Файл: Социально-психологический климат организации (Анализ понятия «социально-психологический климат» в отечественной психологии).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Анализ понятия «социально-психологический климат» в отечественной психологии
1.2. Основные показатели социально-психологического климата организации
2.1. Методический инструментарий и процедура исследования
Рисунок 1. Социально-психологический климат коллектива МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» по методике СПСК Р.С. Немова
Проанализируем данные полученные в ходе диагностики учителей МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» по методике СПСК Р.С. Немова. Из отдельных, частных видов отношений очень высокого уровня развития достигли следующие (см. рис. 1):
- быстро находят между собой общий язык (4,9 балла), знают задачи, стоящие перед коллективом, оказывают помощь новичкам и членам других коллективов, умело взаимодействуют друг с другом в работе (5 баллов), радуются успехам друг друга (5,1 балла), делятся опытом работы с новичками и с членами других коллективов (5,2 балла).
- самые низкие показатели были выявлены на среднем уровне, а именно: осуждают проявление индивидуализма (2,7 балла), личные интересы подчиняют интересам коллектива (3,2 балла), одному и тому же посвящают свой досуг (3,3 балла).
Полученный социально-психологический рельеф учителей МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» можно подвергнуть качественному анализу. По общему среднему баллу данный коллектив учителей оценивается как находящийся на оптимальном, хорошем уровне развития.
Данные полученные в ходе диагностики учителей МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8» по методике СПСК Р.С. Немова представлены на схеме (рис. 2):
Рисунок 2. Социально-психологический климат коллектива МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8» по методике СПСК Р.С. Немова
На схеме (рис. 2) показано, что:
- быстро находят между собой общий язык (3.5 балла), знают задачи, стоящие перед коллективом, оказывают помощь новичкам и членам других коллективов, умело взаимодействуют друг с другом в работе (3 балла), радуются успехам друг друга (4.7 балла), делятся опытом работы с новичками и с членами других коллективов (4.1 балла).
- самые низкие показатели были выявлены на среднем уровне, а именно: осуждают проявление индивидуализма (1.3 балла), личные интересы подчиняют интересам коллектива (2.3 балла), одному и тому же посвящают свой досуг (2.4 балла).
Полученный социально-психологический рельеф учителей МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8» (см. рис. 2) также можно подвергнуть качественному анализу. По общему среднему баллу данный коллектив учителей оценивается как находящийся на среднем и низком уровне развития.
В результате анализа социально-психологического рельефа каждого коллектива можно сделать выводы об основных направлениях дальнейшей практической социально-психологической работы с учителями.
Рассмотрим результаты сравнительного анализа социально-психологического климата исследуемых коллективов. Результаты сравнительного анализа по методике социально-психологической самооценки коллективов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ социально-психологической самооценки учителей гимназии и школы
Шкалы |
Учителя школы |
Учителя гимназии |
t-критерий |
Сохранение целостности |
38,7 |
39,03 |
0,309 |
Сплоченность |
38,7 |
37,3 |
2,012* |
Контактность |
39,6 |
42,1 |
2,843** |
Открытость |
36,6 |
41,2 |
4 712*** |
Организованность |
42,7 |
39,4 |
2,763** |
Информированность |
41,9 |
41,3 |
0,747 |
Ответственность |
41,9 |
40,3 |
1,767 |
Примечания: * - ρ≤0,05; ** - ρ≤0,01; *** - ρ≤0,001.
Анализ таблицы 1 показывает, что:
- в коллективе учителей гимназии выше результаты по шкалам открытости, контактности и сохранения целостности, тогда как в коллективе школы выше результаты по шкалам ответственности, информированности, организованности и сплоченности. Данные различия значимы.
- в выраженности компонентов социально-психологического климата коллективов учителей гимназии и школы существуют значимые различия. Так, в коллективе учителей школы значимо выше уровень сплоченности (р≤0,05) и организованности (ρ≤0,01), тогда как в коллективе учителей гимназии значимо выше уровень контактности (ρ≤0,01) и открытости (ρ≤0,001).
Рассмотрим результаты сравнительного анализа по экспресс-методике оценки социально-психологического климата, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты компонентов социально-психологического климата коллективов гимназии и школы
Шкалы |
Коллектив гимназии |
Коллектив школы |
t-критерий |
Эмоциональный |
0,8 |
0,1 |
4,026*** |
Когнитивный |
0,5 |
0,4 |
1,000 |
Поведенческий |
0,2 |
0,7 |
2,715* |
Примечания: * - ρ≤0,05; ** - ρ≤0,01; *** - ρ≤0,001.
Анализ таблицы 2 показывает, что в коллективе гимназии выше результаты эмоционального и когнитивного компонентов в социально-психологическом климате, тогда как в коллективе школы выше результаты поведенческого компонентов социально-психологического климата. Данные различия значимы.
Таким образом, мы можем видеть, что в коллективе учителей гимназии отношения в коллективе носят более эмоциональный характер и основаны на межличностном взаимопонимании и эмпатии, тогда как в коллективе учителей школы отношения в коллективе построены на профессиональных взаимоотношениях.
В результате применения методики оценки социально-психологического климата в педагогических коллективах гимназии и школы, основанной на разработках А. Ю. Шалыто - О. С. Михалюк, низкий уровень социально-психологического климата не выявился среди педагогических коллективов гимназии и школы, средний уровень - в МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8», а высокий - в МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» (рис. 3).
Рисунок 3. Оценка социально-психологического климата в педагогических коллективах
(по методике А. Ю. Шалыто - О. С. Михалюк)
Как видно на рисунке 3, педагогический коллектив МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8» нуждается в серьезной оптимизации социально-психологического климата. Эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты в педагогическом коллективе с высоким уровнем социально-психологического климата (МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1») находятся в интервале от 0,3 до 1 (весьма благоприятный), в педагогическом коллективе со средним уровнем - от -0,2 до +1, т.е. противоречивый и неопределенный (МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8»), коллектива с низким уровнем психологического климата - от -1 до +0,63 (неблагоприятный или отрицательный) в ходе диагностики не выявлено. На рис. 3 также видно, что в педагогическом коллективе со средним уровнем (МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8») незначительно выражен поведенческий компонент в зоне отрицательного значения (от -0,2 до 0).
Данные характеристики показывают большое значение и понимание того, какой климат позволяет педагогическому коллективу осуществить реализацию своего потенциала.
Учитывая вышесказанное, рассмотрим несколько методов оптимизации социально-психологического климата с точки зрения их достоинств и недостатков[13].
Набирающим популярность направлением являются тренинговые группы различной направленности. В основу данного метода положены обучающие модели, измерение и оценка поведения, постановка целей, разработка механизмов их достижения. Человек в состоянии скрытого недовольства собой или своей жизнью ищет поводы для конфликтов во внешней среде - коллективе. Благодаря тренингам внимание сотрудника переключается на свой внутренний мир. Помимо этого, ему предлагаются способы решения сложившихся проблем. Таким образом улучшение качества жизни отдельного работника повышает стабильность психологической обстановки в коллективе.
Тренинги могут быть направлены на повышение уверенности в себе, контроль гнева, построение эффективного диалога, планирование карьеры и многое другое. Выбор зависит от результатов первоначальной оценки причин неудовлетворительного или нестабильности климата. На подобных тренингах работники учатся осознавать свои чувства и анализировать эмоции окружающих, принимать рациональные и последовательные решения, развивают стрессоустойчивость и совершенствуют коммуникационные навыки.
К достоинствам тренингов, на наш взгляд, относятся получение навыков практической работы, освоение новых моделей поведения участниками, повышение самооценки, сближение членов коллектива за счет приобретения совместного положительного опыта, более высокий уровень освоения и интенсивности мыслительных процессов в сравнении с лекциями и семинарами.
Однако тренинги имеют и свои недостатки. Например, необходимость привлечения сторонних участников - тренеров сопряжена не только с риском нанять низкоквалифицированного специалиста, но и с дополнительными финансовыми затратами. Помимо этого, всегда существует вероятность того, что не все участники смогут включиться в тренинг и замкнутся в себе. И наиболее важным недостатком тренингов, на наш взгляд, выступает не долгосрочность эффекта (около 3-х месяцев). Обусловлено это тем, что любой тренинг направлен на отработку конкретных наиболее актуальных навыков. А значит, при дестабилизации социально-психологического климата в школе под влиянием новой причины тренинг нужно будет повторять.
Эффективным методом для оптимизации социально-психологического климата и устранения психологических барьеров между сотрудниками выступают ролевые игры. Основным отличием игры от тренинга является направленность на развитие совокупности навыков, в то время как тренинг нацелен на конкретный. Примером ролевой игры может выступать психодрама, которая заключается в разыгрывании сценки, где начальник играет роль своего подчиненного и наоборот. Благодаря такой замене каждый из конфликтующих партнеров может вжиться в роль противника и лучше понять, что может поспособствовать разрешению конфликта.
К преимуществам ролевых игр, по нашему мнению, относятся сохранение приобретенного опыта надолго, ввиду личного переживания и комплексного приобретения навыков. Ролевая игра подразумевает усвоение знаний и навыков в непринужденной, приятной атмосфере, что сближает коллектив. Игра предоставляет уникальную возможность поставить себя на место соперника и понять его чувства и мотивы поведения.
К недостаткам ролевой игры относятся те же риски, что и у тренинга - низкая квалификация ведущего, замкнутость или несерьезное отношение участников. А также финансовые затраты, которые, стоит отметить, будут ниже, чем при проведении тренингов ввиду более длительного эффекта.
За ролевыми играми под руководством консультанта-психолога или спонтанно всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению моделей поведения участников игры и улучшению социально-психологического климата в группе.
Многообразие методов оптимизации социально-психологического климата коллектива не ограничивается теми, что были рассмотрены нами выше. Однако, все они без исключения имеют как свои достоинства, так и недостатки. Управление социально-психологическим климатом педагогического коллектива, как и любым явлением, связанным с психологией учителей, имеет тонкую специфику как в каждой отдельной школе, так и в разные моменты времени. Поэтому руководитель образовательного учреждения, стремящийся оптимизировать данный показатель в своей школе должен учитывать все нюансы выбранного метода и делать свой выбор исходя из сложившейся ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование социально-психологического климата организации (на примере (двух образовательных учреждений - гимназии и средней школы) позволяет сформулировать следующие итоговые выводы.
Социально-психологический климат трудового коллектива - это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.
Эволюционный анализ термина «СПК» в отечественной психологической науке базируется на четырех подходах к пониманию его природы. СПК определяется как: отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования; настроение группы людей; система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы; социальная и психологическая совместимость членов группы, их морально-психологическое единство, сплоченность, наличие общих мнений, обычаев и традиций. Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность.