Файл: Управление приемом, размещением и хранением товаров. Классификация запасов. На примере реально существующей организации (Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый дом Лабиринт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1441

Скачиваний: 209

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- схему технологической планировки с указанием мест хранения номенклатурных групп грузов, площади хранения, технологического оборудования, проходов;

- выписки из инструкций по хранению, транспортированию грузов, борьбе с биологическими вредителями, пожарной безопасности;

- схемы, показывающие правила хранения, укладки, транспортирования материалов, таблицы маркирования.

Все склады снабжены стеллажами для размещения материальных ресурсов, предназначенных для хранения. Стеллажи сдвоенные, позволяющие укладывать товары с обеих сторон в ячейки каждого стеллажа. Также на складах используется следующее технологическое оборудование:

- поддоны;

- многооборотная тара;

- контейнеры;

- весы;

- передвижные тележки;

- измерительные приборы. [38]

Из транспортирующих машин на складе есть механическая и ручная платформенная тележка RUSKLAD ТП 1 125 500х800, посредством которых товары развозятся по местам хранения и доставляются с мест хранения для выдачи потребителям. Приобретены тележки в 2015 году.

На рисунке 9 представлена ручная платформенная тележка RUSKLAD ТП 1 125 500х800.

Рис. 9. Ручная платформенная тележка

Поступающие на склад материально-технические ресурсы могут находиться на поддонах, в многооборотной таре либо в контейнерах. Многооборотную тару склад возвращает поставщику. [39]

Складские помещения чистые, сухие, с хорошими полами. Помещения закрываются, что обеспечивает безопасность, количественную и качественную сохранность.

Товары поступают на склад, проверяются, обрабатываются и хранятся до выдачи в структурные подразделения. Прием товара и постановка на учет осуществляются в день прибытия товара.

Проверка соответствия фактического количества товара и указанного в накладной, осуществляется путем пересчета:

  • единиц товара, прибывшего без упаковки;
  • количества упаковок товара с умножением на количество вложений в каждую упаковку.

Размещение и укладка товара на складе производятся:

  • в соответствии со скоростью оборачиваемости (часто востребованный товар хранится ближе к зоне отгрузки);
  • с обеспечением свободного доступа к товару для осмотра, проверки наличия, комплектации заказов и отгрузки. [40]

Хранение товаров осуществляется согласно следующим требованиям:


  • проходы между стеллажами – не менее 1,5 м.;
  • хранение товара на полу не допускается. Товар хранится на поддонах 800х1200 мм или 1000х1200 мм, которые могут размещаться на стеллажах или на полу;
  • укладка товара на поддон производится таким образом, чтобы исключить возможность его случайного падения и механического повреждения. При установке паллет с товаром на 2 и выше ярусы с помощью электропогрузчика, паллета, с целью предотвращения падения коробок на пол и повреждения, обматывается 1-2 слоями стрейч – пленки; [41]
  • хрупкий, бьющийся товар, а также товар, вес коробок которого более 10 килограмм, хранится в напольном варианте;
  • легкий, «невесомый» товар хранится в штабелированном состоянии. На основании приходных и расходных документов кладовщик ежедневно производит записи в карточки складского учёта и выводит новый остаток по каждому номенклатурному номеру, размеру соответствующих запасов. На основании этих данных заведующий складом своевременно информирует руководство организации о состоянии товарных запасов.

По окончании месяца кладовщик переносит количественные остатки из карточек складского учёта в сальдовую книгу учёта остатков материалов, которая открывается в бухгалтерии предприятия в целях контроля за работой кладовщика и правильного ведения карточек складского учёта. [42]

В отношении организации размещения и хранения товаров можно выделить следующее:

  • поступившие товары укладывают на стеллажи и поддоны. На каждый поддон укладывается одно наименование товара. Допускается укладывать на поддон несколько видов товара в случае, если каждого из этих видов товара прибыло менее одного кубического метра;
  • товары не размещают в проходах, не загораживают огнетушители и розетки;
  • товары не складывают в слишком высокие штабели;
  • поддерживаются оптимальные режимы хранения товаров – температура и влажность воздуха;
  • для поддержания необходимого санитарно-гигиенического режима регулярно производится тщательная уборка помещения, а также его дезинсекция. [43]

Претензионными случаями при поступлении товара от поставщика и обнаружении при приемке товара могут быть:

  • недостача;
  • излишки;
  • прибытие поврежденного товара.

Во всех случаях заведующий складом приглашает на склад бухгалтера и готовит акт о претензии. Акт составляется в одном экземпляре и передается в бухгалтерию. Бухгалтерия на основании акта склада готовит акт в адрес поставщика по форме ТОРГ-2 (форма утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132) [9].


Претензия Клиенту передается по телефону в день прибытия товара и отправкой в 3-дневный срок акта посредством электронной почты, факсом, почтовым отправлением и т.д.

Для получения материальных ресурсов со склада оформляется заявка и накладная-требование. Ответственность за ведение учёта материалов возложена на кладовщика. Для этого используются карточки складского учёта, где кладовщик отражает движение материалов по количеству и ассортименту.

На каждый вид и наименование товара в бухгалтерии предприятия открываются карточки складского учёта, в которых указываются: наименование предприятия, номер карточки, номер склада, наименование товара, марка, размер, единица измерения, номенклатурный номер, учётная цена. [44]

Таким образом, складское хозяйство компании включает: территорию размещения складов; здания, сооружения и технические устройства для хранения, перемещения и подготовки грузов к потреблению (подъемно-транспортное, складское, весовое, измерительное оборудование и др.); комплекс технических средств для управления складским хозяйством; персонал, осуществляющий переработку грузов и управление складами. [45]

На складах материалов и товаров хранится запас товарно-материальных ценностей, рассчитанный на две недели. За эти две недели отдел снабжения по ранее заключенным договорам осуществляет доставку необходимых товаров.

Хранение товара осуществляется статическим способом – на заранее определенные ячейки. Однако, хранение может осуществляться и динамически – вновь прибывший товар укладывается на свободные ячейки. При освобождении установленных ячеек для товара, он перемещается на данные ячейки. Решение о перемещении товара с одних ячеек на другие принимается заведующим складом, в зависимости от степени трудоемкости процесса.

Функции склада закреплены в Положении о складе (Приложение 2). Круг обязанностей работников склада определяется этими функциями и закреплен в должностных инструкциях персонала склада.

Каждый склад компании имеет: схему технологической планировки с указанием мест хранения номенклатурных групп грузов, площади хранения, технологического оборудования, проходов; выписки из инструкций по хранению, транспортированию грузов, борьбе с биологическими вредителями, пожарной безопасности; схемы, показывающие правила хранения, укладки, транспортирования материалов, таблицы маркирования.[46]


Все склады снабжены стеллажами для размещения материальных ресурсов, предназначенных для хранения. Стеллажи сдвоенные, позволяющие укладывать товары с обеих сторон в ячейки каждого стеллажа. Также на складах используется следующее технологическое оборудование: поддоны; многооборотная тара; контейнеры; весы; передвижные тележки; измерительные приборы. [47]

Для получения материальных ресурсов со склада оформляется заявка и накладная-требование. Ответственность за ведение учёта материалов возложена на кладовщика. Для этого используются карточки складского учёта, где кладовщик отражает движение материалов по количеству и ассортименту.

Таким образом, в ООО «ТД Лабиринт» налажена надежная система приемки, размещения и хранения запасов, в том числе товаров. Однако существуют определённые ложности. Отсутствуют автоматизированные процессы, что позволило бы ускорить работу складов.

Рекомендации по повышению эффективности приема и хранения товарно-материальных запасов

В настоящее время технологический процесс разгрузки товара является наиболее трудоемким: как правило, поступающие ресурсы и товары имеют множество наименований и в одной поставке может быть до 400 наименований товаров. Для оптимизации складской деятельности предлагаем внедрить автоматизацию складских операций.

На рисунке 10 представлены временные затраты на осуществление технологических операций по приемке товара на склад.

Рис.10. Временные затраты на осуществление технологических операций по приемке товара на склад

Общее время технологический операций на представленной схеме составит 971 минуту. Процесс отгрузки составит 335 минут.

Если компания автоматизирует складские операции, тогда схема приемки товара будет выглядеть следующим образом, представленным на рисунке 11.

Рис. 11. Схема приемки товара после автоматизации складских операций

Сравнивая затраты времени на технологические операции до автоматизации и после, видим, что время приемки уменьшилось с 971 минуты до 491 минуты.

На рисунке 12 представлены затраты времени на технологические операции отгрузки товара.

Рис.12. Затраты времени на технологические операции отгрузки товара до внедрения предложения


Рассмотрим процесс отгрузки на автомобиль грузоподъемностью 2 тонны:

- загружается 2800 единиц товара;

- время отгрузки – 335 минут.

Исходя из этого производительность составит:

W = 2800 / 335 = 8 единиц в минуту.

Максимальная оптимизация процесса отгрузки обеспечивается посредством сокращения временных интервалов на операциях комплектации заявок, формирования погрузочной карты по автомобилям с учетом их грузоподъемности и маршрутов движения и исключения операций по ручному сбору копий справок и сертификатов на отгружаемый товар.

На рисунке 13 представлена схема отгрузки товара после внедрения предложения по автоматизации.

Рис.13. Схема отгрузки товара после внедрения предложения по автоматизации

Время отгрузки после внедрения системы автоматизации складских операций уменьшится на 145 минут и будет составлять 190 минут. Производительность после внедрения мероприятия составит:

W = 2800 / 190 = 14 единиц в минуту

После внедрения предложения по автоматизации производительность технологических операций по отгрузке повысится на 75%.

Внедренное предложение позволит не только сократить затраты времени на осуществление технологических операций по приемке и отгрузке, но и оптимизировать численность персонала складского хозяйства – потребуется меньшее количество грузчиков, операторов, обрабатывающих информацию по приемке-выдаче.

Таким образом, в настоящее время технологический процесс разгрузки товара является наиболее трудоемким: как правило, поступающие ресурсы и товары имеют множество наименований и в одной поставке может быть до 400 наименований товаров. Процессы приемки и погрузки соответственно составят 971 и 335 минут.

Если компания автоматизирует складские операции, тогда время на эти операции уменьшится: приемка составит 491 минуту, а отгрузка 190 минут. Производительность операций на отгрузке увеличится с 8 единиц товара в минуту до 14 единиц товара в минуту.

Внедренное предложение позволит не только сократить затраты времени на осуществление технологических операций по приемке и отгрузке, но и оптимизировать численность персонала складского хозяйства – потребуется меньшее количество грузчиков, операторов, обрабатывающих информацию по приемке-выдаче.

Таким образом, ООО «Торговый дом Лабиринт» является активно развивающейся организацией. В ООО «Торговый дом Лабиринт» налажена надежная система приемки, размещения и хранения запасов, в том числе товаров. Однако существуют определённые ложности. Отсутствуют автоматизированные процессы, что позволило бы ускорить работу складов. Для оптимизации складской деятельности предлагаем внедрить автоматизацию складских операций. Предлагаемые рекомендации позволят повысить эффективность системы управления.