Файл: Социально-психологический климат организации (Анализ понятия «социально-психологический климат» в отечественной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1. Социально-психологический климат коллектива МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» по методике СПСК Р.С. Немова

Проанализируем данные полученные в ходе диагностики учителей МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» по методике СПСК Р.С. Немова. Из отдельных, частных видов отношений очень высокого уровня развития достигли следующие (см. рис. 1):

  • быстро находят между собой общий язык (4,9 балла), знают задачи, стоящие перед коллективом, оказывают помощь новичкам и членам других коллективов, умело взаимодействуют друг с другом в работе (5 баллов), радуются успехам друг друга (5,1 балла), делятся опытом работы с новичками и с членами других коллективов (5,2 балла).
  • самые низкие показатели были выявлены на среднем уровне, а именно: осуждают проявление индивидуализма (2,7 балла), личные интересы подчиняют интересам коллектива (3,2 балла), одному и тому же посвящают свой досуг (3,3 балла).

Полученный социально-психологический рельеф учителей МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» можно подвергнуть качественному анализу. По общему среднему баллу данный коллектив учителей оценивается как находящийся на оптимальном, хорошем уровне развития.

Данные полученные в ходе диагностики учителей МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8» по методике СПСК Р.С. Немова представлены на схеме (рис. 2):


Рисунок 2. Социально-психологический климат коллектива МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8» по методике СПСК Р.С. Немова

На схеме (рис. 2) показано, что:

  • быстро находят между собой общий язык (3.5 балла), знают задачи, стоящие перед коллективом, оказывают помощь новичкам и членам других коллективов, умело взаимодействуют друг с другом в работе (3 балла), радуются успехам друг друга (4.7 балла), делятся опытом работы с новичками и с членами других коллективов (4.1 балла).
  • самые низкие показатели были выявлены на среднем уровне, а именно: осуждают проявление индивидуализма (1.3 балла), личные интересы подчиняют интересам коллектива (2.3 балла), одному и тому же посвящают свой досуг (2.4 балла).

Полученный социально-психологический рельеф учителей МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8» (см. рис. 2) также можно подвергнуть качественному анализу. По общему среднему баллу данный коллектив учителей оценивается как находящийся на среднем и низком уровне развития.


В результате анализа социально-психологического рельефа каждого коллектива можно сделать выводы об основных направлениях дальнейшей практической социально-психологической работы с учителями.

Рассмотрим результаты сравнительного анализа социально-психологического климата исследуемых коллективов. Результаты сравнительного анализа по методике социально-психологической самооценки коллективов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ социально-психологической самооценки учителей гимназии и школы

Шкалы

Учителя

школы

Учителя

гимназии

t-критерий

Сохранение целостности

38,7

39,03

0,309

Сплоченность

38,7

37,3

2,012*

Контактность

39,6

42,1

2,843**

Открытость

36,6

41,2

4 712***

Организованность

42,7

39,4

2,763**

Информированность

41,9

41,3

0,747

Ответственность

41,9

40,3

1,767

Примечания: * - ρ≤0,05; ** - ρ≤0,01; *** - ρ≤0,001.

Анализ таблицы 1 показывает, что:

  • в коллективе учителей гимназии выше результаты по шкалам открытости, контактности и сохранения целостности, тогда как в коллективе школы выше результаты по шкалам ответственности, информированности, организованности и сплоченности. Данные различия значимы.
  • в выраженности компонентов социально-психологического климата коллективов учителей гимназии и школы существуют значимые различия. Так, в коллективе учителей школы значимо выше уровень сплоченности (р≤0,05) и организованности (ρ≤0,01), тогда как в коллективе учителей гимназии значимо выше уровень контактности (ρ≤0,01) и открытости (ρ≤0,001).

Рассмотрим результаты сравнительного анализа по экспресс-методике оценки социально-психологического климата, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты компонентов социально-психологического климата коллективов гимназии и школы

Шкалы

Коллектив гимназии

Коллектив школы

t-критерий

Эмоциональный

0,8

0,1

4,026***

Когнитивный

0,5

0,4

1,000

Поведенческий

0,2

0,7

2,715*


Примечания: * - ρ≤0,05; ** - ρ≤0,01; *** - ρ≤0,001.

Анализ таблицы 2 показывает, что в коллективе гимназии выше результаты эмоционального и когнитивного компонентов в социально-психологическом климате, тогда как в коллективе школы выше результаты поведенческого компонентов социально-психологического климата. Данные различия значимы.

Таким образом, мы можем видеть, что в коллективе учителей гимназии отношения в коллективе носят более эмоциональный характер и основаны на межличностном взаимопонимании и эмпатии, тогда как в коллективе учителей школы отношения в коллективе построены на профессиональных взаимоотношениях.

В результате применения методики оценки социально-психологического климата в педагогических коллективах гимназии и школы, основанной на разработках А. Ю. Шалыто - О. С. Михалюк, низкий уровень социально-психологического климата не выявился среди педагогических коллективов гимназии и школы, средний уровень - в МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8», а высокий - в МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» (рис. 3).

Рисунок 3. Оценка социально-психологического климата в педагогических коллективах
(по методике А. Ю. Шалыто - О. С. Михалюк)

Как видно на рисунке 3, педагогический коллектив МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8» нуждается в серьезной оптимизации социально-психологического климата. Эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты в педагогическом коллективе с высоким уровнем социально-психологического климата (МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1») находятся в интервале от 0,3 до 1 (весьма благоприятный), в педагогическом коллективе со средним уровнем - от -0,2 до +1, т.е. противоречивый и неопределенный (МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8»), коллектива с низким уровнем психологического климата - от -1 до +0,63 (неблагоприятный или отрицательный) в ходе диагностики не выявлено. На рис. 3 также видно, что в педагогическом коллективе со средним уровнем (МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №8») незначительно выражен поведенческий компонент в зоне отрицательного значения (от -0,2 до 0).

Данные характеристики показывают большое значение и понимание того, какой климат позволяет педагогическому коллективу осуществить реализацию своего потенциала.

Учитывая вышесказанное, рассмотрим несколько методов оптимизации социально-психологического климата с точки зрения их достоинств и недостатков[13].


Набирающим популярность направлением являются тренинговые группы различной направленности. В основу данного метода положены обучающие модели, измерение и оценка поведения, постановка целей, разработка механизмов их достижения. Человек в состоянии скрытого недовольства собой или своей жизнью ищет поводы для конфликтов во внешней среде - коллективе. Благодаря тренингам внимание сотрудника переключается на свой внутренний мир. Помимо этого, ему предлагаются способы решения сложившихся проблем. Таким образом улучшение качества жизни отдельного работника повышает стабильность психологической обстановки в коллективе.

Тренинги могут быть направлены на повышение уверенности в себе, контроль гнева, построение эффективного диалога, планирование карьеры и многое другое. Выбор зависит от результатов первоначальной оценки причин неудовлетворительного или нестабильности климата. На подобных тренингах работники учатся осознавать свои чувства и анализировать эмоции окружающих, принимать рациональные и последовательные решения, развивают стрессоустойчивость и совершенствуют коммуникационные навыки.

К достоинствам тренингов, на наш взгляд, относятся получение навыков практической работы, освоение новых моделей поведения участниками, повышение самооценки, сближение членов коллектива за счет приобретения совместного положительного опыта, более высокий уровень освоения и интенсивности мыслительных процессов в сравнении с лекциями и семинарами.

Однако тренинги имеют и свои недостатки. Например, необходимость привлечения сторонних участников - тренеров сопряжена не только с риском нанять низкоквалифицированного специалиста, но и с дополнительными финансовыми затратами. Помимо этого, всегда существует вероятность того, что не все участники смогут включиться в тренинг и замкнутся в себе. И наиболее важным недостатком тренингов, на наш взгляд, выступает не долгосрочность эффекта (около 3-х месяцев). Обусловлено это тем, что любой тренинг направлен на отработку конкретных наиболее актуальных навыков. А значит, при дестабилизации социально-психологического климата в школе под влиянием новой причины тренинг нужно будет повторять.

Эффективным методом для оптимизации социально-психологического климата и устранения психологических барьеров между сотрудниками выступают ролевые игры. Основным отличием игры от тренинга является направленность на развитие совокупности навыков, в то время как тренинг нацелен на конкретный. Примером ролевой игры может выступать психодрама, которая заключается в разыгрывании сценки, где начальник играет роль своего подчиненного и наоборот. Благодаря такой замене каждый из конфликтующих партнеров может вжиться в роль противника и лучше понять, что может поспособствовать разрешению конфликта.


К преимуществам ролевых игр, по нашему мнению, относятся сохранение приобретенного опыта надолго, ввиду личного переживания и комплексного приобретения навыков. Ролевая игра подразумевает усвоение знаний и навыков в непринужденной, приятной атмосфере, что сближает коллектив. Игра предоставляет уникальную возможность поставить себя на место соперника и понять его чувства и мотивы поведения.

К недостаткам ролевой игры относятся те же риски, что и у тренинга - низкая квалификация ведущего, замкнутость или несерьезное отношение участников. А также финансовые затраты, которые, стоит отметить, будут ниже, чем при проведении тренингов ввиду более длительного эффекта.

За ролевыми играми под руководством консультанта-психолога или спонтанно всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению моделей поведения участников игры и улучшению социально-психологического климата в группе.

Многообразие методов оптимизации социально-психологического климата коллектива не ограничивается теми, что были рассмотрены нами выше. Однако, все они без исключения имеют как свои достоинства, так и недостатки. Управление социально-психологическим климатом педагогического коллектива, как и любым явлением, связанным с психологией учителей, имеет тонкую специфику как в каждой отдельной школе, так и в разные моменты времени. Поэтому руководитель образовательного учреждения, стремящийся оптимизировать данный показатель в своей школе должен учитывать все нюансы выбранного метода и делать свой выбор исходя из сложившейся ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование социально-психологического климата организации (на примере (двух образовательных учреждений - гимназии и средней школы) позволяет сформулировать следующие итоговые выводы.

Социально-психологический климат трудового коллектива - это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.

Эволюционный анализ термина «СПК» в отечественной психологической науке базируется на четырех подходах к пониманию его природы. СПК определяется как: отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования; настроение группы людей; система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы; социальная и психологическая совместимость членов группы, их морально-психологическое единство, сплоченность, наличие общих мнений, обычаев и традиций. Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность.