогических наук, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации.
МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8»[8] находится по адресу: 414056 г. Астрахань, ул. Татищева, 8а.
Дата основания школы: 01.09.1963; сотрудников - 52 чел., учеников - 974 чел.
Директор школы: учитель русского языка Т.В. Муравьева.
Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1. Опрос педагогического коллектива МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» и МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8».
2. Тест «СПСК» - социально-психологическая самооценка коллектива (О. Немов)[9] выявляет следующие направления характеристик: ответственность; коллективизм; сплоченность; контактность; открытость; организованность; информированность. Для получения средней оценки сначала подсчитываются средние оценки группы по каждому из 70 основных суждений. Критерии оценок суждений: 0-1.1 - очень низкий; 1.2-2.3 - низкий; 2.4-3.5 - средний; 3.6-4.8 - высокий; 4.9-6 - очень высокий. Приведенные данные суммируются (по каждому показателю) и заносятся на график, который наглядно демонстрирует социально-психологический климат каждого коллектива.
3. Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А.С. Михайлюк, Л.Ю. Шарыто) позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание - нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей характера членов коллектива»[10].
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 - на ответы-утверждения; 7, 8, 9 - на ответы по шкале «1-9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
- отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 - на ответы-утверждения; 1, 2, 3 - на ответы по шкале «1-9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
- неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 - на ответы-утверждения; 4, 5, 6 - на ответы по шкале «1-9»); ответы на два вопроса - неопределенные, а третий может иметь другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й - к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й — к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).
3. Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента[11]).
Проанализируем полученные в ходе диагностики результаты.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
После проведения опроса учителей МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» и МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8» данные были собраны и обработаны по методике А. Немова[12]. Все суждения, кроме контрольных показывают степень развития коллектива, а, следовательно, и социально-психологического климата в нем.
Для получения средней оценки сначала подсчитывали средние оценки группы по каждому из 70 основных суждений.
Данные полученные в ходе диагностики учителей МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» по методике СПСК Р.С. Немова представлены на схеме (рис. 1).