Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические аспекты готовности ребенка к обучению в школе).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты готовности ребенка к обучению в школе
1.1 Понятие и условия формирования готовности ребенка к обучению в школе
1.2.Методы диагностики уровня готовности ребенка к обучению в школе
2.1 Описание выборки и методики выборки
2.2 Диагностика уровня развития психологической компоненты готовности ребенка к обучению в школе
2.3. Программа развития психологической компоненты готовности ребенка к обучению в школе
2.4 Диагностика уровня готовности к школе на этапе контрольного эксперимента
Цель: знакомство детей со школьными правилами.
- Приветствие
- Упражнения на групповую сплочённость
- Упражнение «Школьные правила»
- Развитие мышления
- Физминутка
- Упражнение «А у нас в школе»
- Рефлексия
- Прощание Занятие 3.
Цель: продолжение знакомство с школьными правилами.
- Приветствие
- Упражнение на групповую сплоченность
- Упражнения «Школьные правила»
- Упражнение «Закрась букву А»
- Физминутка
- Упражнение «Что изменилось»
- Графический диктант
- Рефлексия
- Прощание Занятие 4.
Цель: продолжать развивать память
- Приветствие
- Упражнение «Посмотри, запомни, воспроизведи»
- «Волшебные квадратики»
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнение «Срисуй»
- Физминутка
- Работа в тетрадях
- Рефлексия
- Прощание Занятие 5.
Цель: продолжать развивать мелкую моторику.
- Приветствие
- Упражнение «Разноцветные фигурки»
- Упражнение «Выложи по образцу»
- Физминутка
- Упражнение «Правила»
- Рефлексия
- Прощание Занятие 6.
Цель: продолжается развитие мелкой моторики и памяти.
- Приветствие
- Упражнения «Дорисуй»
- Пальчиковая гимнастика
- Игра «Что изменилось»
- Физминутка
- Индивидуальная работа
- Рефлексия
- Прощание Занятие 7.
Цель: продолжать развивать мелкую моторику
- Приветствие
- Упражнения на сплочённость
- Упражнение «Закрась букву Б»
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнение «Дорисуй»
- Физминутка
- Упражнение «Срисуй»
- Рефлексия
- Прощание Занятие 8.
Цель: продолжается развитие внимания.
- Приветствие
- Развитие внимания
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнение «выложи по образцу»
- Рефлексия
- Прощание Занятие 9.
Цель: продолжать развивать внимание и мышление.
- Приветствие
- Развитие мышления
- Физминутка
- Игра «Что не так на картинке»
- Работа в тетрадях
- Рефлексии
- Прощание Занятие 10.
Цель: развитие воображения
- Приветствие
- Упражнение «Слова на букву»
- Упражнение «Найди недостающие предмет»
- Физминутка
- Упражнение «школьные правила»
- Рефлексия
- Прощание Занятие 11.
Цель: продолжать развивать внимание и память.
- Приветствие
- Упражнение «Выложи по образцу»
- Физминутка
- Игра «Что изменилось»
- Работа в тетрадях
- Рефлексия
- Прощание Занятие 12.
Цель: развитие внимания и мышления
- Приветствие
- Упражнение «Что неправильно на картинке»
- Упражнение «Мы в школе»
- Физминутка
- Упражнение «Выложи правильно»
- Рефлексия
- Прощание Занятие 13.
Цель: продолжать расширять представления о мире, развивать память
- Приветствие
- Расширение кругозора
- Развитие речи
- Физминутка
- Упражнение «Что неправильно на картинке»
- Рефлексия
- Прощание Занятия 14.
Цель: продолжать развивать внимание.
- Приветствие
- Игра «Летает - не летает»
- Упражнение «Найди недостающие предметы»
- Физминутка
- Работа с тетрадями
- Рефлексия
- Прощание Занятие 15.
Цель: развитие у детей внимания.
- Приветствие
- Игра «Бывает - не бывает»
- Упражнение «Геометрические фигуры»
- Физминутка
- Индивидуальная работа
- Пальчиковая гимнастика
- Рефлексия
- Прощание Занятие 16.
Цель: развитие мотивационной сферы у детей.
- Приветствие
- Повышение мотивационные готовности
- Упражнение «Школьные правила»
- Физминутка
- Упражнение «Выложи по образцу»
- Упражнение «Геометрические фигуры»
- Рефлексия
- Прощание Занятие 18.
Цель: развитие мелкой моторики рук
- Приветствие
- Упражнение «Школьные правила»
- Упражнение «Закрась рисунок»
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнение «Слова на букву»
- Работа в тетрадях
- Рефлексия
- Прощание Занятие 19.
Цель: продолжать развивать внимание и пространственные
ориентации.
- Приветствие
- Упражнение «Школьные правила»
- Игра «Съедобное - не съедобное»
- Физминутка
- Развитие пространственной ориентации
- Индивидуальная работа
- Рефлексия
- Прощание Занятие 20.
Цель: продолжение развития речи Ходя занятия
- Приветствие
- Упражнение «Слова на букву»
- Графический диктант
- Пальчиковая гимнастика
- Раскрась букву
- Рефлексия
- Прощание
Раздел 3. Работа с педагогами
Индивидуальные консультации с воспитателями по поводу организации предметно-пространственной среде в группе. Консультации плановые и по запросу.
Консультация со специалистами по поводу подготовки детей к обучению в школе.
Разработка и подготовка учебных пособий для подготовки ребенка к школе в группе.
Раздел 4. Работа с родителями
Для того, чтобы определить, как проходит подготовка ребенка к школе в семье и что родители понимают под подготовкой ребенка к школе. Так же достаточно ли удовлетворены подготовкой школе была дана анкета
Анкета для родителей «Как проходит подготовка детей к школе?»
Уважаемые родители! Данная анкета составлена нами для того, чтобы лучше узнать, как проходит подготовка ваших детей к школе. И с учетом данных, полученных в результате обработке анкет дать Вам необходимые рекомендации как наиболее лучше подготовить вашего ребенка к школе.
Далее будут представлены Вашему вниманию вопросы, а к ним варианты утверждений, которые необходимо, на Ваш взгляд подходящее к Вам, подчеркнуть или написать.
Ф.И. ребенка:
Возраст ребенка:
1. На ваш взгляд в чем заключается подготовка ребенка к школе
- умение считать
- умение читать и писать
- физического развитие ребенка
- умение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми
- ответственность и самостоятельность
- познавательная активность ребенка
- психологическая готовность ребенка
- Чему Вы уделяете внимание при подготовке ребенка к школе
- обучение иностранных языков
- развитие познавательной активности ребенка
- развитие у ребенка волевых качеств (умение управлять своим поведением, быть организованным и т.д.)
- различать право, лево, спереди, сзади и т.д.
- развивать умение общаться со взрослыми и со сверстниками
- другое ...
- Стоит ли вам принимать участие в подготовке ребенка к школе?
Если да, то в чем
- Стоит ли рассказывать ребенку о своей работе Да, нет
- Участвует ли ребенок с Вами в работе по дому Постоянно
От случая к случаю Не участвует
- Какие домашние дела делает ребенок дома (перечислить)
- С какими затруднениями Вы сталкиваетесь Ребенок отказывается от домашних дел Ребенок начинает делать дела и не заканчивает Ребенок забывает, то, что ему поручили Ребенок бросает дело при первом затруднением Другое.
- Уделяете ли Вы ребенку время вечером и сколько (вместе с ним играете, занимаетесь и т.д.)
Да (укажите, сколько времени уделяете)
Нет (укажите почему)
- В каком возрасте Вы бы хотели отдать ребенка в школу (укажите возраст)
- Какую помощь Вы готовы оказать детскому саду при подготовке ребенка к школе
- На Ваш взгляд достаточно ли подготовки к школе в детском саду Да
Нет (почему)
- Вы своего ребенка водите на подготовку на дополнительные занятия в другие учреждения кроме детского сада
Да (куда)
Нет
Приложение 2
Консультация для родителей №1. «Поведение родителей при психологической подготовке ребенка к школе»
Уважаемые родители! Для успешного обучения ребенка в школе для этого необходимо его подготовить как физически и дать ребенку все необходимые знания, умения и навыки, но психологически.
Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка необходимое в условиях обучения и усвоения школьной программы в коллективе (Венгер).
Психологическая готовность включает в себя некоторые требования, которые будут предъявлены в ходе обучения в школе и важно, чтобы он с ними был способен справиться. В понятии готовности к школе понимается не отдельные знаний, умения и навыки, а их набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Что же входит в готовность к школе? Прежде все это мотивационная готовность ребенка в школе, так же волевая и интеллектуальная готовность.
Мотивационная готовность ребенка к школе - это наличие желания у детей учиться. Большинство родителей скажут, что их дети хотят идти в школу. Но это далеко не так. Потому что желание пойти в школу и желание идти в школе это совсем разное. Школа привлекает не внешними атрибутами (портфель, тетради, учебники и т.д.), а возможностью получить новые знания, развитие познавательного интереса.
Волевая сфера необходима для нормальной адаптации ребенка к школьным условиям. Здесь идет речь не столько об умении ребенка слушаться, как об умении слышать и понимать, вникать то, что говорит взрослый. Для этого ученику необходимо подчинять свои непосредственные желания и побуждения, а слушать задние учителя, принимать задание.
Интеллектуальная готовность, по мнению родителей главная составляющей психологической готовности ребенка к школе, а основой являться обучение ребенка чтению, письму и счету. Это ошибочное убеждение родителей при подготовке к школе, так же является причиной разочарование при отборе в школу. На самом деле интеллектуальная готовность к школе не предполагает наличие определённых знаний, умений и навыков, хотя определенные знания, умения и навыки необходимы в школе.
Главное обеспечить наиболее высокое психологическое развитие, что обеспечить произвольное внимание, память, мышление, что даст ребенку возможность писать, читать и считать, решать задачи во внутреннем плане (то есть про себя).
Консультация для родителей №2. «Поведение родителей при подготовке детей к школе»
Уважаемы родители, Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Окажется в новых условиях и в новом коллективе. Вы не знаете, что делать? Как подготовить ребенка в школу? Стоит ли отдавать ребенка на курсы по подготовке в школу? И как узнать готов ли Ваш ребенок готов идти в школу?