Файл: Управление приемом, размещением и хранением товаров. Классификация запасов. На примере реально существующей организации (Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый дом Лабиринт»).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 1439
Скачиваний: 209
Рис. 5. Типы хранения товаров[22]
Одним из условий рациональной организации хранения товаров является оптимальный выбор способа укладки, который определяется свойствами, формой и массой товара, особенностями упаковки и другими факторами. [23]
Различают следующие способы укладки товаров:
1) штабельный;
2) стеллажный;
3) навалом;
4) в подвешенном виде.[24]
Штабельную укладку применяют при хранении различных продовольственных товаров, затаренных в мешки, кули, ящики, бочки. Высота укладки товаров в штабеля зависит от прочности тары и свойств товаров.
Стеллажную укладку используют для товаров, хранящихся в распакованном виде, и товаров во внешней таре. На стеллажах товары могут храниться в коробках, мешках, поддонах. Позволяет более рационально использовать емкость складов за счет размещения товаров на максимальной высоте.
Хранение товаров навалом, или насыпью, с использованием простейших устройств или приспособлений. Таким способом хранят картофель, овощи в специальных закромах, незатаренную соль и другие насыпные товары.
Хранение товаров в подвешенном виде, т.е. в висячем положении на специальных приспособлениях. Такой способ используют для хранения одежды на складах, мясных туш в холодильных камерах.[25]
Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения наиболее рациональных способов размещения и укладки товаров, использования складского оборудования и обеспечения условий для полной сохранности товаров. [26]
Для хранения многих продовольственных и некоторых непродовольственных товаров применяются контейнеры. В них товары могут доставляться непосредственно в магазины.
Таким образом, запасы присутствуют на всем протяжении логистических цепей и каналов. Операции по поступлению товаров составляют начальную стадию складского технологического процесса. Количество операций и последовательность их выполнения зависят от размеров партий товаров и видов транспортных средств, которыми они доставляются на склад. В организации приемки большое значение имеет предварительное установление времени прибытия и количества поступающих на склад товаров, что позволяет заблаговременно спланировать необходимые мероприятия по их приемке.
Размещение, укладка и хранение занимают важное место в системе управления запасами. Существуют разные способы размещения, укладки и хранения запасов, применение каждого из которых зависит от различных факторов, в числе которых можно назвать: масштаб предприятия, тип и вид запаса, сроки реализации запаса и пр.
Анализ и основные направления совершенствования системы управления товарами и запасами в организации ООО «Торговый дом Лабиринт»
Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый дом Лабиринт»
ООО «Торговый дом Лабиринт» зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 5 по Смоленской области по адресу: 214036, Смоленская область, Смоленский район, деревня Алтуховка, улица 70-летия Победы, дом 2, этаж/пом цок/5.2. Организационно-правовая форма юридического лица – общество с ограниченной ответственностью.[27]
Уставный капитал – 35000 рублей.
На основании решения общего собрания участников ООО «ТД Лабиринт» обязанности Генерального директора исполняет Прудников Юрий Евгеньевич.
В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ, предприятие имеет право заниматься следующими видами деятельности:
1. Основной вид деятельности: 46.49.31 Торговля оптовая книгами.[28]
2. Дополнительные виды деятельности:
- 46.18.2 Деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле играми и игрушками, спортивными товарами, велосипедами, книгами, газетами, журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами, музыкальными инструментами, часами и ювелирными изделиями, фототоварами и оптическими товарами;
- 46.49.3 Торговля оптовая книгами, газетами и журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами;
- 46.90 - Торговля оптовая неспециализированная;
- 47.61 - Торговля розничная книгами в специализированных магазинах;
- 47.62.1 Торговля розничная газетами и журналами в специализированных магазинах;
- 47.62.2 Торговля розничная писчебумажными и канцелярскими товарами в специализированных магазинах;
- 47.63.1 Название предприятия, адрес предприятия, основные виды предприятия.
На рисунке 6 представлена организационная структура предприятия.
Рис. 6. Организационная структура предприятия
Организационная структура предприятия – линейно-функциональная, на каждое направление деятельности назначено ответственное лицо.
Общее руководство компанией осуществляет Генеральный директор предприятия, в его непосредственном подчинении находятся финансовый и исполнительный директор.[29]
Финансовый директор руководит финансовой системой предприятия, исполнительный директор осуществляет текущее руководство предприятием. На следующем уровне управления – руководители подразделений: начальник юридического отдела; Начальник отдела по управлению персоналом, Главный бухгалтер, Главный инженер, начальник коммерческого отдела, начальник информационного отдела, руководитель административно-хозяйственной службы.
Юридический отдел занимается правовыми вопросами деятельности, отдел по управлению персоналом – подбором кадров, наймом персонала, аттестацией сотрудников и кадровой документацией.
Коммерческий директор ведет работу по заключению договоров с поставщиками и контрагентами, осуществляет руководство интернет-магазином. [30]
Исполнительный директор занимается всеми вопросами реализации, продвижения и маркетинга. Ему подчинены отделы, ведающие реализацией, продвижением товаров и услуг компании. Через эти отделы исполнительный директор руководит рабочим ядром компании – салонами и магазинами.
Для анализа деятельности компании использовалась бухгалтерская отчетность предприятия: Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах (приложение ).[31]
В таблице 1 представлена динамика экономических показателей деятельности предприятия.
Таблица 1 – Динамика экономических показателей деятельности предприятия
Показатель |
2017 |
2018 |
Динамика (2018 к 2016 гг) |
|
Абсолютная, рублей |
Относительная, % |
|||
Выручка, тыс. руб |
9 577 195,00 |
9 970 884,00 |
393 689,00 |
4,11 |
Себестоимость продаж, тыс. руб |
9 331 617,00 |
9 651 323,00 |
319 706,00 |
3,43 |
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб |
245 578,00 |
319 561,00 |
73 983,00 |
30,13 |
Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб |
811517 |
986676 |
986 676,00 |
0,00 |
Окончание таблицы 1
Показатель |
2017 |
2018 |
Динамика (2018 к 2016 гг) |
|
Абсолютная, рублей |
Относительная, % |
|||
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб |
-565 939,00 |
-667 115,00 |
-101 176,00 |
17,88 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб |
1 813,00 |
2 457,00 |
644,00 |
35,52 |
Текущий налог на прибыль |
363,00 |
680,00 |
317,00 |
87,33 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб |
1 758,00 |
2 195,00 |
437,00 |
24,86 |
Внеоборотные активы |
1720 |
1420 |
-300 |
-17,44 |
Краткосрочные обязательства, тыс. руб |
3930367 |
5322625 |
1392258 |
35,42 |
Капитал |
1640 |
2629 |
989 |
60,30 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
997 |
1008 |
11 |
1,10 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс. руб |
31,89 |
36,11 |
4,22 |
13,23 |
Производительность труда, тыс.руб/чел |
9606,01 |
9891,75 |
285,74 |
2,97 |
Представленная таблица 1 позволяет сделать следующие выводы:
- в анализируемый период 2017-2018 гг. наблюдается рост выручки: если в 2017 году выручка составила 9577195 тыс. рублей, то в 2018 году – 9970884 тыс. рублей, рост составил 4,11%;
- себестоимость продаж в период 2016-20177 выросла на 3,43% - с 9331617 тыс. рублей до 9561323 тыс. рублей;
- сумма управленческих расходов превысила валовую прибыль предприятия, убыток от продаж в 2017 году составил 565939 тыс. рублей, в 2018 году – 667115 тыс. рублей;
- в 2018 году значительно вырос показатель краткосрочных обязательств – на 35,42% и составил 5322625 тыс. руб.
- среднесписочная численность сотрудников с 2017 года выросла на 11 человек – с 997 до 1008 человек.[32]
На рисунке 7 представлена динамика рентабельности прибыли предприятия.
Рис.7. Динамика рентабельности прибыли предприятия
Таким образом, ООО «Торговый дом Лабиринт» зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 5 по Смоленской области по адресу: 214036, Смоленская область, Смоленский район, деревня Алтуховка, улица 70-летия Победы, дом 2, этаж/пом цок/5.2. Организационно-правовая форма юридического лица – общество с ограниченной ответственностью.[33]
Анализ экономических показателей позволяет сделать следующие выводы: в анализируемый период 2017-2018 гг. наблюдается рост выручки: если в 2017 году выручка составила 9577195 тыс. рублей, то в 2018 году – 9970884 тыс. рублей, рост составил 4,11%; себестоимость продаж в период 2016-20177 выросла на 3,43% - с 9331617 тыс. рублей до 9561323 тыс. рублей; сумма управленческих расходов превысила валовую прибыль предприятия, убыток от продаж в 2017 году составил 565939 тыс. рублей, в 2018 году – 667115 тыс. рублей; в 2018 году значительно вырос показатель краткосрочных обязательств – на 35,42% и составил 5322625 тыс. руб. среднесписочная численность сотрудников с 2017 года выросла на 11 человек – с 997 до 1008 человек.[34]
В целом, деятельность является прибыльной. Организация развивается стремительными темпами, расширяет свою деятельность.
Анализ и оценка системы управления приемом, размещением и хранением товарно-материальных ценностей ООО «Торговый дом Лабиринт»
Складское хозяйство компании включает:
- территорию размещения складов;
- здания, сооружения и технические устройства для хранения, перемещения и подготовки грузов к потреблению (подъемно-транспортное, складское, весовое, измерительное оборудование и др.);
- комплекс технических средств для управления складским хозяйством;
- персонал, осуществляющий переработку грузов и управление складами.
Предприятие имеет достаточное количество складских помещений, а управление складом предусматривает контроль за использованием материальных средств, используемых в компании.
На складах материалов и товаров хранится запас товарно-материальных ценностей, рассчитанный на две недели. За эти две недели отдел снабжения по ранее заключенным договорам осуществляет доставку необходимых товаров.
Хранение товара осуществляется статическим способом – на заранее определенные ячейки. Однако, хранение может осуществляться и динамически – вновь прибывший товар укладывается на свободные ячейки. При освобождении установленных ячеек для товара, он перемещается на данные ячейки. Решение о перемещении товара с одних ячеек на другие принимается заведующим складом, в зависимости от степени трудоемкости процесса. [35]
Склады компании:
- книжный склад;
- склад малоценных товаров, где хранятся материалы небольшой ценности, среди которых: инвентарь, в т. ч. мягкий; средства для уборки помещений; санитарно-гигиенические средства; канцелярские товары и т.п.;
- склад бытовой техники.[36]
На рисунке 8 представлена схема склада.
Рис. 8. Схема склада предприятия
Логистический процесс на складе состоит из следующих технологических операций:
- снабжение запасами склада;
- контроль за поставками на склад;
- разгрузка и приемка грузов на складе;
- внутрискладская транспортировка и перевалка грузов;
- складирование и хранение грузов;
- комплектация заказов потребителей внутри компании;
- выдача материально-технических ресурсов, хранящихся на складе, по заявкам;
- сбор и доставка порожних товароносителей;
- контроль за выполнением заказов;
- информационное обслуживание склада;
- обеспечение обслуживания потребителей.
Все эти операции взаимосвязаны и взаимозависимы, управление складом обеспечивает их координацию, которая служит оптимальному функционированию склада.
Функции склада закреплены в Положении о складе. Круг обязанностей работников склада определяется этими функциями и закреплен в должностных инструкциях персонала склада.[37]
Каждый склад компании имеет: