Файл: Выбор стиля руководства в организации (Сущность и понятие лидерства, функции лидера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема курсовой работы: «Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства» актуальна, потому как задачи, которые ставят организации любой величины удается решить быстрее и эффективнее за счет лидерских качеств руководителя. Лидер во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.

Менеджер или лидер, который создал эффективную команду, может быть уверен в своем успехе в компании, а также в будущем самой компании.

Принято считать, что лидер должен обладать определенным набором качеств, такие как ответственность, организованность, непредвзятость и другие.

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании современных концепций лидерства, а также их использование в деятельности менеджера

Объект исследования являются современные концепции лидерства и их роль в деятельности менеджера.

Предметом исследования являются лидерские качества менеджера на примере АО «СЖС - Восток Лимитед».

Поставленная цель сформировала задачи данной работы: рассмотреть понятие лидерства и концепции его формирования, а также изучить роль лидерства в деятельности менеджера АО «СЖС - Восток Лимитед».

В курсовой работе использованы литературные труды таких авторов как Джек Уэлч, Томас Нефф, Дмитрия Масловаи других иностранных и российских авторов.

Теоретическая значимость моей работы заключается в установлении и решении значимой проблемы управления персоналом для науки, в обновлении теоретической части в области управленческого исследования социальных процессов, развивающихся в современных предприятиях.

Практическая значимость работы состоит в методологической важности деятельности для изучения сущности проблем развития и управления персоналом, а также в возможности использования выводов работы в корпоративных исследованиях других компаний.

Структура и объем работы. Основная часть работы состоит из 2 глав и 5 параграфов.

Первая глава –теоретическая, раскрывает основные теоретические аспекты лидерства и его современных концепций. Вторая глава - аналитическая, проводится анализ деятельности и характеристики ведущего менеджера АО «СЖС - Восток Лимитед» на выявление уровня лидерских качеств, а также изложен ряд предложений по усовершенствованию лидерской деятельности в АО «СЖС - Восток Лимитед».


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА И ЕГО КОНЦЕПЦИЙ

1.1 Сущность и понятие лидерства, функции лидера

Вопросом лидерства интересовались очень давно, но тщательно к этому вопросу подошли только в 19 веке, начиная с появления школы научного управления. Основателем таковой являлся Фредерик Уинслоу Тейлор, американский инженер, создатель научных трудов по организации труда и менеджменту [17, c. 5].

Тема лидерства на данный момент одна из самых изучаемых и популярных в научной сфере, но при этом до сих пор нет полного единения во мнениях относительно такого феномена как лидерство. Каждый находит для себя различные критерии оценки, которые позволяют нам определить лидера среди группы личностей, эффективность работы лидера, его результативность. Намного проще понять природу лидерства в сравнении с природой руководителя или, что чаще всего мы слышим, менеджера [6, c. 207].

Лидер и менеджер отличаются друг от друга. Менеджер, как правило, это официально одобренный компанией руководитель, который наделен должностной властью и обязанностями, на которых основывается построение отношений с коллегами, подчиненными. Лидерство же воссоздается в социальном взаимодействии в коллективе.

Появление лидера обосновывается его личным набором качеств, которые, как правило, предпочитают видеть последователей в организации. Менеджер не всегда может быть лидером, так построение отношений лидера с последователями обычно имеют под собой неформальную основу общения. Схема «менеджер + лидер», наверное, наиболее эффективное сочетание руководителя для любой организации [2, c. 71].

Лидер способен влиять на людей, воодушевляя их, побуждая их к действию достигать единую цель. Благодаря данной способности Лидеру нет необходимости принуждать последователей к действию, применять какую-либо силу власти.

Многие ученые давали определение феномену лидерства. Таким образом Р.Л. Кричевский пишет: «Руководство — феномен, имеющий место в системе формальных (или как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство —феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений» [4, c. 12].

Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство —психологический».

Различия между лидером и менеджером проводятся по многим позициям. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Лидеру власть делегируется снизу, от людей, которые в нем нуждаются, его уважают и соглашаются с ним. Менеджеру власть делегируется сверху, и ему нужно добиваться авторитета, уважения, понимания и поддержки [7, c. 12]..


Интерпретация лидерства, вытекающая из структуры функционального подхода предполагает изучение общества как организованной иерархически сложной системы социальных ролей и позиций. Занятие управленческой позиции в этой системе, связанное с выполнением руководящих функций, и дает личности статус лидера. Хороший менеджер, чтобы стать лидером должен обладать определенным набором качеств. Примерный перечень таких качеств приведен в таблице 1.1 [10, c. 27].

Таблица 1.1 – Основные качества лидера

Качество

Краткая характеристика

1

2

Честность

Полная ясность по поводу соблюдения норм общечеловеческой моралью

Продолжение таблицы 1.1

1

2

Интеллект

Быстрота, гибкость и прогностичность ума; устойчивое внимание, умение владеть речью; любознательность

Способность понимать людей

Умение чувствовать собеседника; способность видеть в человеке личность; стремление обогатить человека духовно

Устойчивость взглядов

Адекватная реакция на ситуацию; контроль над эмоциями; постоянство действий

Уверенность в себе

Стремление брать на себя ответственность; осведомленность о своих достоинствах и недостатках; настойчивость в достижении целей

Скромность в быту

Отсутствие стремления к показной роскоши; рационализм в обращении с вещами

Эрудированность

Широта и глубина познания в различных областях науки и техники; хорошая осведомленность в философии, политологии, истории; знания в области человековедения

Функции лидера в группе [11, c. 102]:

– постановка цели;

– нахождение средств;

– мотивация;

– соорганизация;

– формирование организационной культуры.

Итак, лидерством является тип взаимодействия управления (между последователями и лидерами), который основан на более эффективном в данной ситуации сочетании разнообразных источников власти и направлен на оказание влияния на различных личностей в отдельности или командную деятельность в целом для достижения общих целей, напрямую связан с личностными характеристиками лидера [19, c. 16].

1.2 Современные концепции лидерства

Недостатки прежних теорий лидерства [5, c. 92]:

- традиционные и ситуационные теории лидерства так и не смогли измерить управленческий эффект лидерства;


- традиционные и ситуационные теории лидерства делали односторонний упор либо на черты и поведение, либо на ситуацию, которые и предопределяли тот или иной стиль управления;

- лидер как личность не принимался во внимание.

Современные концепции лидерства попытались как бы соединить вместе все предыдущие, т.е. провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности всех лидерских качеств и их проявления в ситуации.

Рассмотрим наиболее известные современные концепции лидерства [9]:

  1. Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства). Эта концепция базируется на предположении о том, что применяемый лидером стиль руководства — это его ответная реакция на поведение подчиненных. Последовательность действий лидера:

1) собирает информацию о том, как выполняется работа, как работают подчиненные;

2) делает свои выводы о сложности работы и поведении работников;

3) выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, в том числе на поведение подчиненных.

Если лидер сделает вывод, что на низкие результаты работы подчиненного повлияли организационные факторы (например, изношенное оборудование, низкое качество сырья, перебои в электроснабжении и т.п.), то им будут приняты меры по устранению этих причин. Если лидер сделает вывод, что виноват подчиненный, то к нему будут приняты соответствующие меры воздействия.

  1. Концепция харизматического лидерства. Харизма — форма влияния на других в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизматический лидер — это лидер, обладающий таким набором личных качеств, которые позволяют ему оказывать глубокое воздействие на последователей. Этапы харизматического лидерства [16, c. 174]:

1) обнаружение проблемы (ситуации);

2) видение путей решения этой проблемы (ранее никем не предлагавшееся);

3) передача значения своего видения последователям;

4) развитие отношения доверия у последователей путем принятия на себя риска, совершения неординарных поступков и т.п.;

5) делегирование последователям полномочий;

6) привлечение к участию в управлении;

7) вознаграждение за результаты.

3. Концепция реформаторского лидерства. Реформаторское лидерство имеет много общего с харизматическим лидерством, однако оно имеет и отличительные особенности. Лидер-реформатор — это, прежде всего, преобразователь. Потребность в таких лидерах возникает, как правило, в кризисных ситуациях.


Формы мотивации лидером-реформатором своих последователей:

- повышение уровня их сознательности;

- обоснование им важности поставленной цели;

- предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью;

- создание атмосферы доверительности;

- убеждение последователей в необходимости саморазвития.

4. Модель эффективного лидерства. Как было отмечено выше, на эффективность лидерства влияют личные качества лидера, стиль поведения и ситуация. Однако в традиционных и ситуационных теориях лидерства эти факторы рассматриваются изолированно один от другого. Авторский подход к формированию эффективного лидерства состоит в том, чтобы рассматривать системное влияние этих факторов на поведение менеджера при принятии и реализации им управленческих решений (рис. 1) [8]:

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на поведение менеджера

Из рис. 1 видно, что поведение менеджера при принятии и реализации управленческих решений определяется одновременным влиянием всех факторов (личных, профессиональных и деловых качеств, его стиля управления и сложившейся ситуации).

Таким образом под лидерство понимается совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе менеджера), оцениваемая его способностью оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Только благодаря управленческим навыкам руководителя подчиненные отождествляют себя с лидером и его видением решения возникающих проблем в организации, становятся его последователями. В результате такого взаимодействия лидера и последователей повышается эффективность деятельности организации.